Рабочая программа студии "ораторского искусства и сценической речи". Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи Упражнения на развитие ораторских навыков

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Удивительны возможности интонации. Тему моего сообщения кто-то прочтет с утверждением и решит, что мне уже все известно, и я создал качественный тренинг, а теперь готов делиться опытом. В этом же предложении можно услышать и просьбу о помощи, и сомнение.… Поэтому подзаголовком к докладу будет следующее:

С какими трудностями сталкивается тренер в создании качественного тренинга по ораторскому мастерству.

Так как я использую определение «качественный» как оценочное прилагательное, то мне следует пояснить, какой тренинг я называю качественным, т. е. очень хорошим.

Можно предположить, что качественный тренинг отличается от не качественного реализацией поставленных целей и зафиксированным результатом. В нашем случае, это серия успешных публичных выступлений участников, которые были произнесены благодаря применению полученных на тренинге знаний и умений. Однако опыт подсказывает, что для большинства участников, впервые посетивших такую программу, требуется время для освоения и отработки полученного на тренинге материала. Необходим опыт самостоятельных выступлений. Поэтому Качественным я называю тренинг, который в течение короткого времени устраняет барьеры на пути самостоятельного развития участника. Вторая его задача – дать участнику возможность почувствовать себя увереннее в публичном выступлении благодаря применению новых технологий.

Оценив эффективность новых способов работы с аудиторией или подготовки к выступлению, участник будет стараться применить их за границами учебной среды. В дальнейшем, он станет не только использовать приобретенные на тренинге техники, но и создавать свои.

Нам ведь важно не натаскать участника на выполнение заученных приемов (такое поведение мы называем « Штамповым », от слова « Штамп », обозначающего Бездумно выполняемое стандартное действие ), нам важно увидеть его самостоятельным, Способным гибко реагировать на изменения внешней среды .

Подобные качественные изменения в речевом поведении, в оценке себя как говорящей личности, в оценке других возможны в случае создания на тренинге особой среды, которая позволила бы раскрыть индивидуальность участника, необходимую для речевого творчества.

Поэтому хороший тренинг – это событие, сочетающее в себе интеллектуальный опыт, эмоциональное сопереживание, технологическую проработку элементов публичного выступления, событие, влияющее на все три уровня человеческой личности: духовную, душевную и физическую. Потому что в центре внимания – Слово, а не набор приёмчиков из серии «как в два счета облапошить аудиторию и стать любимчиком толпы». Иной уровень ответственности.

Такого рода событие невозможно сварить из кусков чужих текстов, где-то подсмотренных упражнений, манипулятивных приемов работы с группой.

Хороший ораторский тренинг требует от ведущего уникальности.

Поэтому Первая трудность в создании качественного тренинга по ораторскому мастерству заключается в необходимом соответствии тренера такому тренингу или, для директора компании, в поиске того, кто был бы способен такой тренинг провести .

Вот минимальные требования, которым, на мой взгляд, должен отвечать такой тренер:

    Образцовое владение ораторским мастерством. В отличие, например, от тренинга продаж, где специалист может учить продавцов, не имея опыта собственных продаж, в тренинге по ораторскому мастерству ведущий неминуемо является образцом для подражания и спрятаться от оценки своих речевых качеств не может. Интеллект. Речь – высокоинтеллектуальный продукт. Для её создания и воспроизводства требуются немалые интеллектуальные ресурсы, поэтому сложно представить в качестве тренера человека неумного и плохо образованного. Я на простой вопрос «Почему у нас так много тренеров?», отвечаю: семь прихлопов, два притопа, шесть этапов и пирамида Маслоу не требуют интеллекта. Дайте мне собаку Павлова, и через год она будет сертифицированным тренером. Правда, потребуются средства на костюмчик. Интеллигентность, как следование нормам этики. Дело в том, что на такого рода тренингах многие люди готовы впервые в ситуации публичности заговорить с чужими себе людьми. Плохой тренер одним неверным словом может загубить такое желание на корню. Человек публичный чувствует себя беззащитным и переживает любую оценку особенно сильно. Жизненный опыт. Говорить - значит открывать свою индивидуальность другим. Понять чужую индивидуальность помогает жизненный опыт. В своё время, когда я поступал на отделение режиссуры драмы, бытовало мнение, что поставить спектакль может человек не моложе 28 лет. В противном случае, он не сумеет разобраться в движениях человеческих душ. Впрочем, возраст и опыт далеко не всегда прямо сочетаемы. Тренерское мастерство. Я считаю тренинг ораторского мастерства особым видом программы. Поэтому и мастерство здесь имеет свои специфичные черты.

Следующая трудность связана с тем, что на сегодняшний день нет принятой методики проведения тренинга по ораторскому мастерству (какая существует, например, в тренинге партнерских отношений), которая соединяла бы всё в единое целое и определяла целесообразность действий. Чему учить и как учить – вот в чем вопрос. Тренинг не может быть набором разнобойных рекомендаций, не имеющих под собой глубоко проработанной теоретической базы. Вот пример из области «Как эффективно начинать выступление»: широко расставьте ноги, голову держите прямо, мысленно крикнете «Уррра! Пошли все на…!» и бодро заговорите. Воспроизвожу по памяти из какой-то популярной брошюры. И задаю вопрос: А почему не на одной ноге и не «Банзай!»? Почему так, а не иначе? Потому что однажды кому-то повезло? Эффективное речевое поведение предполагает умение выбирать те средства, которые уместны в данной ситуации, а если в тренинге дать общий набор приемов, без понимания способа их применения (это понимание и дает метод), результатов не будет. Однажды наш герой услышит в ответ то же самое, что он произнес про себя и искренне удивится. А потом его удивление будет повторяться раз от раза.

Сегодня мы имеем дело с разными подходами в обучении публичным выступлениям. Есть интересные авторские находки, есть известные имена. Мой опыт общения с коллегами подсказывает, что существует, условно говоря,

Филологический подход, когда в центре внимания работа с текстом, исправление языковых недочетов, улучшение грамотности. Такое обучение происходит чаще всего в форме семинарского занятия.

Психологический подход, в котором много внимания уделяют техникам уверенного поведения, жестово-мимическому языку

Театральный подход, когда объектом внимания становится, прежде всего, взаимодействие выступающего и аудитории, состоящее из речевых поступков.

Каждый из этих подходов ущербен без сочетания с остальными. Поэтому актуальна методика, которая способна соединить все три подхода в единое целое. Работой над созданием и апробированием такой методики мы активно занимаемся.

Третья трудность в создании тренинга по ораторскому мастерству связана с самим ораторским искусством, как дисциплиной, сохранившей античный синкретизм .

Это один из немногих предметов, в котором крепко переплелись технические приемы (skill) и искусство (art). Даже в названиях программ отражена эта синкретичность (ораторское искусство – ораторское мастерство). Поэтому ораторский тренинг не может не отражать эту синкретичность, с одной стороны, предлагая освоение прагматичных техник, с другой – тратя время на речевое творчество. В случае, когда доминирует лишь одна из составляющих, тренинг превращается или в бессмысленное повторение штампов, или в импровизацию с неподдающимся контролю результатом. Тренинг ораторского мастерства должен объединять функциональность бизнес-ориентированного продукта, здоровый психологизм и атмосферу творческой мастерской. Следует учесть, что сегодня наш клиент требует немедленных и очень простых решений. А результат возможен только тогда, когда в тренинге участник соединяет технику и творческую свободу, идеализм и прагматизм. Вот почему сложно создать продукт, который разумно сочетал бы технику и искусство и был бы направлен не только на развитие личностных качеств, но и учитывал функциональные задачи, поставленные заказчиком.

Я затронул лишь базовые (онтологические) трудности, с которыми столкнулся сам. Разумеется, что решение этих проблем помогает справиться с теми вопросами, которые возникают на этапах написания программы, проведения тренинга и т. д.

    Необходим, для начала, круглый стол, на котором специалисты могли бы обменятся своими размышлениями о методике обучения ораторскому искусству, продемонстрировать в режиме мастер-классов свои методы работы. Разумно пригласить и тех, кто изучает общие вопросы речевой коммуникации. В результате мы могли бы вывести на качественно иной уровень методическую и методологическую работу в этой области обучения ораторскому искусству. Петербургская школа риторики имеет давние традиции и опытных специалистов. Используя эти ресурсы, наша компания намерена провести первый в России тренинг тренеров по риторике и ораторскому мастерству. Процесс обучения поможет дать ответы на многие вопросы тем, кто самостоятельно занимается разработкой и проведением таких программ.
  • Обучение, Развитие, Тренинги

Ключевые слова:

1 -1

Пояснительная записка

"Люди теряют уважение к тем,

кто не может говорить как следует,

и они проникаются уважением к другим,

Кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани

"Никакая другая способность человека

не даст ему возможности с такой быстротой

сделать карьеру и добиться признания,

Как способность хорошо говорить"
Ч. Депью

Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) .

Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность.

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.

Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Творческое объединение «Юный оратор» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.

Ораторское искусство - это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.

Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
  2. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  3. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Формы и методы работы на занятиях кружка - это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении - примерно 60-70%.

Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Планируемые результаты:

Овладение техниками построения устной монологической речи;

Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

Умение противостоять словесной агрессии;

Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

Умение готовиться к выступлению;

Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.

Количество участников: группа из 12 учеников.

Учебно-тематический план работы

кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»

(мастерская искусства речи)

Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох - длительный, лавный.

Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении.

Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.

Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.

Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.

Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса.

Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения.

Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники.

Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум.

Воспитательная работа с кружковцами

  1. Воспитание любви и уважения к русской речи.
  2. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
  3. Воспитание культуры поведения в семье, в школе и в общественных местах.
  4. Творческое развитие личности школьников.
  5. Развитие навыков публичного выступления (ораторского искусства).
  6. Воспитание культуры поведения на сцене.
  7. Участие в общешкольных мероприятиях, в праздничных концертах.

Работа с родителями

Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей.

Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики.

Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев.

Проводить родительские собрания один раз в полгода.

Литература

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1982.
  2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. - М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - С. 85 - 86.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1995.
  5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1989.
  6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. - №2.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.
  8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416с.
  9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1998.
  10. Скворцов Л.И. Культура языка - достояние социальной культуры. - М.: Просвещение, 1992.
  11. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. - 2008. - № 1. - С. 103 - 106.
  12. Теплов Б. М. «Способности и одаренность». М, 1961, с. 9—20.
  13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  14. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. - 2008. - № 2. - С. 69 - 76.
  15. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия. 1997. - 78с.
  16. http://www.odardeti.ru
  17. www.ustinow.ru
  18. golos.net

Приложение 5.

Скороговорки

С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

11. Ткет ткач ткани на платки Тани.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

15. В один, Клим, клин колоти.

16. Стоит копна с подприкопёночком.

17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

23. На меду медовик, а мне не до медовика.

24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

32. Рододендроны из дендрария даны родителями.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

41. Клара-краля кралась к ларю.

42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

43. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?

52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

61. Король-орел.

62. Курьера курьер обгоняет в карьер.

БЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.

65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

66. Гонец с галер сгорел.

67. Талер тарелка стоит.

68. Идти на рать, так бердыш брать.

69. Интервьюер интервента интервьюировал.

70. Либретто Риголетто.

71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

74. Во мраке раки шумят в драке.

75. На дороге с утра тарахтят трактора.

76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.

77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

78. Город Нерль на Нерли-реке.

79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.

81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

83. А мне не до недомогания.

з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

85. У осы не усы, не усища, а усики.

86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

87. Осип охрип, а Архип осип.

88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

89. Сачок зацепился за сучок.

90. По семеро в сани уселися сами.

91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

92. Свиристель свиристит свирелью.

93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

100. Четверть четверика гороха без червоточинки.

101. Инцидент с интендантом.

102. Прецедент с претендентом.

103. Константин констатировал.

104. У ежа ежата, у ужа ужата.

105. Жутко жуку жить на суку.

106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

107. Тщетно тщится щука ущемить леща.

108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

109. Яшма в замше замшела.

110. В Чите течет Читинка.

Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 354с.


Каждый день мы произносим тысячи и тысячи слов, словосочетаний и предложений, говорим в диалоге или монологе. И хотим, чтобы каждое наше слово было понято и принято к сведению, чтобы то, что мы говорим было значимо для других людей. Как это сделать? Конечно учиться! И в данном случае учиться ораторскому искусству.

Цель : получить навыки выступления перед аудиторией; узнать и попробовать упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мимики лица; получить навыки написания публичного выступления; создание практических рекомендаций «Хорошего оратора».

Время: 4-5 часов.

Оборудование:

  • Просторное помещение.
  • Стулья по количеству участников.
  • Бумага для флип-чата.
  • Маркеры.
  • Ручка и листы бумаги на каждого.
  • Маленькие листочки с именами 4-5 известных актёров.
  • По 2-3 карточки на участника.

Упражнение «Знакомство — жест». Участники стоят в кругу. Ведущий начинает. Он называет свое имя и одновременно делает любое движение. Остальные участники хором повторяют имя и движение. Далее по кругу до последнего участника.

Обсуждение: Ведущий обязательно должен узнать ожидания участников от тренинга, чему они хотят научиться, предыдущий опыт в этой сфере.

Правила на тренинге: можно поговорить об этом в виде

  • Что можно делать на тренинге.
  • Что нельзя делать на тренинге.
  • Что желательно, но не обязательно.

Рассказать план дальнейшей работы (количество перерывов, какого характера будут упражнения).

Энерджайзер «Машина». Упражнение должно проводиться в быстром темпе. Обратить внимание участников на то, что каждый звук должен быть произнесен и показан ярко и выразительно.

Все становятся в круг. Ведущий говорит: «Представьте, что был снят фильм, посвященный «Формуле 1», а теперь его нужно озвучить. У нас есть звуки машины: «ЖЖЖЖЖЖЖ!», сигнал клаксона: «БИ-БИ!» и звук тормоза: «ИИИИИИИИ!». На звук машины вместе с руками передаем звук соседу. На звук клаксона машина перепрыгивает на другую сторону круга (говорим «БИ-БИ!» и смотрим на человека, которому передаем движение). На звук тормоза машина меняет направление на противоположное».

Упражнение «Круг почета». Участники сидят в кругу. Ведущий начинает. Инструкция: презентовать себя пока вы идете 1 круг до своего места. Можно говорить о чем хотите. Главное чтобы это как-то Вас отражало.

Обратная связь:

  • Какие у вас ощущения от упражнения?
  • На что оно было направленно?
  • Какие вербальные и невербальные способы коммуникации были использованы?
  • На что они были направлены?

Упражнение на совершенствование техники речи .

  1. Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке. Например: БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… Все это повторяем по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.
  2. Читать скороговорки нужно сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала у Карла кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Упражнение «Циклоп». Участники становятся лицом в круг. Ведущий в центр круга кладет яркую вещь. Инструкция: на команду «Вниз» все смотрят на вещь в центре круга, на команду «Вверх» нужно поймать взгляд другого участника. Взгляд не блуждает. Если взгляды встретились, то эта пара выходит из круга. Таким образом можно разбить участников на пары.

Упражнение «Зеркало». Участники стоят в парах. Они договариваются кто будет Зеркалом (повторять), а кто будет Ведущим (показывать). Ведущий старается изобразить сначала просто эмоцию, а потом целую ситуацию. Зеркало старается повторить, и, при этом пытается понять, какую эмоцию или ситуацию показывает Ведущий. Через 5-7 минут все меняются ролями.

Обратная связь:

  • Ваши ощущения?
  • Кем быть легче Зеркалом или Ведущим?
  • Легко ли было отгадывать эмоции и ситуации?
  • Что нам говорит мимика и пантомимика в общении?

«Мозговой штурм». Ведущий и участники составляют план написания публичного выступления.

Упражнение «Актеры». Ведущий заранее готовит бумажечки с именами известных актеров по количеству участников. Имен актеров должно быть столько, на сколько подгрупп необходимо разбить группу. Например, группу из 20 человек необходимо разделить на 4 подгруппы по 5 человек. На 20 бумажечках пишется 5 раз Чак Норис, 5 раз Мэрилин Монро, 5 раз Чарли Чаплин и 5 раз Арнольд Шварценеггер. Каждый вытягивает 1 бумажечку и показывает своего актера, но без слов. Задача участников объединиться в группы (признак — одинаковый актер).

Примечание. Участники тренинга должны двигаться очень выразительно, вжиться в свой характер.

Упражнение «Гайд Парк». 20 минут на написание выступления, 20 минут на выступления и 20 минут на обсуждение. Индивидуально каждый участник пишет себе выступление (длительность 3-5 минут) на тему: «Как можно улучшить мир». Затем первая группа «актеров» (из предыдущего упражнения) расходится по коридору или улице так, чтобы не мешать другим выступающим. Оставшиеся получают по 1 купону. Его они должны отдать кому-то из выступающих со своими комментариями после того, как прослушают всех из одной группы. Потом группы меняются («выступающими» должны побыть все участники). В конце определяются самые успешные ораторы. Их можно наградить какими-нибудь призами или просто овациями.

Критерии оценки : интересная тема, интересная подача информации, убедительность речи, выразительность и др.

Обратная связь 15 минут:

  • Что было легче: выступать или оценивать?
  • Кому какая роль больше понравилась?
  • Какие способы привлечения внимания были выбраны участниками? Что больше всего запомнилось.
  • Какие темы были самыми интересными?
  • Какой вывод каждый из вас сделал из этого упражнения? Чему научились?

Создание памятки «Хорошего оратора». Можно в виде мозгового штурма или работы в малых группах записать правила, замечания, принципы для тех, кто хочет стать хорошим оратором. Формат любой.

Обратная связь ко всему тренингу:

  • Что «возьмете» с собой?
  • Что «выбросить»?
  • Что «отложите в долгий ящик»?
  • Что расскажете другу/подруге.

Упражнение «Передай подарок». Участники сидят в кругу. Начинает любой участник. Он передает соседу воображаемый подарок. Это может быть как вещь, так и качество. Сначала показывает его, а потом называет. Далее по кругу. Показывать следует выразительно, чтобы тренировать свою мимику и пантомимику.

Дополнительные энерджайзеры (Руханки).

  1. Участники стоят по кругу достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
  2. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! В заключении подсчитываем, кто привлек внимание большего числа участников игры.
  3. Выберем какую-нибудь простую фразу. Например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, находящегося справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.

Ораторский тренинг центра «Фрегат»
сочетание классических и современных авторских техник публичного выступления
индивидуальный подход к каждому участнику, работа в мини-группах до 6 человек
максимум практики, минимум теории: пошаговая проработка каждой темы
зачетное выступление перед незнакомой аудиторией
возможность шлифовки своего мастерства на бесплатных мастер-классах и вечерах-импровизации
Ведущие компоненты ораторского искусства:
уверенность в себе, своих словах и действиях
хорошо поставленный голос
четкая ясная жестикуляция и свободное поведение на сцене
харизматичность и артистичность
чувство времени и пространства
красноречие
логика и четкость построения и выражения своих мыслей
умение убеждать и возбуждать.
понимание аудитории, ее потребностей, свободная зона общения

И еще многое другое ждет вас на нашем тренинге.

Тренинг ораторского искусства тренингового центра «Фрегат» даст вам возможность:

преодолеть страх публичного выступления
грамотно выстроить свою речь
работать в разных жанрах: от агитаций до произнесения тостов за праздничным столом
наладить контакт с любой, даже «сложной и проблемной» аудиторией
превратить свое выступление в «изюминку» ораторского искусства
найти свой стиль
стать харизматичным и красноречивым оратором

Структура тренинга: Два варианта групповых занятий
- 6 занятий по 3 часа в будние дни
- 6 занятий по 3 часа в выходные дни
Основная работа проходит в мини-группах от 4 до 6 человек. После каждого занятия участник получает индивидуальное домашнее задание. Выполнение его — это ваш вклад в увеличение результативности тренинга.
Раздаточные материалы и пособия предоставляются тренером.
Все выступления записываются на видео, потом просматриваются и обсуждаются с тренером и другими участниками.
По окончании тренинга проходит зачетное занятие - выступление перед незнакомой аудиторией.


Преимущества тренинга ораторского мастерства тренингового центра «Фрегат»:
Профессионализм и большой опыт тренеров
Четкая пошаговая отработка всех техник ораторского искусства
Практическая ценность тренинга. Каждый участник имеет возможность выступить по 8-10 раз за занятие, что возможно только в малой группе.
Каждое выступление снимается на видео для последующего разбора и работы над ошибками.
Домашние задания для каждого участника формируются индивидуально.
Программа тренинга корректируется согласно потребностям и степени подготовки его участников.
В конце тренинга все желающие имеют возможность выступить перед незнакомой аудиторией и самостоятельно оценить качество проделанной им работы.

Программа Ораторского тренинга:

Занятие 1.
Внешний вид оратора. Компоненты метасообщения. Жестикуляция. Правила совмещения слова и жеста. Контакт со зрителем. Техники расслабления и преодоления страха.

Занятие 2.
Трехчастная структура выступления. «Эффект края» и «Золотое сечение». Структура вступления. Заголовок, как способ вовлечения аудитории. Типы заголовков.Структура основной части выступления. Типы аргументации. Окончание речи и завершение выступления на «высокой ноте»

Занятие 3.
Жанры выступлений. Составление тезисного и структурного планов.

Занятие 4.
Обратная связь со зрителем. Логика речи: паузы, акценты, классические интонационные схемы. Темпоритм выступления. Артистизм и харизматичность. Драматургия выступления, экспликация.

Занятие 5.
Образность и эмоциональность речи. Тропы и фигуры.

Занятие 6.
Умение грамотно задавать вопросы и отвечать на них. Работа с возражениями. Логические манипуляции и способы борьбы с ними. Конструктивная работа с критикой.

Также рекомендуем вам
Тренинг "Техника речи" | Тренинг "Деловое общение" |
Тренинг "Искусство общения" | Тренинг уверенности |


Отзывы:


Тренинг ораторского искусства - это прекрасная возможность потренировать себя в умении слушать и чувствовать аудиторию, эффективно реагировать на ее обратную связь, грамотно выстраивать структуру выступления и текста, доносить до слушателей ключевые моменты презентации. Изюминкой тренинга для меня стал авторский подход Алисы к подготовке к выступлению и самонастрою. Тебя учат не только классическим, отработанным техникам речи, а также дают возможность импровизировать и развивать гибкости в общении с людьми в повседневной жизни. Игровая, динамичная форма занятий, дружелюбная атмосфера позволяют раскрепоститься и полностью погрузиться в процесс обучения. Благодаря данному курсу я чувству себя намного увереннее перед аудиторией и учусь получать удовольствие от каждого выступления.
Огромное спасибо Алисе за ее индивидуальный подход к каждому участнику тренинга, открытость и профессионализм.


Огромное спасибо!
Тренинг полностью оправдал ожидания. Мне этот формат очень понравился, все четыре часа каждого из дней занятий были насыщены полезной информацией, положительными эмоциями, и, что особенно привлекательно, большим количеством практики для каждого участника.
Занятия построены разнообразно и при этом целостно - ни на одном из них не было скучно.Все очень понравилось. Хотелось бы больше видеосъемок, чтобы больше оценивать себя со стороны. Удобное время занятий.
Очень позитивный подход к обучению и к учащимся. Хорошая энергетика на занятиях, Интересные задания. Много полезных техник для выступления. Упор на практику, а не на теорию. Отличный преподаватель Алиса, вселяет уверенность в себя.


Спасибо за тренинг, для меня это было очень интересно и полезно, время проведенное на тренинге прошло увлекательно и незаметно, полученные знания я стараюсь применять на практике, думаю, что курсы помогли мне сделать еще один шаг в моем развитии.