Творческие способности человека. Творческие способности личности Творческие возможности человека

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Воспитательный час на тему:

«Творческие способности и возможности

человека»

Показать ребятам, что развитие инициативы, творческого начала,

современном обществе;

Акцентировать внимание воспитанниковна то, что творческие

способности есть у всех, только их необходимо развивать.

Ход занятия

Вступительноеслововоспитателя:

Ребята, после окончания школы перед каждым из вас встает проблема

определили то направление, где смогут максимально проявить себя, сознавая,

где предстоит учиться, кем работать и к чему стремиться в карьерном росте и

профессиональном мастерстве. Однако сегодня мы обратим внимание на

другую сторону вашего самоопределения в жизни, попытаемся вместе

подумать и ответить на вопросы:

Каковы творческие способности человека и его возможности?

Как проявить себя и свои способности?

Обсуждение типовых ситуаций:

«Талантливывсеилитолькоизбранные?»

Гениальностьвовсене такойбожественноредкийдар... Она,

напротив,не редкостьисоставляетуделвсякого.

П.К.Энгельмейер

Способности -свойства личности, дающие ей возможность успешно

обучаться, приобретать знания, умения, навыки для осуществления

определенной деятельности. Например, обучение рисованию, музыке, языкам

и т.д. Причем способности проявляются не в самих знаниях, умениях и

навыках, а в скорости их приобретения. С точки зрения современной

психологии наивысшей степенью способностей является гениальность, далее

идут талантливость и одаренность.

Раньше считалось, что творчество, изобретательство -удел немногих,

избранных, т.е. людей, у которых с детства проявились явные таланты в какой-

либо области (музыкальные, художественные, литературные, технические

способности). Есть мнение, что сложные психологические структуры, которые

обеспечивают творческие способности, передаются по наследству.

прабабки А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого были родными сестрами. В пяти

поколениях семьи Баха насчитывалось 16 композиторов. Мы знаем

выдающихся писателей и композиторов: Дюма -отец и сын, Штраус -отец

и сын. А современные артисты? Каждый из нас сможет привести массу

примеров: выросли в семье актеров Андрей Миронов, Кристина Орбакайте,

Александр Ширвинд, и т.д.

множеством фактов, когда в простой семье рождались поэты, художники,

музыканты, писатели, изобретатели. Исследования ученых показали, что

выдающиеся и гениальные люди не образуют какой- то отдельнойпороды и

могут родиться в любой самой обыкновенной семье.

Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых

Ломоносов. И. П. Кулибин, С. В. Ильюшин и др.

«Пружинатехническогопрогресса»

Еслиопределитьпсихологическимтермином,чтоже является

пружинойявляетсяизобретательность.

А.В. Луначарский

С древних времен человечество занималось изобретательским

творчеством. Через него человечество пришло к современным благам

цивилизации.

Жизненно необходимые потребности людей -добыча пищи,

сохранение огня, создание и благоустройство жилья -выдвигали задачи

изготовления и постоянного усовершенствования орудий труда и средств для

охоты. Как заточить камень, как сделать копье? Эти вопросы стимулировали

мыслительную, изобретательскую деятельность древнего человека.

С изобретения первых орудий труда и начался процесс

«очеловечивания» наших предков. Из каменного векак нам пришло наиболее

значительное открытие -сочетание легкого топорища с тяжелым топором.

С самых давних времен были сделаны миллионы открытий. И что

удивительно, при усложнении изобретательских задач методы их решения

почти не изменялись. Обычно изобретатели шли к цели проторенным путем

«проб и ошибок».

Другим наиболее важным, с точки зрения современной техники,

открытием стало изобретение колеса. Оно было изобретено в два

этапа.Сначалаиспользовались:

волокуш);

Была изобретена ось с подшипниками (в качестве первой смазки был

применен бараний жир);

Первое колесо со спицами появилось в Египте и Восточной Персии в

2000-1500 гг. до н. э. Сегодня с высоты достижений цивилизации нельзя не

удивляться великой изобретательности наших далеких предков.

«Еговеличествослучайшли...»

Не всякому помогает случай, судьба одаряет толькоподготовленные

Л. Пастер

Путем «проб и ошибок» упорно работали ученые над проблемами,

которые захватывали полностью их существование. Современники Т. Эдисона

шутили, что если перед изобретателем поставить задачу найти иголку в стоге

сена, то он, не теряя ни секунды, начнет поиски, перекладывая соломинку за

соломинкой. В этой шутке есть доля истины. Так, например,

Свой щелочной аккумулятор Эдисон получил, проделав 50 000 опытов;

Ч. Гудьирдля улучшения качества каучука перепробовал массу

вариантов его смесей с различными веществами: с песком, солью, перцем,

сахаром и даже с супом, пока случайно по рассеянности не положил смесь

каучука с серой на горячую плиту, открыв таким образом способ вулканизации

и резину;

Ф. Лебон случайно бросил горсть древесных опилок в стоящий на окне

стеклянный сосуд -и изобрел лампу газового освещения;

Из истории от Плиния пришли сведения, что финикийские моряки

укрыли во время шторма свой корабль с грузом соды в устье реки. Готовя

пищу на песчаном берегу, подложили куски соды под котел и развели огонь.

Сняв котел, они обнаружили на песке прозрачную массу. Так было изобретено

Химик Э. Бенедиктус случайно выронил стеклянную колбу,

загрязненную раствором коллодия, и обнаружил, что колба не разбилась. Это

послужило началом к изобретению небьющегося стекла;

А. Флеминг, хозяин химической лаборатории, не отличался

аккуратностью; и в заплесневевшей лабораторной чашке, которую нужно

было давно выбросить в помойное ведро, был случайно обнаружен желтый

порошок. Так произошло открытие пенициллина;

Французский физик Антуан Беккерель случайно засветил

фотопластинки, завернутые в черную бумагу. В результате он выяснил, что

соли урана испускают какие- то невидимыелучи. Так было открыто явление

радиоактивности;

Русский химик К. Фальберт после работы в лаборатории допустил

неряшливость, будучи голодным, сел за стол с невымытыми руками. За обедом

у него все блюда имели сладкий привкус. Заинтересовавшись этим, великий

химик открыл вещество в 500 раз слаще сахара -сахарин;

Уильям Мердок, нагревая в чайнике куски угля, нечаянно поджег газ,

выходящий из носика. Так было изобретено газовое освещение.

Когда Ньютона спрашивали, как он сделал свои открытия, он отвечал:

«Я постоянно думал о них... Я постоянно держу в уме предмет своего

исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск постепенно и мало-

помалу не превратится в полный и блестящий свет». Над разработкой своего

открытия Ньютон работал двадцать лет и даже заболел от переутомления. Так

Работа упорная, целеустремленная, самоотверженная - такова цель и

причина открытия!

То, что природа наделила человека необыкновенными способностями,

доказывается фактическими материалами. Так, например, индийская женщина

Шакунтала Деви выигрывала соревнования с компьютером по сложнейшим

расчетам, опережая его действия на десятки секунд.

Блестящей музыкальной памятью обладали многие композиторы (В.- А.

Моцарт, С. В. Рахманинов). Случилась курьезная история: Сергей Рахманинов

решил подшутить над своим коллегой и спрятался в соседней комнате, где

Александр Македонский, Наполеон и другие выдающиеся полководцы

помнили своих солдат в лицо, а некоторых и по именам. Тут нет ничего

сверхъестественного. Таковы требования профессии. Например, многие

преподаватели помнят своих учеников, врачи и медсестры знают своих

пациентов, а официантки и бармены знают своих постоянных клиентов.

Исходя из этих примеров, можно утверждать, что подавляющее число

людей постоянно проявляют изобретательность в обыденной жизни и в сфере

человеческих отношений.

Таким образом, в каждом человеке природой заложены потенциальные

возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать.

«Эврика!»

Всегдавыбирайтесамыйсложныйпуть, на нем вы не встретите

конкурентов.

Шарльде Голль

Архимеда после открытия закона довольно оригинальным методом. А задача

перед у Архимедом стояла чисто практическая - выяснить, сделана ли корона

из чистого золота или в ней есть примеси? Ученый- философ блестяще

справился с этой головоломкой.

В настоящее время ученые пытаются создать науку о творчестве -

эвристику. Еще недавно бытовало мнение, что творчество существует только

в литературе, искусстве, а изобретательскую деятельность относили к

ремесленническому труду, а также считали невозможным изучение

ТВОРЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: личностном и процессуальном . Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. (Пример из Платона. «Ион»).

Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

· независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформизм оценок и суждений;

· открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

· уверенность в своих способностях и сила характера;

· смешанные черты мужественности и женственности в поведении;

· развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях.

Что такое творческие способности? Можно ли их развить или это дано от рождения? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, или скорее разбудить способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.



Рассмотрим подробнее понятие “способности”. “Способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (С. Л. Рубинштейн.)

Б. М. Теплов выделил следующие признаки человеческих способностей:

1) это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Очевидно, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.

Существует подход (Л. С. Выготского), связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”.

Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых , это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых , развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово.

Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения какой-либо одной деятельности.

В. Н. Дружинин делит общие способности на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных.

Понятие креативности (от лат. creatio – создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Как отмечает известный исследователь Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность (самопроизвольность) творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»).

Джо Пол Ги́лфорд (англ. J. P. Guilford; 1897-1988) – американский психолог, профессор.. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания (концентрации внимания), творчества и темперамента.

«Креативность» - так озаглавил Дж. Гилфорд свой доклад, сделанный при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации в 1950 г. В этом докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты.

Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест на необычное использование предметов, в котором испытуемому предлагалось придумать как можно больше вариантов применения самых обычных предметов (например, кирпичей). Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и тесты на «нестандартное мышление» быстро превратились в главный инструмент измерения креативности.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг. XX в.. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности измеряли особенности одного из типов мышления, названного Дж. Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов В первых десяти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних четырех - составить ответ на основе изобразительного материала. Тесты Дж. Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов.

Приведем примеры тестов.

1. Тест легкости словоупотребления: Напишите олова, содержащие указанную букву (например, о).

2. Тест на использование предмета: Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (например, консервной банки).

3. Составление изображений. Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние.

Дж. Гилфорд и его сотрудники, выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность.

Среди них такие:

♦ беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу вре¬мени);

♦ гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на

♦ оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

♦ любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

♦ способность к разработке гипотезы;

♦ иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

♦ фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

В 1967 г. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

В свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания:

1) оригинальность (статистическая редкость);

2) осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки - «скрепку можно съесть» - креативным не является);

3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений);

4) объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

Дж. Гилфорд выделил следующие четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Ряд ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но при этом неэффективными.

Так, Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности».

Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности.

Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или мечтаний».

В одном из опросов учащихся им задавались следующие вопросы:

Какие мнения, делающие творчество и творческую личность непривлекательными Вы слышали? Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?

В опросе участвовали 43 человека. 31 человек высказали следующие мнения (в скобках указано число повторов в ответах, если они повторяются):

Творческие люди рассеяны (2); отвлечены от реальности (4): могут пользоваться плагиатом; слишком эмоциональны (2): подвержены капризам своего настроения; слишком экспрессивны; «их отличает самоуверенность, гордыня, алчность, злоба»; пренебрежение к внешности; замкнутость в себе (2); им трудно найти единомышленников и друзей; они заторможены; направлены на одно; общество отвергает их как инородные элементы; люди считают их странными (2); к ним проявляется заранее предвзятое отрицательное отношение; они боятся неудачи; это скучные и неинтересные люди (3); малообщительны: чересчур умные: творческие личности получают мало денег (2); могут бросить свою работу, если пропадет интерес к ней: их не уважают: их отличает чрезмерный эгоизм (2); они неуравновешенны, раздражительны. нервны; отличаются нестабильной» психикой (2): издерганы; способны преступать законы обычных людей; непостоянны, часто меняют образ жизни; «имеют другие взгляды на жизнь, иногда противоположные взглядам окружающих»; «их «божественная» задумчивость отнимает много времени»; их отличает бесполезная трата времени; они имеют много недостатков; безответственны: небрежны; непривлекательны: страдают манией Нарцисса.

Таким образом, учащиеся (31 чел.) отметили 47 позиций, делающих творчество и творческую личность непривлекагельными. отмеченные мнения они считают более или менее правдоподобными. Это говорит о том. что предубеждения против творчества распространены очень широко.

Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами . Кропли указывает на то, что и те и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи.

Эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных людей и шизофреников (или людей с шизоидными симптомами). Причем сходство в мышлении прослеживается прежде всего именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. И шизофреники, и креативные индивиды способны использовать периферическую информацию в качестве источника креативных идей благодаря, предположительно, расфокусированности их внимания.

Г. Ю. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности – так называемом психотизме (этим конструктом Айзенк обозначает нестандартность поведения в общем смысле слова). Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности – у других. Айзенк полагает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень – к высокой креативности.

Связь с интеллектом. Гилфорд первоначально включал в структуру креативности, помимо дивергентного мышления, способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.

Были выявлены четыре группы людей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем:

1) люди с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, интересом ко всему новому и независимостью оценок (вера в свои возможности, хороший самоконтроль, хорошая социальная интеграция, высокая способность к концентрации внимания, большой интерес ко всему новому);

2) люди с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой (постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и школьными требованиями, недостаточная вера в себя и самоуважение, боязнь оценки со стороны окружающих);

3) люди с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией (восприятие неудач как катастрофы, боязнь риска и высказывания своего мнения, пониженная общительность);

4) люди с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой (хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью).

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Развитие способностей личности

Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.

Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.

Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.

Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.

Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.

Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.

Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.

Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.

Творческие способности личности

Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.

Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.

Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.

А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.

Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.

Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.

Индивидуальные способности личности

Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.

Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.

В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.

Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.

Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.

Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.

Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.

Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.

Данный подход Шадрикова, позволил найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.

Социальные способности личности

Социальные способности личности – это такие свойства индивида, которые приобретаются в процессе его развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Они изменяются в процессе воспитания и в соответствии с существующими социальными нормами.

В процессе социального общения социальные свойства более выражаются в совокупности с культурной средой. Одно из другого нельзя исключать. Так как именно социально-культурные качества играют основную роль в формировании субъекта как личности.

В процессах межличностного взаимодействия теряется социально-культурная ценность, и социальные способности не могут проявиться в полной мере. Применение индивидом социальных способностей позволяет обогатить свое социально-культурное развитие, улучшить культуру общения. Также их применение значительно влияет на социализацию субъекта.

Итак, социальные способности личности – это индивидуальные психологические особенности индивида, которые могут позволить ему жить в социуме, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и взаимоотношений с ними в любых видах деятельности. Они обладают комплексной структурой. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные свойства и способы их проявления в обществе.

Социально-перцептивные способности – это индивидуальные психологические свойства индивида, возникающие в процессе его взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами, обеспечивающие адекватное отображение их особенностей, поведения, состояний и отношений. Такой вид способностей заключает в себе и эмоционально-перцептивные.

Социально-перцептивные способности составляют сложную совокупность коммуникативных способностей индивида. Потому что именно коммуникационные свойства позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых эффективное и полноценное взаимодействие, общение и выполнения совместной работы невозможно.

Профессиональные способности личности

Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.

Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.

Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.

Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к , духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.

На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.

Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.

Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).

Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.

Коммуникативные способности личности

В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.

Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.

Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.

Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.

Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.

Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.

Интеллектуальные способности личности

В психологии различают два мнения о природе интеллекта. Одно из них утверждает, что есть общие условия интеллектуальных способностей, по которым судят об интеллекте в общем. Объектом изучения в этом случае будут ментальные механизмы, определяющие интеллектуальное поведение индивида, его способность к адаптации к окружающей среде, взаимодействие его внешнего и внутренних миров. Другое предполагает присутствие множества структурных компонентов интеллекта, не зависящих друг от друга.

Г. Гарднер предложил свою теорию о множественности интеллектуальных способностей. К ним относят лингвистические; логико-математические; создание в уме модели расположения предмета в пространстве и ее применение; натуралистические; корпусо-кинестетические; музыкальные; умение понимать мотивацию поступков других субъектов, способности формирования правильной модели себя и применение такой модели для более успешной реализации себя в обыденной жизни.

Итак, интеллект – это уровень развития мыслительных процессов индивида, которые обеспечивают возможность приобретения новых знаний и их оптимально применять на протяжении жизни и в процессе жизнедеятельности.

По мнению большинства современных ученых, общий интеллект реализуется, как универсальная способность психики.

Интеллектуальные способности – это особенности, которые отличают одного индивида от другого, возникающие на основе задатков.

Интеллектуальные способности группируются в более широкие области и могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности индивида, его социальной роли и статусе, моральных и нравственных качествах.

Таким образом, следует сделать вывод, что интеллектуальные способности обладают достаточно сложной структурой. Интеллект личности проявляется в способности индивида к мышлению, принятию решений, целесообразности их применения и использования для успешной реализации конкретного вида деятельности.

Интеллектуальные способности индивида заключают в себе огромное количество различных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Они реализуются субъектами в процессе проигрывания им различных социальных ролей.

Чем больше вы делаете того, что делаете,
тем больше вы получаете того, что у вас есть.

Творческое начало есть практически в каждом человеке. Однако в деятельности одних людей творческий характер проявляется в большей степени, а у других – в меньшей.

Творческое мышление требует, чтобы вы постоянно копали вглубь себя и генерировали идеи, которые будут больше, лучше, новее, быстрее, дешевле, и которые вы сможете использовать для улучшения своей жизни. Творческие люди обладают, по крайней мере, семью особыми личностными качествами. Когда вы практикуете одно или несколько из этих качеств, вы становитесь более креативным.

Первое качество тех, кто мыслит творчески, это их активное любопытство. Они стремятся узнать что-то новое и постоянно задают вопросы: «Как?», «Почему?» и т.д. В этом они похожи на детей. Затем они спрашивают: “А почему бы и нет?”, “Почему я не могу сделать это?”

2. Мышление с нуля

Вторая характеристика творческих людей заключается в том, что они практикуют «мышление с нуля». Философия такого подхода означает спрашивать себя: «Если бы я сейчас не делал то, что делаю, и знал то, что знаю сейчас, начал бы я этим заниматься?»

И если ответ будет отрицательным, они прекращают делать то, что делают, и начинают заниматься чем-то другим. Просто удивительно, сколько много людей настойчиво продолжают заниматься тем, к чему не испытывают ни малейшей склонности.

3. Способность к изменениям

Творческие люди отличаются той ценностью, что они готовы к изменениям. Они признают, что в нашем мире нежелание или неспособность к изменениям приводит печальным результатам. И если вы предпочитаете нести ответственность за свою жизнь, нужно не только быть готовым к неизбежным переменам, но и организовывать их самому.

Согласно одному исследованию, 70% решений, какие мы принимаем, оказываются неверными в долгосрочной перспективе. Это значит, что вы должны быть готовы изменить свое мнение и большую часть времени пробовать что-то еще.

4. Признайте, когда вы не правы

Четвертая творческая составляющая – это готовность признать свою неправоту. Огромное количество ментальной и эмоциональной энергии людей тратится для защиты от признания того, что они приняли неправильное решение. Действительно открытые творческие люди всегда должны быть гибкими и готовыми изменить свое мнение и признать, когда они не правы.

5. Непрерывное обучение

Высоко творческие люди обладают свободой признать, что они чего-то не знают. Никто не может знать хоть что-то обо всем, и весьма вероятно, что в отношении некоторых предметов ошибаются практически все.

Независимо от того, с какой проблемой вы столкнулись, наверняка кто-то и когда-то с ней уже справился и это решение сегодня используется. Проще и эффективнее всего справиться с проблемой можно найдя уже готовое успешное решение и скопировать его. Обучение в том и заключается, чтобы перенимать опыт других людей и применять его на практике.

6. Целенаправленность

Деятельность творческих людей сосредоточена на их целях, в достижении которых они могут реализоваться. Они живут продуктивно и точно зная, чего хотят; прекрасно представляют, как их цель будет выглядеть, как если бы это было реальностью уже сегодня. И чем больше они визуализируют и представляют свою цель как реальность, тем более креативными они становятся и тем быстрее движутся к ее достижению.

7. Контролируйте свое Эго

И наконец, седьмой особенностью высоко творческих людей является то, что их Эго менее причастно к принятию решений. Они больше озабочены тем, что правильно, а не тем, кто прав, и готовы принимать идеи из любого источника для решения своих вопросов.

Творческое мышление порождает новые идеи

Самой важной частью творческой индивидуальности является . И чем больше идей вы генерируете, тем лучше будет их качество. Чем больше идей у вас есть, тем больше шансов, что у вас окажется нужная идея в нужное время.

Но еще Томас Эдисон сказал: «Гений – это один процент вдохновения и 99 процентов труда». Истинный признак креативной личности это способность придумать идею, а затем применить ее на практике. Каждый раз, когда вы генерируете новую идею, составляете план по ее реализации, а затем выполняете его, вы развиваете в себе творческие способности. И чем сильнее вы их разовьете, тем большего вы добьетесь в каждой сфере своей жизни.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные). Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.

Такое творчество - это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.

Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или физического труда. Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.

Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.

Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой творческой работой.

При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.

Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.

Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.

Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.

Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.

Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.

Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.

Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие - завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» . Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.

На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда - в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества - пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).

Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети - со стоpоны своих pодителей, ученики - со стоpоны учителей, pаботники - со стоpоны своих начальников, солдаты - со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.

Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас - людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина - не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.

В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению - мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).

Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.

Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).

Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.

Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении - объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.

Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.

Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.

Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.