Учебный план c. Учебный план

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к-рой для каждого уч. предмета и каждого года обучения задано число уроков в неделю, отводимых на его изучение. Фиксируя наиб. общие ограничения по составу содержания образования и уч. нагрузке учащихся, У. п. служит базой для разработки уч. программ (см. Программа учебная). и уч.-метод, пособий, для планирования кадрового и финанс. обеспечения образоват. учреждения.

Отбор уч. предметов и распределение уч. времени, реализованные в У. п., отражают взгляды его составителей на то, каково и в каком объёме оно необходимо учащимся. Так, У. п. трёхлетней рос. нач. школы (1897-1917). содержал след. уч. предметы: закон Божий (468 ч), церк.-слав. язык (234 ч), рус. язык (624 ч), чистописание (166 ч), арифметику (390 ч), что наглядно иллюстрирует преобладание идеи воспитания в духе православия и позицию ограничения объёма практически полезных знаний. У. п. рос. мужской классич. (1914). включал в себя 12 предметов, причём на древне-греч. и лат. языки отводилось почти вдвое больше часов, чем на математику и естествознание вместе взятые, что отражало господствовавшие в то время идеи формального образования (см. Материальное и формальное ).

В сов. время, исключая непродолжит. период 20-х гг., общеобразоват. школа работала по единым У. п., разрабатываемым и утверждаемым централизованно в каждой союзной республике. У. п., напр., рос. школы, допускал вариативность: для школ с русским и для школ с родным нерусским языками обучения. Единство У. п. рассматривалось как важное социальное завоевание, обеспечивающее всем учащимся равные возможности в получении образования. С др. стороны, унификация массовой школы вполне отвечала её статусу идеологич. учреждения.

В У. п. сов. общеобразоват. школы был существенно повышен удельный вес естеств.-матем. предметов: в отличие от большинства развитых стран мира, они изучались не как интегрированные курсы, а в системе неск. отд. предметов (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и физика, химия, физ. и астрономия соответственно), что требовало повышенных Затрат уч. времени. Политехн. и трудовой потенциал школы усиливали такие уч. предметы, как , трудовое и общественно полезный труд. Как следствие, доля уч. времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин, оказывалась неоправданно заниженной.

В процессе развития рос. школы У. п. видоизменялся: нач. школа была четырёхлетней, затем при осуществлении «перехода школы на новое содержание образования» (60-70-е гг.). стала 3-летней, после чего ввиду заметной перегрузки мл. школьников было решено перейти опять к 4-летней. Изменялась и общая продолжительность обучения в школе от десяти к одиннадцати годам (при осуществлении производств, обучения на ст. ступени в . 50-х гг.), затем обратно к 10-летке и вновь к 11-летке в реформе 60-х гг. С 1966 в У. п. появились незначит. возможности выбора предметов учащимися в виде факультативных занятий. В 60-х гг. стало возможным развивать систему школ с углублённым изучением отд. уч. предметов, для чего были разработаны соответствующие У. п. С целью компенсации неполноты У. п. применялась (обычно непродолжительно). практика введения нек-рых нетрадиц. для школ уч. дисциплин (Логика, Основы дарвинизма, Конституция СССР, Этика и семейной жизни и т. п.), что приводило к заметному разбуханию У. п. и появлению в нём педагогически неэффективных «одночасовых» предметов. Аналогичные процессы происходили с У. п. школ союзных республик.

Жёстко унифицированный, перегруженный уч. предметами и часами, технократически ориентированный У. п. сдерживал адаптивные возможности школы при учёте нац., региональных и местных особенностей и потребностей учащихся, препятствовал развитию школы в направлениях гуманизации и демократизации образования. В 80-х гг. был разработан принципиально новый механизм базисного У. п., обеспечивающий реальное многообразие У. п. школ при сохранении единого образоват. пространства страны.

Сущность базисного У. п. заключается в распределении содержания образования и уч. нагрузки учащихся на отд. компоненты, конструируемые на общегос., региональном и шк. уровнях. Введение общегос. компонента (в СССР. с 1990, в РФ с 1993). обеспечивает единство школы и общественно необходимое качество образования. Региональный компонент (в СССР. определялся на уровне республик, в Рос. Федерации - на уровне краёв, областей и республик). обеспечивает учёт местных и нац. особенностей и потребностей. Шк. компонент позволяет адаптировать рабочий У. п. конкретной школы применительно к потребностям контингента учащихся и возможностям школы.

В базисных У. п. осуществлена определённая гуманитаризация содержания образования за счёт выделения относительно большей доли уч. времени общегос. компонента на гуманитарных предметов. Введение базисных У. п. позволяет сократить обязат. уч. нагрузку учащихся, направив высвободившиеся часы на обеспечение вариативности образования, обучение по выбору учащихся, групповую и индивидуальную работу со школьниками. На основе базисного У. п. - важнейшего элемента гос. образоват. стандартов (см. Стандарты образовательные) - формируются разнообразные программы конкретных школ, осуществляется поисковая и инновационная в области образования. В. В. Фирсов.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "УЧЕБНЫЙ ПЛАН" в других словарях:

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. В средней… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет … Российская энциклопедия по охране труда

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет … Большой Энциклопедический словарь

    Учебный план - официальный документ, отражающий объем и содержание обучения... Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 N 215 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (вместе с ОСНОВНЫМИ… … Официальная терминология

    Учебный план - учебное издание, определяющее перечень учебных дисциплин (предметов), их распределение по годам обучения, число часов, отведенных на их изучение. У. п. может быть листовым изданием, брошюрой или входить составной частью в сборник учебных программ … Издательский словарь-справочник

    учебный план - документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на предмет. * * * УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНЫЙ ПЛАН, документ, определяющий состав… … Энциклопедический словарь

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, определяющий состав учебных предметов и курсов, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, и их объем в часах. Может содержать указания на содержание запланированной аудиторной и внеаудиторной работы … Профессиональное образование. Словарь

    учебный план - išplėstinė mokymo programa statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visų studijų dalykų arba vieno kurio nors specialybės dalyko programa, apimanti mokymo turinį, laiką, metodus ir formas. atitikmenys: angl. curriculum vok. Lehrplan rus. программа; …

    учебный план - mokymo planas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Valstybinis dokumentas, kuriuo nustatoma, kokie mokymo dalykai turi būti dėstomi atskirose klasėse ir įvairių tipų mokyklose, kiek jiems skiriama valandų per savaitę klasėje, per visus mokslo… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    учебный план - mokymo planas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dokumentas, kuriame apibrėžiamas pagrindinis tikslas ir uždaviniai, numatomos vienų metų sportinio rengimo rūšys, turinys ir laikas. atitikmenys: angl. curriculum vok. Lehrplan, m … Sporto terminų žodynas

    Учебный план - разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов?ФГОС , Макляева Наталья Викторовна. Пособие входит в методический комплект ВООП "Первоцветы" и раскрывает практико-ориентированиую технологию разработки учебных планов для основных и адаптированных образовательных программ…

Лекция Хабибуллиной Л. К. ТО и ПТ 2011г.

1. Учебный план средней общеобразовательной школы:

a) Учебный план;

b) Типовой (базисный) учебный план;

c) Региональный базисный учебный план;

d) Учебный план общеобразовательной средней школы;

2. Особенности структуры типового (базисного) учебного плана.

3. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий.

4. Учебники и учебные пособия.

Литература:

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. С. 96.

2. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. – М., 1988.;

3. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

4. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей (под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Педагогическое общество России, 2008. С. 576).

5. Теоретические основы содержания общего среднего образования (под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.).

a) Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы - это доку­мент, утвержденный Министерством образования и науки РФ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество учебных часов на каждый предмет для его изучения на каждой сту­пени обучения.

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным эта­пам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают при­оритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являют­ся предпосылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

~ Типовой (базисный) учебный план РФ;

~ примерные типовые федеральные и региональные учебные планы;

~ учебный план конкретной школы.

Перечень учебных предметов в этих планах подразделя­ется на три группы:

~ обязательные (базовый компонент);

~ изучаемые по выбору учащихся (дифференцированный компонент);

~ предметы, которые вводятся советом школы (школьный или региональный компонент).

b) Типовой учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утвер­ждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования и науки. Явля­ясь частью государственного стандарта, Типовой (базис­ный) учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню обра­зования учащихся. Базисный учебный план служит осно­вой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.



c) Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного Типового (базисного) учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования и науки.

d) Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Типового (базисного) и регионального учебных планов на дли­тельный период. Он отражает особеннос­ти конкретной школы. Рабочий план школы утверждается ежегодно педагогическим советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной шко­лы и их совершенствование ведётся по двум направлениям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в обще­ственной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дисцип­лин. Ведутся поиски баланса между разными компонен­тами образования - обязательными и элективными, меж­ду циклами учебных предметов.

Закон РФ «Об образовании» дает школам право состав­лять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предме­тов, выражающее некоторую специализацию по направле­ниям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Име­ется и набор предметов по выбору (факультативы). Диффе­ренцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, посколь­ку напрямую влияют на развитие личности и полноту об­разования.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. ЧР считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ - компетентности в образовательные программы образовательных учреждений.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую степень образования.

Пример:
Выпускник научиться самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.

Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание «Азбука» и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применимый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и Интернете.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

1) базисный (это часть государственного образовательного стандарта)

2) типовой (создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.)

3) учебный план школы (составляется на основе базисного и типового планов)

Учебная программа – это нормативный документ определяющий:

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

15.Понятия: «содержание образования», «модель содержания образования»

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека.

Модель формирования содержания образования как единая конструкция,

объединяющая разные процессы разработки содержания и его оформления в единое

целое, была для развития дидактики существенным шагом вперѐд, т.к. выводила

теоретическое знание о содержании образования на качественно новый научный

уровень, характеризующий переход от частичного к целостному его осмыслению.

Модель давала целостное представление о процессе обучения и его составляющих,

поскольку все дидактические категории (большие и малые) стало возможным изучать

дидактического ориентира

пятиуровневая модель формирования содержания образования

Краевского – Лернера отразила педагогическую реальность своего времени и внесла

существенный вклад в теорию содержания образования и отечественную дидактику в

целом. В настоящее время педагогическая реальность стала более многогранной,

вариативной, требующей более гибкого подхода к формированию содержания

образования. Она изменила взгляд на деятельность учителя, существенно обогатила его

функциональную составляющую, в том числе в отношении к процессу формирования

формирования содержания и естественным образом «вырастает» из пятиуровневой