Пассионарные толчки. Россия с точки зрения теории этногенеза Этнос в видении Л

Великороссийский суперэтнос

Общепринятая трактовка становления российского народа гласит, что линия исторической преемственности идет от древней Руси, через Киевскую и Московскую Русь к современной России. Фактически же, можно вести речь только о частичной генетической и культурной преемственности. Произошедший в I веке н.э. пассионарный толчок, вызвавший экспансию славянских племен, расселившихся по огромной территории, дал жизнь Древнерусскому этносу. Во времена Киевской Руси этот этнос находился уже в инерциальной стадии (фаза цивилизации). Вторжение Монголов произошло в момент, когда древняя Русь уже исчерпала свой пассионарный потенциал (фаза обскурации) и соответственно не могла оказать никакого серьезного сопротивления. Таким образом, гибель ее была неизбежна и не стоит возлагать на Батыя роль злого рока. Не было бы его, нашлись бы другие желающие добить умирающий этнос. Пассионарный толчок, положивший начало Великороссийскому суперэтносу, произошел в ХIII веке н.э., что привело к появлению на арене истории фактически нового народа, создавшего совершенно оригинальные поведенческие доминанты. Попробуем разобраться в причинах появления этих оригинальных этнических стереотипов и их последующем влиянии на ход российской истории. По подсчетам русского историка В.О. Ключевского, Великороссийский этнос в период своего становления за 234 года (1228-1462 гг.) вынес 160 внешних войн. "Московское государство, - пишет Ключевский, - зарождалось в ХIV веке под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в ХV -XVI вв. среди упорной борьбы за существование на западе, юге и юго-востоке... Оно складывалось медленно и тяжело. Мы теперь едва ли можем понять и еще меньше можем почувствовать, каких жертв стоил его склад народному благу, как он давил частное существование. Можно отметить три его главные особенности. Это, во-первых, боевой строй государства. Московское государство - это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два фронта... Вторую особенность составлял тягловый, не правовой характер внутреннего управления и общественного состава с резко обособлявшимися сословиями... Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый был обязан или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, т.е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под руководством командира оборонять отечество или на него работать. Третьей особенностью московского государственного порядка была верховная власть с неопределенным, т.е. неограниченным пространством действия..."

Следует понимать, что жертвенность и самоотречение вообще присущи этносам, находящимся в фазе пассионарного подъема. Разница состоит только в степени исторической востребованности этой жертвенности. Романо-Германский (европейский) суперэтнос, проходил фазу подъема в относительно тепличных условиях. Благоприятное географическое положение на полуострове Европа, находящемся в достаточном удалении от зон тогдашних пассионарных толчков, позволило избежать существенного внешнего давления. Россия находилась в принципиально другой ситуации. Волею судеб, поставленная на оживленном мировом перекрестке, она постоянно подвергалась сверхвысокому давлению извне. А ведь она была довольно малонаселенной страной. Если к 1500 году в Италии и Германии жило по 11 миллионов человек, то в России в 1678 году, имелось всего лишь 5,6 миллиона жителей. Вот тебе и "азиатские орды" русских! Многовековое существование в перманентном режиме "осажденной крепости" сформировало совершенно оригинальные этнические стереотипы.

Примат интересов общества над правами и свободами личности.

Европейские пассионарии могли без помех заниматься внутренними разборками (пусть и достаточно жестокими) в свое удовольствие. Это не угрожало самому существованию этноса. В России же, любое существенное ослабление центральной власти неизбежно приводило к тому, что через возникшие в системе внешней обороны бреши, прорывались кочевники и начиналась кровавая резня. Этнические стереотипы кочевниках, возникшие в результате постоянных схваток за пастбища, требовали полного (чтобы не осталось мстителя) уничтожения побежденного народа. Такая ситуация требовала создания жесткой системы государственной власти, которая на протяжении многих веков сознательно и твердо поддерживалась широкими слоями населения страны.

Отсутстви комплекса народа - господина.

Историк Ф.Нестеров писал: "Московское царство было не правовым государством, требовавшим от своих подданных военной службы и тягла, но не представлявшим им взамен прав. Но там, где не было прав, не могло быть и неравенства в правах. Русское бесправное население не могло смотреть свысока на новых нерусских подданных; в условиях непрекращающейся борьбы на два-три фронта всякий встающий в строй или впрягающийся в общее тягло быстро становился товарищем. Встающий в строй сливался с правящим классом, трудовые же массы разных народов тоже постепенно сближались. Российский элемент играл роль цемента, соединяющего различные этнические компоненты в политическую общность. Мозаичная Российская империя обладала перед лицом внешних угроз твердостью монолита".

После захвата Россией Средней Азии, по ее новым владения совершил путешествие маркиз Керзон (будущий вице-король Индии, министр, лорд). Он оставил следующие рассуждения: "Завоевание Средней Азии - это завоевание восточных народов восточным же, одноплеменным с ним народом. Это сплав твердого металла со слабым, а не вытеснение неблагородного элемента более чистым. То не цивилизованная Европа отправилась на покорение варварской Азии. То не крестовый поход девятнадцатого века с его нравственными методами. Это варварская Азия после некоторого пребывания в Европе (имеется в виду, конечно, Россия) возвращается по собственным следам к своим родственникам". Историк Ф. Нестеров, не без ехидства, откомментировал это так: "В этих словах весь Керзон, расист и русофоб. И русофоб в значительной, если не в преобладающей степени именно потому, что расист. То, что он назвал "вытеснением неблагородного элемента более чистым", а мы предпочитаем называть пусть менее красиво, но зато более точно - геноцидом, действительно служило характерным признаком колониальной экспансии Запада в целом. Во всяком случае, политика "вытеснения" туземцев с их родных земель проводилась повсюду, куда ступала нога европейца. При этом "благородный" европейский элемент либо преуспевал в этой "цивилизаторской миссии", либо должен был быть выброшен "неблагородной туземной средой". Третьего дано не было: никаких "сплавов". Будущему вице-королю Индии было, разумеется, ясно, что "вытеснить" ее коренное население, исчислявшееся десятками миллионов, при всех стараниях британской колониальной администрации все же не удастся, что дальнейшее развитие событий там пойдет, как это ни горько признать, по второму варианту. Отсюда и щемление сердца. Вот если бы Россия вытеснила тюркский "элемент" из плодородных оазисов в пески пустынь Каракумы и Кызылкум, заменив его русскими переселенцами, - вот тогда ее приняли бы в семью европейских народов, а ее "подвиг" был бы признан "крестовым походом девятнадцатого века с его нравственными методами". Но этого-то как раз и не было сделано! Вот почему ее назвали "варварской Азией", которую тоже нужно вытеснить из Европы, а если можно, то и с белого света каким-нибудь более чистым, без всякой "примеси" арийским элементом".

Вызывает смех, когда Запад, чей позитивный опыт в разрешении межнациональных конфликтах равен нулю, начинает кого-нибудь мирить, будь то в Боснии или в Палестине. Сценарий такого "примирения" всегда один: выбирается одна из сторон (сотрудничество с которой сулит большие выгоды) и ей оказывается поддержка, сопротивление противной стороны подавляется со всей возможной жестокостью. Побежденные, затаив злобу и ненависть, ждут удобного случая (иногда веками) рассчитаться и с победителями и с "примирителями".

Ф. Нестеров писал: "В 1690 году англичане под предводительством Вильгельма Оранского нанесли поражение ирландским католикам, и с тех пор каждый год в день битвы проходят они сплоченными колоннами по улицам северо-ирландских городов, демонстрируя свою силу, волю к господству, бросая свое ликование и презрение в лицо сыновей, внуков, правнуков, праправнуков побежденных". Стоит ли удивляться, что ненависть побежденных пережила века. Еще больший смех вызывают попытки Запада поучать Россию, само существование которой является подтверждением существования принципиально иных методов проведения национальной политики. Лорд Керзон писал: " Россия бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она починила силой... Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами. Его непобедимая беззаботность делает для него легкой позицию невмешательства в чужие дела; и терпимость, с которой он смотрит на религиозные обряды, общественные обычаи и местные предрассудки своих азиатских собратьев, в меньшей степени итог дипломатического расчета, нежели плод врожденной беспечности. Замечательная черта русификации, проводимой в Средней Азии, состоит в том применении, которое находит завоеватель для своих бывших противников на поле боя. Я вспоминаю церемонию встречи царя в Баку, на которой присутствовали четыре хана из Мерва... в русской военной форме. Это всего лишь случайная иллюстрация последовательно проводимой Россией линии, которая сама является лишь ответвлением от теории "объятий и поцелуев после хорошей трепки генерала Скобелева". Ханы были посланы в Петербург, чтобы их поразить и восхитить, и были покрыты орденами и медалями, чтобы удовлетворить их тщеславие. По возвращении их восстановили на прежних местах, даже расширив старые полномочия... Англичане никогда не были способны так использовать своих недавних врагов".

Следует признать, что определенные особенности российского национального бытия не следует объяснять "врожденной тягой к деспотии", "дикостью и отсталостью", как нас пытаются убедить с телеэкранов. Это просто результат иного (по сравнению с Западом) исторического пути.

Возможно эти оригинальные этнические стереотипы и представляют определенную угрозу для Романо-Германского суперэтноса, чем и объясняется его воинствующая русофобия, но несомненно являются ценным вкладом в развитие всего человечества в целом.

Этническая история России в ХХ веке.

В конце ХIХ века Великороссийский суперэтнос вошел в фазу пассионарного надлома. По мнению Гумилева, эта фаза представляет особую опасность. С одной стороны, происходит резкое снижение уровня пассионарности (особенно в правящей элите), с другой стороны, еще не достигнута экономическая и политическая мощь, характерная для последующей (инерциальной) фазы. Этнос становится уязвим для внешнего воздействия. Рассмотрим некоторый факторы, оказавшие существенное влияние на ход событий:

Неприятие капитализма.

Еще Вернер Зомбарт в своих "Этюдах по истории духовного развития современного экономического человека" ставил вопрос: каким образом "докапиталистический человек", т.е. "естественный человек", превратился в "капиталистического". Ведь в Европе до ХVI-XVIII не наблюдалось особой страсти к накоплению капиталов. Не то, чтобы люди не желали иметь много денег, напротив они расходовали массу энергии на их добычу. Дело в том, как они их тратили. Гумилев писал: "Сеньор, постоянно рискуя жизнью, получает много денег и тут же транжирит их на пышные охоты, пиры и прекрасных дам. Копить деньги незачем - все равно в ближайшей войне убьют, а если не в этой - то в следующей... Крестьянин имеет столько земли, сколько ему нужно для прокорма себя и семьи. Ремесленник обладает здравым смыслом, чтобы не работать больше того, сколько необходимо для зарабатывания на веселое житье. Такие люди, если бы они увидели Рокфеллера, сочли бы его безумцем". Накопление капиталов ("презренное ростовщичество". было уделом евреев, а позднее ломбардцев (Италия несколько опережала по фазе развития прочие европейские субэтносы). Если Вы читали роман "Три мушкетера", то можете сравнить отношение к деньгам самих мушкетеров и кардинала Ришелье, с одной стороны, и кардинала Мазарини (опять итальянец!), с другой. Следует признать, что капитализм был вызван к жизни наложением двух исторических факторов: вхождением Романо-Германского суперэтноса в инерциальную фазу (биологическая история) и общим уровнем развития человечества (история творений человеческих рук и разума). На более ранних стадиях развития человечества, болезненная страсть к накоплению материальных благ (вообще характерная для инерциальной фазы) не переходила в капиталистические отношения, а выражалась в примитивном ростовщичестве и создании сокровищ (например в Персии, накануне вторжения войск Александра Македонского). В России, где еще действовали стереотипы поведения, характерные для ранних фаз этнического развития, внедрение капиталистических отношений (сверху) встретило в народе крайнюю степень непонимания и неприятия. Интересно, что заимствование достижений науки и технических новинок такого неприятия не встречало. Навязанная игра по чуждым правилам, поставила представителей Великороссийского суперэтноса в заведомо невыгодное положение. Реальных успехов в этой игре добивались только живущие в России иностранцы да представители некоторых обособленных субэтносов (например старообрядцы, евреи..). Россия (как незадолго до этого Османская Турция) оказалась опутанной долговыми обязательствами перед Европой и в значительной степени утратила свою политическую независимость. Основная часть населения страны взирала на эти процессы с нарастающим раздражением.

Марксизм.

Попробуем разобраться, почему коммунистические идеи нашли свое реальное воплощение именно в России, ведь эта страна явно не была лидером капиталистического развития. Есть свидетельства, что Маркс рассматривал свои теории вовсе не в прямом их смысле, а просто как сценарий глобальной провокации, бомбы под существующий миропорядок. Но эта бомба сработала только в России (большой мощности) и Германии (малой мощности). Надо сказать, что Германия несколько отставала по фазе этнического развития от остальной континентальной Европы. Она отстала в создании единого национального государства, опоздала к колониальному разделу мира, но сохранила соответственно относительно более высокий уровень пассионарности (чем и объясняется ее повышенная активность в ХIХ-ХХ веках). Мессианские идеи построения "светлого будущего" нашли себе в этой (пассионарной) стране массу последователей. Немецкое социал-демократическое движение было очень мощным. Но реальная социалистическая революция в Германии захлебнулась в самом начале. Тому было две основных причины. Уровня пассионарности (хоть и достаточно высокого по меркам Европы) не хватило для слома существующей системы. Другой причиной поражения революции явилось то, что идеи интернационализма оказались совершенно чуждыми немцам, как впрочем, и другим западноевропейским этносам. Немецкие социал-демократы (интернационалисты в теории) последовательно выступали против включения иностранных рабочих в свои (немецкие) профсоюзы, активно поддерживали Кайзера в стремлении к колониальному переделу мира, в дальнейшем привели к власти Гитлера, с его идеями национал социализма. России повезло гораздо меньше. Тут идеи интернационализма попали на благодатную почву, ибо полностью соответствовали базовым этническим стереотипам. Уровень пассионарности был достаточно высок для принятия и реализации мессианских идей. Принципы социального равенства с девизом "от каждого по способностям - каждому по труду" легко сочетались с привычной концепцией "Государева тягла и службы". Коллективный труд тоже не мог встретить особого противодействия, ибо уже реально существовал в повседневной жизни сельских общин и рабочих артелей. Посему не стоит удивляться, что первая успешная социалистическая революция произошла именно в России.

Пятая колонна.

Лев Гумилев писал, что в фазе пассионарного надлома нередки случаи, когда крупная антисистемная община, обладающая высоким уровнем пассионарности, перехватывает инициативу и начинает решать собственные проблемы за счет этноса-носителя. Образуется т.н. "этническая химера". Такая община в России имелась. Речь идет, конечно, о евреях. Следует отметить, что евреи вообще выпадают из общего хода мировой этнической истории. Этот архаичный народ уже давно должен был растратить свою энергию и уйти в небытие, но тем не менее продолжает жить и здравствовать, сохраняя стабильно-высокий уровень пассионарности. Секрет прост: евреям так хотелось дожить до прихода желанного Мессии, который все не приходил и не приходил, что пришлось выработать механизм искусственного поддержания уровня пассионарности. Своего рода генетическое ноу-хау. У евреев, отсчет генетического родства традиционно ведется по женской линии. По указанию раввинов еврейки выходили замуж за выраженных пассионариев (обычно стоящих у власти). Их дети приносили в еврейство новые пассионарные гены. Таким образом, был найден механизм "вечной этнической жизни". Но какова цена? Церковь сказала бы, что этот народ восстал против бога, бог наказал его, отняв способность любить и нести в мир добро. Генетики говорят, что пассионарность связана с бионегативом и длительная (на протяжении тысячелетий) инкорпорации пассионарных генов привела к рекордному накоплению отрицательного генофонда. Но это теория. Фактом остается то, что евреев в царской России было немало и положение, когда зона деятельности и проживания была жестко ограничена чертой оседлости, их не слишком устраивало. Теперь уже мало кто отрицает тот факт, что в партиях большевиков (РСДРП(б)) и левых эсеров (Социал-Революционеров) евреи и еврейские полукровки составляли подавляющее большинство членов.

Революция.

Острое неприятие народом капиталистических ценностей и затянувшаяся кровопролитная война за невесть чьи интересы (фактически французских банков) серьезно расшатали устои Российской Империи. Накопившееся в народе раздражение искало выхода. Переход власти в руки прозападной (компрадорской) буржуазии (Февральская Революция), это раздражение только усилил. Все инициативы и лозунги Временного Правительства (естественно прозападнические и прокапиталистические) отторгались обществом и армией. Острый дефицит пассионарной энергии в сильно метисизированной правящей элите, неспособной предложить разумную альтернативу, в сочетании с достаточно высоким уровнем пассионарности самого народа, сыграл с Великороссийским суперэтносом злую шутку. В ситуации всеобщего разброда и шатания в центре возник вакуум власти. Единственной сплоченной и достаточно пассионарной силой в России оказалась еврейская община, вооруженная идеями Маркса, по прихоти судьбы, так соответствующими базовым этническим стереотипам Великороссов. Причем, российский народ воспринял эти идеи буквально, а еврейская община использовала их для решения собственных проблем и устремлений. Не секрет, что первое правительство Ленина практически на 100 % состояло из евреев. Не приходится удивляться, что полученная власть немедленно была использована для физического устранения экономической, политической и культурной элиты России, а также некоторых ее особо пассионарных субэтносов (например казаков). Необходимо было закрепить свое господство и отсечь возможных конкурентов. Начавшееся было противодействие (белое движение) захлебнулось, ибо имело глупость обратиться за прямой поддержкой к Антанте, тем самым, вступив в противоречие с одним из базовых стереотипов, согласно которому любая внутренняя смута заведомо лучше иноземного вторжения. Великороссийский суперэтнос фактически превратился в "этническую химеру ".

Между двумя войнами.

Закрепившись у власти, новая (теперь уже еврейская) элита России пытается исполнить давние чаяния евреев о мировом господстве. Но пролетарские революции в Европе благополучно проваливаются, а попытка прорваться силой оканчивается позорным фиаско еще в Польше.

К счастью, вскоре еврейская община теряет былую сплоченность и однородность, появляется несколько, претендующих на власть группировок. Грызня усиливается. Сталин решает сделать ставку на русских. Всевозможные "старые большевики", "ленинцы" и прочие "перманентные революционеры" попадают в ими же созданную мясорубку. Начавшаяся Великая Отечественная Война ускоряет это процесс. Снимаются запреты на русскую историю, Православную Церковь и т.д.. Создается интересная ситуации: догматы Марксизма продолжают действовать, но уже как элемент чисто Российской истории, ибо значительно поредевшая в ходе сталинских чисток еврейская община утрачивает былое влияние.

Вторая половина ХХ века.

Массовый героизмом во время войны, совершенно уникальная переброска промышленности на восток, послевоенное восстановление народного хозяйства ясно дали понять, что Великороссийский суперэтнос (несмотря на огромные потери в генофонде) отнюдь не утратил своей пассионарности и жизнеспособности. Новая генерация политической, военной, научной, технической и административной элиты была уже преимущественно русской, что обеспечило высокие темпы развития экономики, прорыв в космос, ядерный паритет, построение мировой системы социализма и т.п.. Еврейская же община сохранила серьезные позиции в т.н. "гуманитарном блоке" (искусство, средства массовой информации...), но ее деятельность сильно ограничивал жесткий контроль со стороны административной власти. Крайне высокая эффективность плановой экономики (куда там Западу!), непрерывная цепь успехов, создают иллюзию скорого наступления "светлого будущего", Никита Хрущев устанавливает точные сроки построения коммунизма в СССР. Но оказалось, что Марксизм-Ленинизм еще не исчерпал своих неприятных сюрпризов. Один из его базовых догматов гласит: "Все люди рождаются хорошими и только неправильные социальные условия могут их испортить". Если же эти условия создать - то это будут не люди, а ангелы. Вспомним гонения на генетику. Это вовсе не случайность. Эта наука ясно дала понять, что все люди рождаются разными, а некоторые так и вовсе рождаются плохими и никаким воспитанием, повышением уровня жизни и культуры их не исправить. Недоучет этого "пустяка" быстро положил конец всем успехам. Пассионарная элита, созданная в экстремальных условиях войны и послевоенного строительства, постепенно сходила с исторической сцены. Во власть, с фатальной неизбежностью стали приходить субпассионарии, для которых всякие идеи - пустой звук. Темпы развития экономики существенно замедлились, коммунистические лозунги стали превращаться в заклинания. Еврейская община (тоже новая генерации, обязанная своим возрождением знаменитому - "дети за отцов не отвечают"., позабыв о былой страсти к коммунизму и диктатуре, вдруг стала ярым сторонником капитализма и общечеловеческих ценностей. Сначала исподволь, потом все более открыто она начала внедрять в общественное сознание разрушительные субпассионарные установки. Не остался в стороне и Запад, с успехом применивший последние разработки идеологической войны. Иерархическая вертикаль власти, прекрасно работавшая в самые тяжкие времена, в условиях затянувшегося мира начала давать явные сбои. Разжиревших чиновников, избавленных от чисток, ротации кадров и прочих прелестей сталинских времен, явно начинала тяготить ситуация, когда Большую Власть нельзя было конвертировать в Большие Деньги. Участь Социализма в СССР и всем Советском Блоке была предрешена. Начавший катаклизм не принес большой крови и это понятно, ибо он проводился непосредственно самой правящей элитой, сумевшей в его ходе составить себе неплохие капиталы. Единство Суперэтноса было нарушено, что тоже легко объяснимо. Национальные элиты бывших Союзных Республик не собирались делиться награбленным с Москвой. Это строить лучше вместе, а грабить удобнее самостоятельно. Все достижения советского времени (передовая наука, образование, обороноспособность, социальные гарантии и т.п.) пошли прахом. Стали реальностью огромные государственные долги и соответственно частичная потеря государственной независимости. Как и следовало ожидать, сам Великороссийский суперэтнос, в результате всей этой смуты, опять ничего не выиграл. Около 70 % процентов бывшей общенародной собственности досталось евреям (при поддержке соплеменных им западных банков), 20 % кавказцам (по праву грубой силы), оставшиеся 10 % поделили прочие представители Великороссии. Следует признать, что "капиталистического сознания" у русского народа как не было - так и поныне нет. Не доросли! Ничего не изменилось! Если раньше русские купчики спускали деньги на шикарных рысаков и цыган, то современные "новые русские" спускают их на последние модели Мерседеса и див шоу бизнеса. Игра по капиталистическим правилам по-прежнему остается невыгодной для России. Ждать, что русские, на деле доказавшие свое умение работать на Государство, начнут с воодушевлением гнуть спину на заокеанских банкиров и их местных приказчиков - просто смешно. В такой ситуации не стоит рассчитывать на бурный экономический рост и повышение производительности труда. Этого не произойдет до тех пор, пока не будет предложена концепция развития, более соответствующая базовым стереотипам Великороссийского суперэтноса и текущей фазе этнического развития.

Этнические перспективы Великороссийского суперэтноса

С учетом вышеизложенного, следует радоваться даже тому, что Россия вообще пережила ХХ век, не растратив всей энергии и не растеряв основных поведенческих доминант. Что бы там не говорили деятели "похоронной команды", потенциал Великороссийского суперэтноса по прежнему довольно высок и реальные шансы на выход из кризиса еще сохраняются. Не стоит опускать руки. Что же касается дальнейших перспектив, то они во многом зависят от того, как скоро Романо-Германский суперэтнос (Запад) окончательно войдет в неизбежный обскурационный кризис, начальные симптомы которого сейчас невозможно не заметить. По мере ослабления Запада и соответственно снижения возможностей внешнего давления, Россия будет постепенно усиливаться. Имеется, правда, вполне реальная опасность того, что Запад попытается утащить за собой в могилу и все остальное человечество. По сути, это гонка со временем на выживание. Посмотрим, как говорится, "кто кого раньше распнет". В любом случае, этнические стереотипы поведения, как заложенные при возникновении Великороссийского суперэтноса, так и приобретенные им ценой огромных жертв в ХХ веке, представляют огромную ценность. Их сознательное использование (после серьезного анализа всех допущенных ошибок и перекосов), может существенно повысить шансы всего человечества на выживание.

https://cont.ws/@anddan01/7866...

СОВЕСТЬ. РУССКАЯ ИДЕЯ.РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - ЭТО СОВЕСТЬ. Совесть должна стать основой нашего Мира.

Римской цифрой указан порядковый номер толчка, в скобках – начальный момент толчка. Арабскими цифрами пронумерованы этносы, возникшие вследствие данного пассионарного толчка, причем вначале идет историческое или условное название этноса, затем в скобках название географической или этнокультурной области появления этноса, соответствующее точке на карте. В некоторых случаях вслед за этим дается краткая характеристика или важнейшие события фазы подъема.

I. (XVIII в. до н.э.) 1. Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего Царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое Царство. Столица в Фивах. (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нубию и Азию. 2. Гиксосы (Иордания. Сев. Аравия). 3. Хетты (Вост. Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хурритских племен. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.

II (XI в. до н.э.) 1. Чжоусцы (Сев. Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу древней империи Шан-Инъ. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы, на юге, пустыни на севере. 2.(?) Скифы, (Центральная Азия). 3. Кушиты (Большая излучина Нила). Формирование и становление Напатского царства в X – VIII вв. до н.э. Возвышение Напаты, и объединенное Египетско-Кушитское государство.

III. (VIII в. до н.э.) 1. Римляне (Центр. Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на Среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н.э. Смена культа, организация войска и политической системы. Появление латинского алфавита. 2. Самниты (Италия). 3. Этруски (С.-З. Италия) 4. Галлы (Южн. Франция). 5. Эллины (Сред. Греция). Упадок ахейской крито-микенской культуры в XI – IX вв. до н.э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ 6. Лидийцы. 7. Карийцы. 8. Киликийцы. 9. Персы (Иран). Образование мидян и персов. Дейох и Ахемен – основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием Царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.

IV. (III в. до н.э.) 1. Сарматы, (Казахстан). Вторжение в Европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. 2. Кушаны-согдийцы (Ср. Азия). 3. Хунны (Южная Монголия). Сложение хуннского родо-племенного союза. Столкновение с Китаем. 4. Сяньби. 5. Пуе. 6. Когуре (Южн. Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение корейского государства Уосон (III – II вв. до н.э.) Образование на месте смешанного тунгусо-манъчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.

V. (I в. н.э.) 1. Готы (Южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Черному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе. 2. Славяне. Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Черного морей. 3. Даки (Современная Румыния). 4. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института Церкви. Расширение за пределы Римской империи. 5. Евреи. Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Войны с Римом. Широкая эмиграция за пределы Палестины. 6. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.

VI. (VI в. н.э.) 1. Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира. 2. Раджпуты (долина Инда). Низвержение Империи гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну. 3. Боты (Южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. 4. Табгачи. 5. Китайцы-2 (Сев. Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения Северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековый китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии. 6. Корейцы. Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силлы. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка. 7. Ямато (японцы). Переворот Тайка. Возникновение централизованного государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

VII. (VIII в. н.э.) 1. Испанцы, (Астурия). Начало реконкисты, неудачно. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон. Графство Португалия – на базе смешения испано-римлян, готов, аланов, лузитан и др. 2. Франки (французы). 3. Саксы (немцы). Раскол Империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви. 4. Скандинавы (Южная Норвегия, Северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности. Оттеснение лопарей в тундру.

VIII. (XI в. н.э.) 1. Монголы, (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства – ясы и письменности. Расширение Улуса от Желтого до Черного моря 2. Чжур-чжэни (Маньчжурия). Образование империи Цзинъ полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание Северного Китая.

IX. (XIII в. н.э.) 1. Литовцы. Создание жесткой княжеской власти. Расширение княжества Литовского от Балтийского до Черного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей. 2. Великороссы. Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. 3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация беиликом Брусы активного населения мусульманского востока с добавкой пленных славянских детей (янычары) и моряков, морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко. 4. Эфиопы (Амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Эфиопия в Восточной Африке.

8. Пассионарный признак передается по наследству половым путем, о чем свидетельствует тот факт, что процессы этногенеза в местах, не затронутых пассионарным толчком, начинаются только после распространения на эти территории представителей уже пассионарных этносов. Это, в свою очередь, позволяет говорить об этногенезе как о флуктуации живого вещества человеческих организмов, а о пассионарном толчке как о микромутации на поведенческом уровне.

Мы специально заострим внимание на явлении пассионарного толчка, ибо именно оно указывает на космический характер (внешний по отношению к Земле) причины пускового момента этногенеза. Синхронность и кратковременность начал процессов этногенеза по всей длине полосы, ее узость и протяженность устраняют возможность социальной, климатической и геологической интерпретаций. Более того, геометрия линий толчков (близость к геодезическим) указывает на то, что центрально-симметричные поля Земли имеют определенное отношение к описываемому явлению, что, вероятнее всего, обусловлено взаимодействием этих полей с внешним космическим источником мутаций.

Поиск источников подобных мутаций не может быть плодотворным до тех пор, пока указанные пассионарные толчки не описаны нами подробно, в пространстве и во времени. В этом мы и видим основную задачу настоящей работы. Но перед тем как дать надлежащее описание толчков, следует остановиться на методике определения начальных моментов процессов этногенеза и их территориальной локализации, т.е. методике выявления объективных признаков образования пассионарных популяций.

Таких объективных признаков, универсальных для всех известных и подробно освещенных в истории процессов этногенеза, можно назвать восемь.

1. Появление пассионариев в статистически значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами).

2. Смена этнического стереотипа поведения в ареале толчка.

3. Территориальное расширение новорожденных этносов из первоначального ареала.

4. Демографический взрыв населения в ареале толчка.

5. Жесткая регламентация поведения членов новорожденного этноса, контроль брачных отношений, установление охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту.

6. Повышение активности во всех сферах жизнедеятельности: политической, военной, административной, культурной, религиозной.

7. Рост числа субэтносов (подсистем этноса), внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов.

8. Одновременность (1 – 2 поколения) и непрерывность (пространственная) отмеченных признаков по всей полосе пассионарного толчка у этносов-ровесников, хотя часто на территории, задетой толчком, лежат непроходимые барьеры: горы, пустыни, моря. В этом случае один толчок порождает несколько этносов, но фазы их этногенезов синхронны.

Это очень важно. Этническая история неполна. Чаще всего остается неосвещенным начальный момент этногенеза – эпоха толчка и фаза подъема, но, имея готовую схему, несложно взять корректив по соседним этногенезам, а когда известно, где искать, – найти легко.

Кроме того, обычно пассионарный толчок даже в пограничных регионах вызывает к исторической жизни не один этнос, а несколько, образующих системную конструкцию, называемую суперэтносом. Происходит как бы перемешивание старых этносов и рождение новых, с оригинальной культурой и обновленным стереотипом поведения. Так, в Западной Европе на месте «Римского мира» в IX в. образовался романо-германский суперэтнос, куда вошли испанцы и норвежцы, французы и немцы, англичане и итальянцы, но не кельты Ирландии, не греки, сербы и болгары и не восточные славяне, судьба которых сложилась по-иному. Это показывает, что здесь мы видим не смену социальной формации, ибо феодализм был у всех, а явление экзогенное, лежащее в сфере природы, а не культуры. Следовательно, это воздействия на биосферу мутогенного фактора, а таково только жесткое облучение, не сильное, но меняющее какую-то сторону физиологии людей.

Как известно, энергетические факторы на спонтанное социальное развитие непосредственно влиять не могут . Следовательно, они влияют на природную сторону человеческого организма, живущего как все организмы, за счет биохимической энергии живого вещества биосферы, описанной В.И. Вернадским. Изменения концентрации этой энергии создают подъемы и спады пассионарности, а коль скоро так, то этногенез – функция пассионарных флуктуации, возбуждаемых экзогенными эксцессами, но откуда они берутся?

Для того чтобы создать эксцесс или, что то же, произвести толчок, нужен энергетический импульс. Земля получает энергию из трех источников: 1) от Солнца; 2) подземного радиораспада и 3) от рассеянных пучков энергий в Галактике (В.И. Вернадский). Сразу можно отбросить солярную гипотезу, ибо Солнце освещает одновременно целое полушарие, а не узкую полосу шириной в 200 – 300 км. Не годится и подземная, потому что полосы варьируют вне зависимости от геологического строения территорий, по которым они проходят. Не имеет значения и уровень социального развития этносов, подвергаемых мутогенному воздействию, а наземные физико-географические условия способствуют консервации гомеостатических систем-биоценозов, в которых человек – верхнее завершающее звено. Остается неотброшенной одна гипотеза – вариабельное космическое облучение. Пока она не может быть строго доказана, но зато не встречает фактов, ей противоречащих.

Представим себе поверхность Земли как экран, на который падают космические лучи, большая часть их задерживается ионосферой, но некоторые достигают поверхности Земли, чаще ночью, так как ионосфера и космическая радиация нестабильны, даже в суточном цикле . Будучи деформированы магнитным (или гравитационным?) полем Земли, эти космические импульсы примут облик геодезических линий, не зависящих от наземных ландшафтов. Очевидно, не все, но некоторые из них обладают мутогенными свойствами, и в облученных ареалах появляются мутанты. Уроды устраняются естественным отбором быстро, а пассионарии – медленно, потому что пассионарность – тоже нарушение нормы, но особое, устойчивое и несущее определенную нагрузку в становлении человечества как вида.

Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая – о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди . Если наложить на его кривую (см. рис. на стр. 321) моменты толчков, то можно заметить, что четыре толчка попадают на максимумы и лишь один на минимум. Остальные лежат на точках перегиба кривой Эдди. Есть ли в этом какая-либо закономерность, нам, этнологам, сказать трудно. Ответ за астрофизиками. Вторая гипотеза – о возможной связи со вспышками сверхновых. Но таких совпадений нам известно только два. Толчку, имевшему место в конце I в. до н.э., как будто бы соответствует недавно обнаруженная звезда, вспыхнувшая в 5 году до н.э. , а толчку XI в. н.э. – появление Крабовидной туманности в 1054 году . Может быть, это совпадение случайно.

Хотя окончательный ответ может быть дан лишь тогда, когда станут известны (если станут) сверхновые, вспыхивавшие в древности и средневековье.

Связь пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности.


Но даже если гипотезы в будущем не подтвердятся, что это изменит в описании феномена этногенеза? Ничего! Просто одна из версий научного поиска сменится другой версией, а это и есть путь Науки.

В отличие от феномена этногенеза, этническая история полифакторна. На цепь событий в их связи и последовательности влияют и социальная закономерность, и географическая обусловленность, и разнохарактерные этнические контакты. Все они – явления наземные и, следовательно, для нашей темы только фон. Однако без них нельзя, ибо пассионарный толчок деформирует этносы, уже имеющие свою судьбу и внутреннюю структуру. Хотя сам толчок краток, но перестройка, т.е. латентный период нового этноса, занимает около 150 лет, после чего история обнаруживает смену цвета времени.

Так, пассионарный толчок, породивший Великое переселение народов, смену Рима Византией, образование Аксума, гибель Дакии и разгром Иудеи, имел место на рубеже н.э., а все перечисленные события произошли во II в. н.э., больше чем через век. Следовательно, от исторической даты надо отнимать полтора века, что в пределах законного допуска. Зато исторические начала заметны, ибо связаны с крупными событиями. Поэтому в прилагаемой легенде к карте пассионарных толчков характерные события фазы подъема не включают событий инкубационных периодов этногенеза. И все же мы можем уверенно говорить о начальных моментах толчков, ибо почти для каждого толчка в одном-двух случаях (этносов) удается заметить примерную дату рождения первого поколения пассионарных мутантов.

Предложенная карта пассионарных толчков отражает состояние этнологии в настоящий момент (1984). Белые пространства на ней – временное явление. И глядя на них, не следует думать, что ни в Западном, ни в Южном полушариях толчков не было никогда. Конечно, они были, но когда и где конкретно проходили – этого с такой уверенностью, как для Евразии, пока сказать нельзя. Нет необходимых письменных источников. О толчках здесь мы можем говорить только с прибавкой «видимо». Видимо, ацтеки, муиски и инки появились в результате толчка, прошедшего на рубеже XI – XII вв. по линии от Аризоны до оз. Титикака. Эта линия также весьма близка к геодезической, как и остальные девять. В XIII в. н.э. началось расселение полинезийцев с островов Таити. II это движение, продолжавшееся до XVI в., бесспорно, пассионарный подъем. Такой же подъем мы наблюдаем в XIX в. у зулусов в Южной Африке. И тем не менее об этих толчках мы предпочли не говорить, фиксируя внимание только на достоверных, проверенных явлениях. При дальнейшем развитии этнологии число обнаруженных толчков, естественно, может увеличиться, может удлиниться и протяженность линий, уже найденных и отмеченных на нашей карте.

Какая из гипотез о природе толчков победит, сказать трудно. Видимо, та, которая объяснит механизм мутаций. Пассионарии-мутанты, и древнеегипетские, и римские, и монгольские, были одинаково пассионарны. А значит, рекомбинация (или разрыв) фрагментов хромосомы зародыша человека есть определенная, повторяющаяся от толчка к толчку химическая реакция, происходящая весьма быстро и необратимо под воздействием неизвестного пока излучения в оптической части спектра. Мы знаем сейчас, что подобные перестройки на генном уровне легко стимулируются лучом лазера, что нашло уже применение в народном хозяйстве для получения урожайных сортов сельскохозяйственных растений . Думается, что характер «пассионарного» излучения должен быть близок по своей природе к подобным лучам. Испускают ли их Солнце или звезды, вспыхивающие время от времени в нашей Галактике, покажет дальнейшее развитие науки.

В отечественной этнографии примордиалистская концепция, именуемая "теорией этноса", как обоснованная методологией марксизма, официально считалась единственной, т.е. "академической". Однако наряду с ней существовала иная, не признаваемая "академической" наукой, концепция этичности, разработанная Л. Н. Гумилевым пассионарная теория этноса.

Этнос в видении Л. Н. Гумилева

Л. Н. Гумилев отрицал представление о природе этноса как общности, имеющей некие единые для нее признаки – язык, внешний облик, культуру и др. "Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям". Единственным объединяющим фактором, причиной, которая связывает членов этноса в единое целое, является комплиментарность – неосознанная тяга людей близкого психического склада друг к другу. Однако комплиментарность должна иметь объективную причину, и таковой является стереотип поведения, общий для всех членов этноса. Он проявляется в том, что в критических условиях члены разных этносов ведут себя по-разному, а входящие в один – сходным образом.

Стереотипы поведения, по Л. Н. Гумилеву, имеют две крайности. Одна характеризуется высокой степенью активности, и этносы, для которых такое поведение было свойственно, относились к динамическим, т.е. деятельным, ведущим себя агрессивно. Такими были, например, древние греки в эпоху Великой колонизации или испанцы в период завоевания ими Америки. Другую крайность поведения демонстрируют этносы, которые определялись как персистентные (пережиточные, реликтовые, гомеостатические), т.е. не деятельные, пассивные. В качестве примера им приводились малайцы Юго-Восточной Азии, тлинкиты северо-запада Северной Америки и др. Оба состояния этноса могут встречаться в самых разных эпохах и на самых разных территориях. При этом динамическое состояние характерно для начальной истории этноса, а персистентное – для ее завершения, поэтому большинство этносов занимают промежуточный спектр этих крайностей.

Но чем определяется активность или пассивность этноса? Естественный ответ на этот вопрос – количеством энергии, которая в нем содержится. Она отнюдь не имеет мистического характера, утверждал Л. Н. Гумилев, поскольку, представляет собой разновидность биохимической энергии живого вещества биосферы (по В. И. Вернадскому), которая присутствует, в том числе и в людях, у которых проявляется в механической форме в виде работы, действий. Но чтобы расходовать энергию, надо ее откуда-то взять.

Пассионарный толчок – начало этногенеза

Получение энергии им трактовалось как следствие пассионарного толчка, который является причиной формирования новых этносов. Суть его в том, что спорадически на тот или иной участок Земли обрушивается поток энергии, скорее всего космического происхождения, как один из видов влияния космоса на земные процессы, вызывающего, например, морские приливы и отливы, увлажнение или усыхание отдельных регионов, мутацию организмов, приводящих, в частности, к раковым заболеваниям. Зоны пассионарных толчков представляют собой узкие полосы шириной примерно 300 км и длиной до 0,5 окружности планеты, расположенные в разных направлениях: "Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь и он воспаляется". Пассионарные толчки длятся несколько лет, после чего прекращаются, но последствия их кардинально меняют этническую карту мира, ибо вызывают появление новых этносов.

Энергией пассионарного толчка заряжаются проживающие на его территории индивиды. У них происходит специфическая, закрепляемая в генотипе микромутация, благодаря которой они становятся очень активными. Такие личности превращаются в пассионариев (от лат. passio – страсть), у них больше энергии, чем это необходимо для поддержания организма в "нормальном" состоянии. Для пассионариев характерен особый стереотип поведения, который отличает их от окружающих людей, а это роднит их между собой, у них появляется чувство комплиментарности по отношению друг к другу, именно они и образуют новый этнос.

Полученный признак пассионарности передастся по наследству от поколения к поколению. Относительно механизма ее передачи Л. Н. Гумилев не давал однозначного объяснения, в одних случаях утверждая, что она может осуществляться генетическим путем, а в других, на основе сигнальной наследственности, открытой биологом М. Е. Лобашевым, – наблюдаемое в животном мире восприятие поведенческих стереотипов путем подражания родителям и другим старшим членам сообщества.

Пассионарность

Пассионарность - это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто - иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко - как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего - потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.

Примерами пассионарности могут служить:

Античный полис, который впервые создает систему ценностей, где интересы социума встают над интересами личности (идея патриотизма, верности законам отечества);

Великая Французская и все следующие за ней социальные революции; патриотические войны, вызывающие подъем национального духа (Минин и Пожарский, Отечественная война 1812 г. и т.п.).

Это микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200-400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте. Вывод о существовании таких микромутаций был сделан Л.Н.Гумилевым на основе выявленной им исторической закономерности, согласно которой новые суперэтносы возникают одновременно и по одной линии, вытянутой по поверхности Земли на многие тысячи километров через любые ландшафтные препятствия (например, толчок I в. н.э.:

готы - славяне - даки - христиане - иудеи - абиссинцы (аксумиты),

или толчок VI в.н.э.:

арабы (мусульмане) - раджпуты - боты (Южный Тибет) - табгачи - средневековые китайцы - корейцы (Силла) - японцы (Ямато)).

Очевидно, что на таких гигантских по размаху и геодезически правильных полосах не могла начинаться одновременно «классовая борьба» или происходить мгновенное распространение генетического признака из одной точки (наличие такого препятствия, как Тибет, исключало в VI в. всякое быстрое взаимодействие между людьми). При этом Л.Н.Гумилевым было установлено, что в период непосредственно после II тысячелетия. до н.э. во всех затронутых им регионах происходил быстрый рост активности новых этнических образований (а также их численности), изменялись стереотипы поведения, возникали новые идеологические и религиозные течения. Единственной гипотезой, объясняющей удивительную синхронность этих явлений в различных частях света, стало учение Л.Н.Гумилева о пассионарных толчках как генетических микромутациях. Закономерно встал вопрос о происхождении мутагенного фактора, порождающего эти толчки. Из всех предположений после их подробного анализа было выбрано одно: толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли.

Этнос в своем развитии проходит несколько фаз.

Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] Гумилев Лев Николаевич

Мутации - пассионарные толчки

Мутации - пассионарные толчки

Но спокойные состояния геобиоценозов не вечны. Они прерываются спазмами странной активности, губительной для ее носителей. Кузнечики, мирно скачущие по лугу, внезапно превращаются в саранчу, которая летит навстречу гибели, уничтожая все на своем пути. Тропические муравьи покидают свои благоустроенные жилища и движутся, истребляя все, что находят… для того чтобы погибнуть по дороге. Лемминги проходят сотни верст, чтобы броситься в волны океана. Микроорганизмы… и те поступают так же, порождая губительные эпидемии. Как объяснить эти странные явления? Видимо, нам следует снова обратиться к трудам В. И. Вернадского по биогеохимии.

Первый биогеохимический принцип гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу», разумеется, в физическом смысле, а под «свободной энергией» В. И. Вернадский понимает «энергию живого вещества, которая проявляется в сторону, обратную энтропии. Ибо действием живого вещества создается развитие свободной энергии, способной производить работу». Следовательно, наша планета получает из космоса больше энергии, нежели необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим среди животных явления, подобные описанным выше, а среди людей - пассионарные толчки, или взрывы этногенеза.

Обязательным условием возникновения и течения процесса этногенеза (вплоть до затухания его, после чего этнос превращается в реликт) является пассионарность, т. е. способность к целенаправленным сверхнапряжением. Объяснить ее мы пока можем, лишь приняв гипотезу, т. е. суждение, объясняющее отмеченные факты, но не исключающее возможности появления других объяснений: пассионарность - это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы. У людей эта способность колеблется настолько сильно, что иногда ее импульсы ломают инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового, вследствие чего некоторые люди, по нашей терминологии, - пассионарии, совершают и не могут не совершать поступки, ведущие к изменению их окружения. Это изменение касается в равной степени природной среды и отношений внутри человеческих сообществ, т. е. этносов. Следовательно, пассионарность имеет энергетическую природу, а психика особи лишь трансформирует на своем уровне импульсы, стимулирующие повышенную активность носителей пассионарности, создающей и разрушающей ландшафты, народы и культуры.

Наше утверждение отнюдь не парадоксально. Оно опирается на бесспорные положения физиологии. Еще И. М. Сеченов определил роль среды как физиологического фактора: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить среда, влияющая на него». А если так, то не может быть исключен из рассмотрения и энергетический баланс среды.

Разумеется, необходимую для жизнедеятельности энергию организм получает не только путем питания, которое поддерживает температуру тела и восстанавливает отмирающие клетки. Ведь и дыхание, т. е. окислительные процессы в легких, не менее необходимо для жизни организма. То же самое следует сказать про взаимодействие с другими формами энергии: электрической (ионизация покровов), световой, радиационной, гравитационной. Все они по-разному влияют на организм, но без любой из них жить нельзя. Поэтому механизм переработки энергии внешней среды в энергию организма - это предмет физиологии. Для этнологии важно другое: почему у человека в отличие от животных колебания степени активности столь велики?

Тут можно предложить две равноправных гипотезы. Либо пассионарная особь захватывает больше энергии, нежели нормальная, либо она при равном захвате направляет энергию концентрированно (разумеется, бессознательно) на достижение той или иной цели. В обоих случаях результат будет тот же: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для нормальной, свойственной виду как таковому.

Таким образом, если социальные условия определяют направленность поступков человека, то энергетическое их напряжение зависит от состояния организма, в том числе генетически обусловленных признаков. Здесь мы соприкасаемся с некоторыми явлениями биологии: возникновением нового признака, появившегося внезапно не вследствие смешения. Это значит, что взрыву пассионарности (или пассионарному толчку) сопутствует мутагенный сдвиг, порождающий разнообразные отклонения от нормы. Однако большая часть физических и психических уродов гибнет без последствий, пассионарность же, являясь также продуктом мутации, в этом смысле - исключение.

Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин, отмечая малую пластичность расовых признаков сравнительно с нерасовыми, тем не менее указывают на наличие даже расовых соматических изменений, возникших помимо метисации за исторический период. Изменения признаков идут либо вследствие адаптации к новым условиям, либо вследствие мутаций.

В последнем случае полезный признак сохраняется, а вредный - удаляется естественным отбором. Пассионарность - признак нерасовый и вредный, если не сказать губительный, и для самого носителя, и для его близких. И вот почему. Если войны происходят за пределами страны, то пассионарии отправляются в далекие походы, покидая свои семьи, хозяйство которых приходит в упадок. Так было в Испании в XVI в., когда конкистадоры сражались в Анауаке, Перу, на Филиппинах, а регулярные войска - в Нидерландах и во Франции. Нехватка умелых работников ощущалась столь остро, что даже гвозди дня строительства кораблей приходилось закупать в Нидерландах и Германии. А ведь за сто лет до того толедские брони считались лучшими в Европе.

Но это еще не самое плохое. При пассионарных перегревах часто возникают кровавые усобицы, жертвами которых становятся не только соперники, но и их семьи. Таковы войны гвельфов и гибеллинов в Европе и эпоха «войны царств» (403–221 гг. до н. э.) в Китае. В этих и аналогичных войнах уцелели не те, кто воевал, а те, кто умел искусно прятаться. Однако особенности пассионарности как признака состоят, кроме прочего, в том, что она задерживается в популяции благодаря наличию так называемых «незаконных детей», наследующих биологические, а не социальные особенности родителей. Наличие же системных стезей, как жестких (социальных), так и корпускулярных (этнических), повышает значение признака для системы в целом, будь то «социальный организм», или суперэтнос. Ведь степень воздействия на природную среду и этническое окружение зависит не только от уровня техники, но и от пассионарной напряженности этноса как целостности, проходящей ту или иную фазу этногенеза. Но, мало того, Г. Ф. Дебец И. А. и Н. Н. Чебоксаровы указывают, что мутации охватывают не всю Ойкумену, а определенные географические регионы: «Наши предки имели коричневую кожу, черные волосы, карие глаза, а блондины со светлыми глазами появились путем мутаций, сосредоточившихся главным образом в Северной Европе у берегов Балтийского и Северного морей».

Но разве эта мутация отличается от пассионарных толчков чем-либо, кроме того, что они возникают несколько чаще?

Можно было бы запросто отмахнуться от ответа на вопрос о происхождении мутаций и причине мутагенеза. Сами биологи на этот вопрос ответа не дают, справедливо ссылаясь на то, что данные, получаемые ими в эксперименте, т. е. артефакт, и механическое перенесение закономерностей, прослеженных в лаборатории, на то, что мы видим в природе, неоправданны. Но наша наука - этнология располагает абсолютной хронологией, а с помощью такого инструмента можно достичь некоторых полезных результатов.

Поскольку мы приравняли пассионарный толчок к микромутации, то, исследуя историческим путем даты и ареалы толчков, мы можем обогатить биологию данными, которые биологи смогут интерпретировать со своих позиций. Выше было наглядно показано, что биологические микромутации, а на языке этнологии - образование суперэтносов, связанное с пассионарными толчками, всегда захватывает зону земной поверхности, вытянутую в меридиональном или широтном направлении под каким-либо углом к меридиану и широте. Но какие бы ландшафтные зоны ни находились на этой территории: горы, пустыни, морские заливы и т. п., она остается монолитной. Ландшафты и этнические субстраты обуславливают только то, что на охваченной взрывом пассионарности территории могут возникнуть два, три, четыре разных суперэтноса в одну и ту же эпоху. Заведомо исключен перенос признака пассионарности путем гибридизации, так как последняя непременно отразилась бы на антропологическом типе метисов. Наземные барьеры исключают также культурный обмен и заимствование путем подражания. То и другое легко было бы проследить на произведениях искусства и материальной культуры.

Очевидно, мы встречаем особое явление, требующее специального описания. Напомним, что новый суперэтнос (или этнос) возникает из обязательного смешения нескольких этнических субстратов. Но не напоминает ли это простую электрическую батарею, для получения тока в которой должны присутствовать цинк, медь и кислота? Это, конечно, метафора, но ведь она иллюстрирует энергетический процесс, постепенно затухающий вследствие сопротивления среды. Но если так, те импульс тоже должен быть энергетическим, а поскольку он, по-видимому, не связан с наземными природными и социальными условиями, то происхождение его может быть только внепланетарным.

Когда рассматриваешь ареалы пассионарных взрывов, то создается впечатление, будто земной шар исполосован неким лучом, причем - с одной лишь стороны, а распространение пассионарного толчка ограничивалось кривизной планеты. На месте «удара» появляются разнообразные мутанты, большая часть которых не жизнеспособна и исчезает в первом же поколении. Пассионарии также находятся вне нормы, но особенности пассионарности таковы, что, прежде чем ее устранит естественный отбор, она оставляет след в этнической истории и в истории искусства и литературы, поскольку то и другое - продукт жизнедеятельности этноса.

Можно выдвинуть и другие гипотезы происхождения пассионарных взрывов или толчков: случайные флуктуации, наличие блуждающего гена, реакция на экзогенный возбудитель. Однако всему перечисленному противоречат факты. Не исключено, что и изложенная здесь гипотеза не подтвердится, но это никак не повлияет на применение концепции энергетической природы этногенеза к насущным проблемам географии и истории.

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Региональные мутации Через четыре года после выхода в свет монографии А. П. Быстрова Г. Ф. Дебец опубликовал работу с потрясающим выводом. Массивные в древности кости черепа утончаются (грацилизация), причем это происходит не постепенно, а рывками, и не глобально, а по

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Монетные мутации Заметные с конца XIII в. расстройства в монетной сфере проявлялись также в изменениях стоимости используемых монет, в том, что называется монетными мутациями. Описание этого феномена я возьму из примечательного «Очерка по монетной истории Европы» Марка

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

3.1. ПАССИОНАРНЫЕ СПАСИТЕЛИ РОССИИ Московское государство спас от Смуты и иноземных завоевателей русский народ, пожелавший сохранить свою страну и веру. Русских поддержали коренные народы - казанские татары, мордва, черемисы, карелы, пожелавшие остаться с Россией. За

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

6.5. Мутации На первый взгляд может показаться, что главный механизм наследственности чрезвычайно устойчив благодаря тому, что каждая вновь образованная клетка получает от клетки-родителя полный набор генов. Они будут управлять ростом и развитием «новорожденной», они же

Из книги Ельцин против Горбачева, Горбачев против Ельцина автора Мороз Олег Павлович

ТРЕВОЖНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ ТОЛЧКИ Предвестие путча?В эти дни в Верховном Совете СССР произошли некие события, в которых, если на них оглянуться из сегодняшнего дня, нетрудно было бы разглядеть предвестие близкого августовского путча. 17 июня с докладом об экономическом

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович