Толкование утренних молитв. Объяснения церковных и домашних молитв

Псалом 50 является наиболее употребляемым молитвенным текстом из Псалтыря. Это особенная утренняя молитва, которая одновременно относится к канонам: к Богородице, К Ангелу-Хранителю, к Причащению. Основной смысл молитвы заключается в покаянии в том, что когда-либо молящимся был совершен грех. В этом обращении содержится просьба о том, чтобы Господь даровал прощения за ведомые и неведомые прегрешения.

Псалом 50: текст молитвы на русском языке

Как известно очень важно понимать произносимый молитвенный текст. Поэтому во время утренней молитвы псалом 50 рекомендуется читать на русском языке.

Звучит он так:

«Помилуй меня, Господи Всевышний, по великой мудрости и милости Твоей, помилуй меня грешного и недостойного по множеству милостей и щедрот Твоих. Прости свершенные прегрешения мои. Многократно прошу очистить душу мою от грехов, ибо беззакония, свершенные мной, я осознаю и искренне раскаиваюсь в них. Господи, и даруй прощение великое свое. Наполни мое сердце чистотой и обнови дух внутри меня. Не отверни лица своего от меня, услышав просьбу мою дерзновенную. Даруй мне надежду на спасение души моей и своим духом владыческим утверди меня. Научи меня идти по пути праведному и избавь меня от мук, чтоб я в молитвах своих мог прославлять во веки веков Имя Твое Святое. Ибо я знаю, что не жертвы ты желаешь, которую я смиренно готов отдать, а благоволишь ко мне. Облагодетельствуй меня раба Твоего, Господи. Аминь».



Читать псалом 50 на арамейском языке

История создания псалма 50 поучительна и одновременно романтична. Она связана с именем царя Давида. Правитель был набожным человеком и всегда следовал всем предписаниям Божьего закона. Но так случилось, что он совершил прелюбодействие, влюбившись в красавицу Вирсавию, супруг которой находился в военном походе. Причем его грех усугубился еще и тем, что царь своей властью направил мужа женщины в самое кровавое сражение, из которого он не вернулся живым.

Но, как гласит народная мудрость, нет ничего тайного, которое со временем не стало бы явным. Пророк Самуил обличил властителя в свершенном грехе. Давид искренне раскаялся в содеянном, и результатом этого стало молитвенное обращение к Господу, известное сегодня, как Псалом

Впервые псалом 50 был прочитан на арамейском языке. Он отличался ясностью и простотой.

Чтобы подчеркнуть древность молитвы и незыблемость Божьих истин, священнослужители читают данную молитву на арамейском языке.

В этом случае она дословно в переводе звучит так:

Толкование псалма Давида

Псалом Давида, вдохновенный и искренний дан Духом Святым верующему человеку, как образец покаяния за свершенные прегрешения. Просьба о помиловании звучит вначале молитвенного обращения. Многие произносят эти слова очень часто, но они являются бесполезными, потому что в них не вкладывается искреннее раскаяние. Прощения получит только тот, кто душой прочувствовал собственные прегрешения и осознал, что сам не может освободиться от тягостных и мучащих страстей. Именно в этот момент можно прибегнуть к этой молитве, с целью получить милость Божью.

Когда человек просит о спасении души, то он должен понимать, что, хотя милость Бога безграничная, она требует и непосредственного участия молящегося. То есть нужно принести, что-то в жертву для своего спасения. Раскаявшись в грехах, нужно наполнить искренней верой свою душу.

Осознание собственных прегрешений важное условие для их прощения Господом. Память о свершенных грехах всегда является предупреждением и напоминанием, предотвращая тем самым их повторение. Важным является исповедь в прегрешениях, это подтверждает их осознание и раскаяние в них.

В покаянной молитве человек говорит о том, что человек знает, что он рождается через грех. Это связано с тем, что изначально Бог не предусматривал рождение человека через брак. Но поступок Адама и Евы перечеркнул его намерения и с тех пор все люди рождаются в грехах. Но Бог не обвиняет человека в этом грехе, он просто подтверждает беззаконие его прародителей. За то, что они согрешили, то лишились вечной жизни и подпал тлению. Как следствие дети стали также рождаться тленными, а грех стал для них естественным и природным. Поэтому мы склонны грешить, хотя наш рассудок и стремиться бороться со злом и при искренней вере побеждает его.

В молитве многократно акцентируется внимание на просьбе к Господу очистить душу от грехов, чтобы иметь надежду на спасение души после смерти. После очищения должно наполнить душу радость и веселье. Человеку станет легко жить, так как он будет безгрешен и станет творить добро. Именно поэтому так важно, чтобы Господь отвернулся от всех прегрешений, совершенных человеком и осознанных им.

В покаянной молитве утверждается желание человека приблизиться к Господу Богу, а это возможно, когда придет благая весть о помиловании и благословлении. В такой момент сердце человека наполняется искренней любовью и верой. Добиться чистоты сердца можно только через всепрощение свершенных грехов Всевышним. Чистое сердце отображает чистоту души. В этой молитвенной фразе подчеркивается стремление человека обрести кротость, смиренность, доверчивость, простоту и бескорыстие.

Произнося молитву, молящийся человек просит Бога не отвернуть от него своего лица, то есть, услышать произносимые слова и поверить в их искренность. Верующий ожидает благодати Святого Духа и утверждения своего Именем Бога.

Слушать 50 псалом:

Для чего читают 50 псалом 40 раз подряд

Псалом 50, который представляет покаяние в грехах царя Давида, читается сорок раз, если человек понимает, что совершил грех и очень сильно раскаивается в этом. На фоне внутреннего раскаяния его душу обуревает сильное смятение и на душе тяжело. Такие ощущения мешают ему жить, и он не может найти выхода из сложившейся ситуации.

Если давят грехи, то не следует рассчитывать, что после сорокакратного прочтения сильной покаянной молитвы станет сразу легче. Может пройти немало времени, пока душа успокоится и именно это будет знаком прощения Господнего.

Читать покаянную молитву можно как на русском языке, так и в оригинале. Но в любом случае следует осознавать каждую произнесенную фразу. Важно проникнуться общим смыслом молитвенного текста и искренне верить, что произнесенные слова будут обязательно услышаны Господом.

Особенности данной покаянной молитвы связаны с ее быстрым и явным воздействием на внутренний мир верующего человека. Практически после первой читки молитвенного текста в душе человека появляется чувство тревоги и дискомфорта. И это нормально, так как указывает на искренность раскаяния. Постепенно после следующих читок мысли очищаются, и на душе становится легко, окружающий мир окрашивается в светлые тона и сердце наполняется радостными чувствами. Это значит, что покаяние было принято Богом и свыше было получено благословение.

Псалом 5 в многократном чтении может использоваться для отмаливания любых грехов. С ее помощью можно «вылечить» и «исцелить» самую израненную и поврежденную душу. Данная молитва позволяет грешнику вернуться к нормальной жизни. Верующие люди знают, что если после такой молитвы Господь простит их, то сердце наполнится надеждой на лучшее и все неприятности в реальной жизни отступят. К этой молитве можно прибегнуть, как в случае незначительного проступка или деяния, так и после совершения страшного греха.

Если человек хочет отчитать себя от страшных грехов или очистить род от грехов, то псалом 50 читается 40 дней подряд по 40 раз в коленопреклоненном состоянии. Пропускать ни одного дня нельзя, так как эффективность молитвы будет значительно снижена.

Священнослужители также дают и другие полезные советы по поводу чтения данной покаянной молитвы:

  • Псалом читается 12 раз на святую воду, когда требуется снять порчу или проклятие с человека. Воду после этого нужно пить и понемногу обливаться ею в течение трех дней. Если негативное воздействие имеется то у человека после такой процедуры может почувствовать себя плохо и у него поднимется температура.
  • Если нужно разрешить какую-то сложную жизненную проблему, то необходимо раздать в один день семь милостынь, а после этого, придя домой, прочитать псалом 50 шестнадцать раз, по 4 раза на каждую из сторон света.

Псалом 50 должен стать для каждого человека обязательной ежедневной молитвой. В этом случае он будет защищать человека. Он станет напоминанием о том, что нельзя нарушать заповеди Божьи и удержит от совершения неправильных греховных поступков.

Видео: 50 псалом покаянный

Слушать или читать онлайн текст молитвы Псалом 50 на русском языке с ударениями. Узнайте, для чего читают 50 Псалом, а также его толкование с современным переводом. Когда Псалом 50 читают 40 раз? Обо всем подробнее в данной статье!

Текст молитвы Псалом 50 на русском языке: современный перевод

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Текст молитвы Псалом 50 с ударениями

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.
Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя.
Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну.
Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти.
Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.
Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.
Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.
Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.
Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.
Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.
Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.
Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.
Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей.
Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.
Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.
Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.
Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.
тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Слушать онлайн:

Пожалуй чаще всего христиане сталкиваются с покаянным 50 псалмом. Без исповедания своих грехов, искреннего раскаяния невозможно спастись. Этому тексту придается большое значение. Как согрешивший Давид, так и все мы нуждаемся в очищении, чтобы Благодать не оставила нас. Как это делать учимся у пророка, который впал в тяжкий грех .

История грехопадения царя Давида

Прогуливаясь, Давид увидел женщину именем Вирсавия, которую возжелал. Надо заметить, в те времена позволялось содержать гарем, и царь уже имел достаточно много жен. Муж красавицы находился на войне, и являлся препятствием для задуманного Помазанником. Он вызвал Урию (ее супруга) во дворец, и вручил письмо к одному из своих военачальников с указанием: послать подателя бумаги на самый опасный участок, где его скорее убьют.


Так и случилось. Урия вскоре погиб, и жена стала свободной. Давид вступил с ней в брак. Родился ребенок. Никто о подноготной поступка не знал. Царь сам не видел ничего предосудительного в своих делах. Никаких законов не нарушил, все требования благочестия соблюл. Прошел год. К нему пришел пророк Нафан, чтобы открыть неправду. Обличение начал с иносказания .

Притча Нафана

В одном городе жили богач и бедняк. У последнего всего имущества было – одна овечка, которую безмерно любил: кормил, ухаживал, лелеял. У богача были огромные стада разных животных. Когда понадобилось приготовить угощение, он отнял овечку у бедняка, а своих не тронул. И Нафан спрашивает: Царь, что, по-твоему, он заслуживает?

Возмущенный Давид произнес: Смерти, и несчастному должен возместить утрату в 70 раз. Тогда Нафан сказал прямо: Царь, слово, которое ты произнес, касается тебя. Ибо этим богачом являешься ты сам. И смертный приговор вынес о себе .

Определение Господа о Давиде

Так как, пророк пришел, и лично передал слова Божьи, свидетельствует о том, что дар, бывший у Царя, поврежден. Бог не говорит с ним напрямую, как раньше. Связь частично утрачена, поэтому в псалме звучат просьбы: обновить Дух правый. Грех лишает человека Благодати, он остается беззащитен перед злом. Вот, какое определение вынес Господь:

  • Я все тебе дал: богатство, царство, власть.
  • Если не хватало, стоило только попросить, все получил бы.
  • Ты нарушил Закон.
  • Презрел слово Божие.
  • За это умрет ваш с Вирсавией сын.

Чтобы искупить беззаконие, придется претерпеть «наказание» во очищение, понести болезнь, скорбь или смерть. Нам Христос принес спасительное покаяние. Вот почему всегда, когда что-то не ладится, надо, в первую очередь, исповедаться, искренне, как Давид раскаялся в своих злодеяниях.

Нафан возвестил еще одно определение о царе: Убив Урию мечом…, теперь оружие и война не отойдут от дома царя израильского. Страх такой перспективы еще больше понуждает к полному очищению от беззакония, чтобы последствия падения не отразились на состоянии государства, родных и личности помазанника Божия .

Псалом 50 – покаяние Давида

Согласно Арсению Каппадокийскому 50 песнь возносится, когда по грехам нашим случаются эпидемии, мрут люди или животные. Так как, мы грешим постоянно, то псалом читается:

  • каждый день – домашнее Правило;
  • входит в канон Богородице;
  • в Последование ко святому Причащению;
  • в составе малого повечерия;
  • Полунощницы, и третьего Часа.

Совет: Иногда, чтобы увидеть собственное падение, необходим взгляд со стороны. Как это сделал Нафан, сначала рассказав притчу. Пытаясь познать себя, попробуйте обнаружить меру вины, исходя не из внутренних побуждений, а бесстрастно рассмотреть поступки, как бы глазами постороннего человека .

Краткое толкование 50 псалма

У Давида мы учимся покаянию. Он раскрывает шаг за шагом процесс вычищения души. Важно понять, что для этого необходимо:

  • Обнаружить грех, о котором никто (даже царь) не ведал, кроме Господа, видящего все тайные наши дела.
  • Уразуметь – очищаешься не сам, а просишь Того, Кто омоет и окропит иссопом (настой травы, избавляющий от проказы). Это символ будущего Таинства Крещения. Во времена Давида его не было.
  • Прощение происходит не от нашего ума, но по милости Человеколюбца. Мы призваны к праведности. Нарушая Закон, данный Богом, теряем Благодать и связь с Ним. Его Любовь исцеляет рану, которую нанесли своей душе.

Давид просит Великой милости, так как, не получается изгладить грехи полностью: Жена и ребенок постоянно напоминают об убийстве. Кровь смыть непросто, поэтому читаем:Избави от кровей . Совесть подсказывает, что Господь прав в суде над ним. Молит вернуть прежнюю чистоту и дар пророчества (Благодать) обновить. Омыть многократно сердце, чтобы не осталось и следа от грехопадения .

Псалом 50 –непонятные места

Толкований на псалмы очень много. Тому, кто желает научиться этому делу по молитве Давида, можно найти материалы в интернете. Для новоначальных разъясним более непонятные места:

  • Говоря, что мать во грехе его родила, имеется в виду первородное повреждение, которое передается всем людям. Страстность (греховность) мы наследуем от Адама и Евы.
  • Всесожжения не благоволиши: В Израиле приносилось два вида жертвы. За грех – животное сжигали полностью, благодарение – частично. О сжигаемой целиком говорится, что Господь не хочет видеть ее, и грехи человеческие этим не откупишь.
  • Последний стих: Бог принимает другую жертву, не животных, а правду – покаяние и сокрушение о грехе. Тогда он сжигается полностью. Положить на олтарь тельцов – «Заколоть» страсти, грехи, как жертвенных животных. Такой образ покаяния Бог принимает. В некоторой степени – это пророчество о будущей форме исправления человека, посредством Таинства Исповеди.

Заключение: Читающий псалтырь, найдет ответ на любое движение души.

  • В скорби – утешение.
  • В радости принесет благодарственную хвалу Господу.
  • Найдет выход из трудного положения.
  • Преодолеет нестроения в жизни, победит уныние и бессмысленность бытия.
  • Почерпнет силы для покаяния и борьбы с духами зла.
  • Не страшны человеку колдовство, порча или сглаз, если есть песни псалмов.

Даже не понимая многих значений стихов, человек невидимо преображается. Бесы от этой книги трепещут. Научившись по 50 псалму правильно приносить покаяние – привлечем Благодать: покров и щит Господа.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворйих; яко да оправдишися во словесéх Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресéх роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирéнныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвéржи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путéм Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровéй, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устнé мои отвéрзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотéл еси жéртвы, дал бых убо: всесожжéния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушéн; сердце сокрушéнно и смирéнно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволéнием Твоим Сиона, и да созиждутся стéны Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношéние и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Псалом 50 - Видео

Для просмотра нажмите на заставочную картинку.

Для просмотра видео ролика требуется установленный Flash проигрыватель. Для пользователей устройствами от компании Apple, есть возможность просмотра ролика, установив дополнительный сервис или браузер, поддерживающий проигрывание flash роликов.

Псалом 50

Псалом 50 на Викитеке

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедроты - богатые милости. Наипаче - особенно. Яко - потому. Аз - я. Выну - всегда. Се - вот. Иссоп - трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче - более. Даси - дай. Созижди - сделай. Прав - праведный, безгрешный. Утроба - живот, внутренность человека. Воздаждь - дай. Устне - рот, язык. Убо - поистине. Всесожжение - жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи - дай блаженство, осчастливь. Сион - гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь - жертвенник.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.

Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.


Афонские старцы о покаянии

От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана - наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».

Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния - глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».

Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,-даже самый большой грех, - духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».

Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».

Псалом 50-й, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедрота – щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость. Наипаче – особенно, более всего(паче – более). Яко здесь: ибо, потому что. Выну – всегда, во всякое время, непрестанно. Внегда судити Ти – когда Ты судишь (внегда – когда). Се бо – вот, воистину (се вот; бо – ибо, потому что; в сочетании). Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси – неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. Иссоп – трава, употреблявшаяся в качестве кропила. Даси – дай. Кости смиренныя – сокрушенные, разбитые (как это мы говорим о болезни или сильной усталости). Созижди – создай, сделай. Утроба здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души. Устне – губы, рот (двойственное число от устна – губа); уста – рот. Аще бы – если бы. Убо здесь: воистину. Всесожжение , или всесожигаемая – жертва, при которой животное все без остатка сжигалось на жертвеннике. Сион – гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.

Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе – в том, что убил благочестивого Урию Хеттеянина, чтобы завладеть его женой Вирсавией (2 Цар. 11-12). Псалом выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании и указывает всем людям спасительный путь покаяния; потому-то он и читается часто в Церкви во время богослужения. Всем нам, виновным в тех или иных грехах, следует произносить его возможно чаще, вникая в каждое слово.

+ Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии милости могут очистить тяжкое беззаконие.

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) – но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.

Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид – царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; перед Божьей правдой обличается наше лукавство – наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.

Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.

Се бо истину возлюбил еси… (обратите внимание на слово еси – оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, господи, Сам есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь – Ин. 14, 6), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты Любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.

Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси – неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и через учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Здесь – надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну. Святой Афанасий Великий видит в этом образе прикровенное изображение очищения в Таинствах Кровью Христовой – которая одна может очистить совершенно и соделать белее снега.

Слуху моему даси радость и веселие… Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!

Возрадуются кости смиренныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя – тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).

Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти – истреби из книги моей жизни.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты!

«Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстью, но и не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога».

Преподобный Симеон Новый Богослов

(Добротолюбие, т. 5)

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни – и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия; Святым Духом всяка душа живится по песнопению Церкви – мы молим, чтобы Он, Жизни Податель, не был отнят от нас.

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа.

«Умилосердись, Господь мой, над бедственным состоянием моим, в которое я ниспал, лишившись благодати Твоей, и снова водвори во мне благодать Твою. Духом Владычним (Пс. 50, 14), духом силы Твоей укрепи меня, чтоб я мог противостать искушениям, наносимым от диавола, и искушениям, возникающим из падшего естества моего».

Преподобный Паисий Величковский

(Истолкование молитвы «Господи, помилуй». – «Добротолюбие», т. 5)

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого – я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, - говорит Господу Давид, избранник его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, - самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего… Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей – более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой – обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.

Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать и прославлять милости Твои.

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертва, которую возлюбил Ты,- это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим, - говорит Господь через пророка Исаию (66, 2). Ср. слова другого псалма: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19).

«Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет (своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно ».

Святитель Игнатий Брянчанинов

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да сожиждутся стены Иерусалимския. Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, - это и будет нашим «всесожжением».