Выборочное чтение. Быстрое чтение

Из переписки: ... мудрый Соломон сказал: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас". (Екклесиаст 1:9,10)

Что такое выборочное чтение. Это когда Вы читаете не все подряд а только то что Вам необходимо. Обучившись быстрому чтению Вы сможете получать только ту информацию которая Вам необходима а не нужную отбрасывать.

Нас всех окружают тексты: мы читаем книги, форумы, интернет-рассылки, журналы... Все нужно знать, во все нужно вникнуть. Но вдумчивое чтение - чтение не быстрое.

С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.

Изучающему выборочное чтение чтение на заметку

Каждый массив информации требует определенной скорости чтения, своей стратегии обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно помнить то, что скорость мышления определяет темп понимания прочитанного.

Основные принципы динамического чтения:

  • Формулируйте вопросы автору текста . Пишите обсуждайте полученную информацию с друзьями или на форумах.
  • Определяйте четкие цели перед чтением. Решите что планируете сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать просмотреть, запомнить наизусть найти какой либо факт, внимательно прочитать, ...
  • Мысленно соединяйте полученные знания и сведенья с приобретенными ранее знаниями. Раскладывайте знания по полочкам. Почитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Продумал - решил для себя как Употреблять.
  • Думайте над тем, что прочитали . Читайте с записной книжкой.
  • Если нет реализации прочитанного - значит, напрасно тратил время.
  • Перечитывайте несколько раз важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Устали? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Гибко меняйте скорость восприятия информации . Мусор фильтруйте.
  • Работайте на пике интереса . Читать неинтересные тексты не удастся.

На странице - 6 абзацев. Страница - час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день - месяц…

А нужных вам книг - тысячи.

Полезное на сайте о том, как научиться быстрее читать и запоминать больше

Что делать? Обучаться быстрочтению? Можно, это полезный навык, но это еще не решение. Представьте, вы потратили полгода на освоение быстрочтения, научились читать быстро и стали будете читать то, что вам не нужно, то вы потратили время на освоение быстрочтения и далее просто с большей скоростью продолжаете грузить себя лишней информацией.

Скорость - еще не решение. Если человек научился быстро бегать, но побежал не по той дороге, домой он прибежит позже, чем спокойный пешеход, знающий верный путь.

Осваивайте выборочное чтение.

Дисциплина чтения

В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно. См.→

Итак, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало. Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо. См.→

Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста...

Инструкция по выборочному чтению

Книг много, а жизнь у вас - одна...

Итак, соблюдайте дисциплину чтения, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало.

Взяв в руки книгу, поосторожничайте, настройте себя. Не открывая книгу, спросите себя: какие мои цели на сегодня, на месяц и на год, содержится ли в этой книге то, что наилучшим образом отвечает моим целям. Постарайтесь буквально разглядеть, как должно выглядеть в книге то, что вы хотите в ней найти. Точно ли там это есть? Может, эти книгу стоит все-таки отложить?

Пусть чтение книги будет для вас таким же ответственным делом, как: покупаю машину. Строим дом. Рожаем ребенка. Хотя книги все-таки можно читать - почаще…

Поэтому - взяли книгу в руки, открыли оглавление, нашли нужную главу. Открыли именно ее, остальное не читать.

Потратили 2 минуты, сэкономили до десятка часов.

Пропускайте не нужные вам страницы.

Скользите по страницам свободным взглядом - этого достаточно, сориентироваться сможете: эта не нужна, эта тоже про другое… Не теряйте время, ищите только нужное вам.

Проскальзывайте мимо лишних для вас абзацев.

Анализировать в книге каждый абзац это все равно, как заходить в каждый встреченный по дороге магазин: они манят, но вы идете своим путем.

Но на нужные вам абзацы, в которых действительно содержится то, ради чего вы взяли в руки книгу - не жалейте времени. 10 минут на абзац - совсем не много, если в результате вдумчивого чтения вы действительно станете богаче.

Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо.

Способов чтения существует очень много - от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать в каждом случае?

Все зависит от той задачи, которую ты себе ставишь. Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:

  • ознакомление с конкретным изданием;
  • ознакомление с конкретным автором (с помощью преди.словия, послесловия, комментариев в книге);
  • начальное знакомство с темой, проблемой;
  • поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подходящие способ чтения, критерии оценки прочитанного, приемы переработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщенным опытом других людей.

Перечислим основные используемые режимы (или способы) ознакомления с печатным источником.

Углубленное чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто происходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.

Параллельное чтение. При этом способе изучается несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда их авторы придерживаются разных точек зрения. Необходимо проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.

Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении его содержания, ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями либо при просмотре текста.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучить или лучше сразу выбрать нужный материал.

Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

Особо нужно сказать о способах чтения текстов в Интернете и на электронных носителях. Ведь на выбор того или иного способа чтения влияют не только цель, не только читательский опыт, но и тип текста.

В последнее время говорят о двух общих моделях чтения, о чтении линейном и нелинейном. Модель линейного чтения относят к традиционным печатным текстам. Нелинейного же чтения требует гипертекст, который создается и поддерживается с помощью новых компьютерных технологий.

Новые технологии - это не только новые носители информации, широчайший доступ к текстовой, аудиальной и визуальной информации, совершенно другие временные режимы, но и новые способы взаимодействия с текстом.

Можно говорить о таких особенностях взаимодействия с гипертекстом:

  • широкие, даже безграничные возможности перепроверять, дополнять, уточнять, сравнивать любую информацию, не только используя имеющиеся гиперссылки, но и на основе собственного опыта пользователя Интернета; формировать свое отношение к какому-либо вопросу, выясняя освещение его на разных порталах и сайтах;
  • возможности вмешиваться во многих случаях в разные тексты, как помещенные в Интернете, так и на компакт-дисках, редактируя их для собственных целей. Это изменение взаимоотношений автора и читателя;
  • в Интернете иногда прямо предполагается активное участие пользователей-читателей в создании литературных произведений, то есть Интернет предлагает читателю совершенно другой способ чтения. (Об этом можно почитать, например, в статье Чемодановой Е.А. "На крыльях"... паутины. Особенности нелинейного чтения // Библиотечное дело, 2004, . - С.6-8).

Но способ чтения художественных произведений, на каком бы носителе они физически ни существовали, остается "дедовским". Это медленное чтение-сопереживание, с размышлениями, ассоциациями, воспоминаниями...

Нас всех окружают тексты: мы читаем книги, форумы, интернет-рассылки, журналы... Все нужно знать, во все нужно вникнуть. Но вдумчивое чтение - чтение не быстрое. С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.

На странице - 6 абзацев. Страница - час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день - месяц…

А нужных вам книг - тысячи.

Что делать? Обучаться быстрочтению? Можно, это полезный навык, но это еще не решение. Представьте, вы потратили полгода на освоение быстрочтения, научились читать быстро и стали читать то, что вам не нужно, то вы потратили время на освоение быстрочтения и далее просто с большей скоростью продолжаете грузить себя лишней информацией.

Скорость - еще не решение. Если человек научился быстро бегать, но побежал не по той дороге, домой он прибежит позже, чем спокойный пешеход, знающий верный путь.

~C~Осваивайте выборочное чтение.

Дисциплина чтения

В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно. См.>

Инструкция по выборочному чтению

Итак, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало. Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо. См.>

Как читать художественные тексты

Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста... См.>

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на его долю приходится большая часть.

Режим быстрого чтения у инженерно-технических работников занимает 70—80% всего времени. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.


Быстрое. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.


Используется для предварительного, ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. В совершенстве им владел Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, профессор А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен» .

Сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в 2—3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из них так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. Рекомендуется классифицировать тексты, предназначенные для прочтения, в зависимости от цели чтения. В наиболее общем виде такая классификация выглядит следующим образом:

1) тексты, которые необходимо подробно изучить;

2) тексты, с которыми следует ознакомиться;

3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.

Необходимо отметить, что отнесение текста к той или иной группе зависит не от его стилистической и жанровой принадлежности, а определяется исключительно прагматической установкой человека.

Например, если статью из популярного журнала необходимо детально изучить, чтобы использовать содержащиеся в ней данные при составлении обзора или реферата, то эта статья будет отнесена к 1-й группе; если журнал читается в развлекательных целях, то та же статья будет отнесена ко 2-й группе; и наконец, если вам сообщили, что в данной статье содержатся некоторые интересующие вас сведения (например, статистические данные), то ее следует отнести к 3-й группе.

Способы, или виды, чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения. Выделяют следующие основные способы чтения.

1. Углубленное чтение. При таком чтении необходимо понять, какую проблему решает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация должна быть переработана. Необходимо постараться запомнить основную часть текста, чтобы впоследствии ею можно было воспользоваться.

2) вопросы, которые он рассматривает для доказательства своей идеи, аргументы, которые он приводит;

Иногда такой способ чтения называют аналитическим, изучающим, творческим и т. п. Такой способ применяется при чтении текстов 1-й группы – обычно это учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.

2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне – как правило, только основной информации.

При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факты содержатся в тексте. Кроме того, следует запомнить выходные данные текста, т. е. где и когда он опубликован.

Ознакомительное чтение используется при чтении текстов 2-й группы – обычно это тексты публицистического стиля (газетные и журнальные статьи), а иногда и художественная литература.

3. Выборочное чтение. Если в тексте вас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-то события и т. п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. При этом можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты – достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в таком тексте.

Такой способ применяется при чтении текстов 3-й группы – это могут быть тексты любого жанра и стиля: научного, официально-делового, публицистического, художественного.

4. Чтение-просмотр. Одной из разновидностей выборочного чтения является чтение-просмотр, которое используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие (выбираются наиболее важные положения автора) заключение. Цель такого чтения – определение того, следует ли купить эту книгу, заказать в библиотеке, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т. п.

5. Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т. д. Человек, обученный этому способу чтения, может усваивать текст в два-три раза быстрее, чем читающий традиционно.

6. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Технике такого чтения обучают в Школе быстрого чтения Олега Андреева, а также в Школе рационального чтения (см. список литературы).