Феодор томский о чем молится. Енисейской епархии передана частица мощей праведного феодора томского

Кол. 1, 3-6; Лк. 16, 10-15 : "Не можете служить Богу и мамоне". Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни - твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер . Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненность, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, - дела и идут, как пришлось . Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные , ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил .

Евр. 10, 35-11, 7; Мр. 9, 10-16 : История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!. . . Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном "поступили, как хотели"; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека . Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи - и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее .

При всем том, неминуемо грядет Царь-победитель, и обязательно произойдет воскресение России. А вот сподобимся ли мы оказаться в воскресшей России под державной рукой Царя-победителя - это зависит от нашего свободного выбора!

Кол. 4, 10-18; Лк. 10, 1-15 : Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая "семьдесят" на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: "и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие"; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее . Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Новостные сообщения от от 16.01.2008. ; от 17.01.2008. и от 18.01.2008. именно и есть такая проповедь. А вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой повторяем за ветхозаветным пророком Малахием: для возвещения вам мира и Царствия Божия, если вы ревнуете выполнять Волю Бога и исправлять свою жизнь в соответствии с предупреждениями Бога, которые Он дает нам через Своих угодников, как ветхозаветных, так и через почти наших современников. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, кривоверам и послушникам священнослужителей, живущих и проповедующих не по Священному Писанию, не по Святым Отцам, не как учит Святая Православная Церковь, нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в кривоверы и еретики-паписты!

Полное собрание и описание: молитва федору томскому для духовной жизни верующего человека.

Память: 20 января / 2 февраля (представление), 10 / 23 июня (Собор Сибирских святых), 22 июня / 5 июля (обретение мощей)

Будучи знатного происхождения (есть все основания считать, что это император Александр I), Феодор оставил мир в уже пожилом возрасте, и подвизался в подвиге странничества.

Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные – он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш Феодоре!

Кондак святому праведному Феодору Томскому, глас 4

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Молитва святому праведному Феодору Томскому

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

Акафист праведному Феодору Томскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

  • Праведный Феодор Томский – Томская и Асиновская епархия
  • Император Александр I – старец Феодор Томский: прямые и косвенные доказательства (видео) – Виктор Федоров
  • Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский (книга – историческое исследование) – Виктор Федоров
  • Крестный ход памяти старца Феодора Томского – Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва федору томскому

Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского

Житие преподобного Василиска Сибирского. Житие святого праведного Федора Томского.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИСКА СИБИРСКОГО

Пустынник Василиск (в миру в миру Василий Гаврилович Гаврилов) родился в середине XVIII века в семье крестьянина деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Воспитанный родителями в страхе Божием, отрок Василий с детства познал труд и нужду. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Некоторое время жил он отшельником в лесах Чувашии. Новой ступенью монашества стала жизнь при старце Адриане. Предав себя ему в послушание, Василий преуспевал в постнических трудах и скоро, как лоза, привитая и давшая ко времени плод, был пострижен старцем в мантию с именем Василиск.

Примерно в это время встретил он своего будущего сомолитвенника и духовного брата – отца Зосиму (Верховского), тогда еще носившего имя Захария и желавшего стать отшельником. Около 10 лет провели отец Василиск и отец Зосима близ Коневской обители, упражняясь в монашеских подвигах и особенно в молитве Иисусовой. Многим помогали они мудрыми советами: десятки богомольцев посещали подвижников, и все находили у них доброе утешение и духовную поддержку. Когда отец Адриан уехал в Москву в Симонов монастырь, то благословил своих духовных чад отправиться в сибирские пределы.

И вот в пятидесяти верстах от города Кузнецка (ныне Новокузнецк) и в тридцати от ближайшей деревни, за Трикурыми проливами пустынники нашли себе удобное место, где с помощью благодетелей построили две кельи. Было это в 1799 году. В течение 24 лет подвизались они в отшельничестве в сибирском лесу. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский. Господу было угодно, чтобы, стяжав высокие добродетели, они послужили делу спасения ближних. Мещанка города Кузнецка Анисья Конюхова пожелала жить иноческой жизнью, поселилась в деревеньке на берегу реки Томь, чтобы наставники могли добираться до неё водным путём. Старец Василиск часто посещал монашеское поселение Анисьи Конюховой, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Вскоре к ней присоединились другие женщины, появилась необходимость переселиться из мира в монастырь. Тобольский архиерей предложил опустевший Свято-Николаевский монастырь в городе Туринске. Трудами и заботами старцев монастырь был возрожден, близ него и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. Блаженная кончина старца последовала 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин.

Преподобного Василиска можно поставить в один ряд с величайшими угодниками Божиими: преподобным Сергием Радонежским, преподобным Серафимом Саровским и святителем Николаем Чудотворцем. В 2000 году братья Спасского монастыря обрели мощи старца. Сестры Ново-Тихвинской обители подготовили документы и направили их в комиссию по канонизации, и преподобный Василиск Сибирский был прославлен в лике святых в 2004 году. Его мощи почивают в Спасском храме Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря.

О, преподобне и богоблаженне отче наш Василисче, безмолвия доблий рачителю и пустынножителю ревностный, умнаго делания смиренный наставниче и послушания предивный образе! Ты мира сладости бегая, пустыни непроходныя достигл еси, в нейже многая лета, богомыслием озаряем, в трудех пустынных подвизался еси, смиренномудрия глубину ископав; сего ради, яко сокровище пребогатое, сердечныя молитвы сладость утешительную Господь тебе дарова, еяже действием великих дарований исполнился еси. Темже молим тя, отче Василисче, воззри на ны, унылыя и немощныя, и возгрей в сердцах наших истинную ревность о Христе Иисусе Господе нашем, Иже есть един источник спасения нашего. Буди нам поспешник к высоты духовныя восхождению: ум наш в трезвении бодренном укрепи и дух сокрушен в сердца наша вкорени; наипаче вразуми, научи и усердие неослабное в молитве непрестанней подаждь нам, во еже освятити уста, умы и сердца Христу Богу нашему, Егоже именем отбежит от нас всякая неправда и уныние, диавольским действом составляемыя, и да просветятся души наша светом любве Божественныя ко исправлению жития нашего, да не погибнем в огне аки плевелы, но, яко пшеницу чистую, соберет ны Господь в житницу Свою небесную, идеже вси любящии Его в радости нескончаемей пребывают, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Житие святого праведного Феодора Томского

До сих пор нет точных свидетельств того, кем был праведный старец. Его имя в нашей истории связывают с именем императора Александр I. По одной из версий император Александр I инсценировал свою смерть во время поездки в Таганрог и ушел в Сибирь нести подвиг покаяния за грех отцеубийства.

Прославление Федора Кузьмича состоялось в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Тогда было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, в число которых включили, конечно, и старца Федора – небесного покровителя Томска.

Когда родился Федор Кузмич, неизвестно, как невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем он был до своего появления в Сибири. Верно одно - именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого - Феодор - и означает «дар Божий».

Ранней осенью 1836 г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан проезжавший на лошади, запряженной в телегу, неизвестный человек. Странник привлек к себе внимание своей необычной внешностью и необъяснимым поведением.

На основании существовавших в то время законов суд приговорил Феодора Кузьмича за бродяжничество к наказанию 20-ю ударами плетью и - как неспособного по возрасту к военной службе и тяжелым работам в военной крепости - к ссылке в Сибирь на поселение. Старец Феодор приговором остался доволен.

В сентябре 1836 г. в арестантской партии под конвоем он был отправлен по этапу в Томскую губернию, где был приписан к деревне Зерцалы, Боготольской волости, Ачинского уезда, куда и прибыл 26 марта 1837 г.

Старец Феодор был помещен на казенный каторжный Краснореченский винокуренный завод в 15 верстах от Зерцал, где прожил первые несколько лет, но не участвовал в каких-либо принудительных работах. В дальнейшем, имея неодолимое желание безмолвия и избегая человеческой славы, он часто менял свое место жительства, проживая то в Зерцалах, то в соседних селениях: станице Белоярской, селе Краснореченском, в деревне Коробейниково, всегда избирая по возможности тихое и уединенное место. Последние шесть лет своей жизни старец провел в Томске, куда перебрался, следуя усиленным просьбам горячо его почитавшего томского купца Семена Феофановича Хромова, у которого и поселился, сперва на заимке в окрестностях Томска, а затем и в самом городе.

Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. Всемерно удаляясь от мира и «того, что в мире», старец Феодор вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил всякий раз небольшой дом, состоящий из тесной келлии с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, которую со временем по его просьбе обили грубым холстом. При этом праведный Феодор, которому шел уже восьмой десяток лет, заметил: «Тяжело телу становится». Подушку заменял деревянный тесаный чурбан. В келлии также находились простой стол и несколько скамеек - для посетителей. В переднем углу висели иконы, по стенам - картины с видами святых мест (подарки многочисленных почитателей). Одежда старца, как и его келлия, была чрезвычайно простой. Летом он ходил в одной белой длинной рубашке из деревенского холста, (которых у него было только две), подпоясанный тонким ремешком или веревкой, таких же шароварах. Зимой надевал поверх рубахи длинный темно-синий халат или, когда выходил на холод, старую вылинявшую сибирскую хожу (шубу мехом наружу). На ногах носил обыкновенные (зимою - толстые) чулки и простые кожаные туфли.

Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его келлии была постоянно заперта. Следуя евангельской заповеди о необходимости совершать молитвенное делание втайне от мира (Мф. 6, 6), старец сподоблялся от Бога, по неложному Его обещанию, явных благодатных дарований. Только после смерти обнаружилось, что колени старца были покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв.

В продолжение всей жизни в Сибири он имел несколько духовников, у которых и бывал на исповеди.

У себя в келлии старец Феодор принимал всех, приходивших к нему за советом, и редко отказывал кому-нибудь в приеме. Но особенным его расположением пользовались лишь немногие, простые и чистые сердцем люди, у которых старец и поселялся, переходя с места на место

Имея жалостливое, любвеобильное сердце, старец во время своего жительства в деревне Зерцалы, расположенной на главном сибирском тракте, каждую субботу выходил за околицу, встречал там партию пересыльных арестантов и щедро наделял их милостыней, употребляя на это все то, что приносили ему его почитатели.

Крестьянских детей святой Феодор учил грамоте, знакомил их со Священным Писанием, с географией и историей. Взрослых он увлекал духовными беседами, а также занимательными рассказами из событий отечественной истории. Все сведения и поучения, сообщенные им, отличались глубиной и правдивостью, вели слушателей к пониманию Промысла Божия в судьбах великих и малых явлений человеческой жизни и окружающего мира и надолго запоминались.

Святому старцу Феодору был дан от Бога дар прозорливости, который всегда сопутствует служению старческого попечения о ближних. Важно отметить, что истинный дар прозорливости (или пророческое служение) всегда имеет своим смыслом нравственное исправление ближних, указание им на те их греховные язвы, которые они либо не видят в себе, либо стыдятся открыть на исповеди.

За свою святую жизнь старец Феодор сподобился приять от Бога для пользы ближних еще один дар - дар исцелений. Причем, врачуя телесные немощи, святой, как правило, указывал человеку на их истинный нравственный корень - грех.

Глубоко чтивший старца купец Семен Феофанович Хромов, у которого праведный старец жил последние шесть лет в Томске, был исцелен по молитвам святого от болезни глаз и до самой старости мог читать без очков.

Многих, посещавших его, праведный старец своими проникновенными, исполненными духовной силы беседами направлял на путь исправления греховной жизни, других вразумлял не привязываться к земным вещам, третьих исполнял решимости к совершенному отречению от мира.

Прожив более восьмидесяти лет, праведный старец Феодор приблизился к пределу земной жизни. Для лучшего очищения чувственной природы, для облегчения перехода в вечность Господь послал старцу болезнь, которая с каждым днем усиливалась.

19 января 1864 года было уже ясно, что конец приближается. Прибыл отец Рафаил и приобщил старца Святых Христовых Таин. Незадолго до кончины старцу полегчало, и в 8 ч. 45 мин. тихо, без мучений и стонов, он предал Богу свою праведную душу.

В Томске совершались многочисленные исцеления больных, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвой.

И в наши дни не прекращает подаваться благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия праведного Феодора. Особенно явно она проявляется от святых мощей святого Феодора, открыто почивающих в возрождающемся ныне Богородице-Алексиевском монастыре города Томска.

Дни памяти (по новому стилю)

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш, Феодоре!

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильным твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

Публикации

И в наши дни святой угодник Божий не оставляет тех, кто молитвенно призывает его помощь.

Личность святого праведного Феодора Томского до сих пор овеяна таинственностью. Недаром он считается одним из самых загадочных русских святых последнего времени. До сих пор нет точных свидетельств того, кем был праведный старец до сибирского периода его жизни. Но именно этот период явил всему миру святость этого человека. После смерти старца многочисленные паломники посещали его могилку и келию. Известно, что в 1891 году во время своего пребывания в Томске могилу старца посетил и будущий Император-мученик Николай Александрович. Это является еще одним (хотя и косвенным) подтверждением того, в чем уверены многие Православные томичи - старец Феодор Кузьмич в своей прежней жизни был русским Царем Александром I Благословенным - победителем Наполеона.

И в наши дни святой угодник Божий не оставляет тех, кто молитвенно призывает его помощь. Особенно явно эта помощь проявляется от святых мощей праведного старца, открыто почивающих в Богородице-Алексеевском монастыре Томска. В обители ведется специальная тетрадь для записей чудодейственных исцелений от святых мощей праведного Феодора Томского. По благословлению отца Силуана, игумена монастыря, привожу некоторые из этих записей. Сколько в них веры и надежды на помощь святого старца! И Господь по молитвам святого Феодора посылает людям исцеление от страданий и болезней, являя в наше тяжелое и смутное время чудо милосердия к нам, грешным.

«Со мной произошел случай исцеления от освященного масла на раке святого праведного Феодора Томского, - пишет священник Кемеровской епархии Евгений Шумов. - В этом году (10 декабря 1998 года) я страдал сильными болями в пояснице. Не зная, как облегчить боль, решил молитвенно обратиться к святому праведному Феодору Томскому и помазался освященным маслом. Ощущая страшную боль, лег спать, наутро я встал и больше не чувствую боли по сей день. Благодарю Господа за все и святых, которым дарована благодать исцелять людей. Праведный отче наш, Феодоре Томский, моли Бога о нас».

«В конце декабря 2001 года врачи обнаружили у меня заболевание и послали на УЗИ, - говорится в другой записи жительницы Томска Марии Гавриловны Масленниковой. - Диагноз подтвердился, и врач назначил операцию (удаление полипов). Весь дооперационный период я усиленно молилась у мощей святого праведного Феодора Томского. Я просила святого старца о помощи, взывала ко Господу о помиловании, заказывала молебны и посещала акафисты, которые читали у раки святого праведного Феодора, прикладывалась к его мощам. Понимая, что молитва моя слабая, за помощью обращалась и к священникам нашей церкви. Утром 22 января 2002 года я пошла к врачу на операцию, и, к великой моей радости, врачи не обнаружили у меня заболевания. Слава Богу за все!»

«Я, раба Божия Надежда, длительное время страдала от сильных болей в левой руке, которые начались летом 2001 года, - свидетельствует еще одна запись. - Осенью 2001 года я побывала в Спасо-Преображенском монастыре п. Могочино, где получила совет обратиться к молитвенному предстательству святого праведного Феодора. До этого времени я не имела особого расположения к старцу Феодору. Однако 1 февраля 2002 года пришла в Богородице-Алексеевский монастырь на всенощное бдение - празднование дня памяти святого праведного Феодора. Приложившись к его мощам и помазавшись елеем, я возвратилась домой. Боль в руке стала такой сильной, что к ней невозможно было прикоснуться. В таком состоянии я уснула. Проснувшись утром, я не ощутила никаких признаков столь долго мучившей меня болезни. Уверена, что это произошло по молитвам старца Феодора».

Особенно радостно становится на душе, когда читаешь случаи исцеления детей от тяжелых, порой неизлечимых болезней. «Мой ребенок родился здоровым, но примерно через две недели на теменной области головы появилась опухоль, - пишет жительница Томска Лилия Анатольевна Коробейникова. - В десятимесячном возрасте мы поехали в больницу, где у ребенка взяли пункцию из этой опухоли и поставили диагноз: мозговая грыжа. Операцию не сделали, потому что у ребенка поднялась температура, и нас выписали из больницы. Как-то раз в руки мне попалась книга «Житие святого праведного старца Феодора Томского», там описывались случаи исцеления от разных недугов. И вот в 2004 год, в Петров пост ребенок прикладывался к мощам святого угодника Божия Феодора Томского. После этого мы прошли обследование головного мозга. Снимки показали, что патологии нет. По молитвам праведного святого ребенок получил исцеление и обошлось без операции. Слава Богу!»

Тропарь святому праведному Феодору Томскому

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю Сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ томский удивил еси и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре.

В дни памяти — 5 июля и 2 февраля нового стиля – на Приходе храма Святителя Николая совершаются праздничные богослужения. Не смотря на удаленность от областного центра почитание святого также горячо и на нашем Приходе. Посещая Томск, в связи с командировками, священнослужители всегда советуют верующим, приходящим за благословением в дорогу, посетить Богородице-Алексиевский монастырь, в котором почивают мощи праведного старца. Многие после молитвы пред святыней делятся своими впечатлениями об оказанной помощи Божией через святого в просимых нуждах. И в качестве материальной памяти и подарка привозят сухарики «от святого».

Тропарь святому праведному Феодору Томскому (глас 4):

Жизни светския праведне Феодоре удалився,

в землю сибирскую вольно приити изволив,

чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси,

и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши.

Поминай нас, чтущих память Твою,

отче наш Феодоре!

Святой праведный старец Феодор Томский

Святой праведный старец Феодор появился в Сибири осенью 1836 года. Не имея при себе каких-либо документов и не желая открыть свои настоящие имя и звание, был сослан по приговору суда «за бродяжничество» в деревню Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда, находившуюся на восточной окраине тогдашней Томской губернии. В этих местах старец прожил около двадцати лет, а под конец жизни по просьбе глубоко его чтившего благочестивого купца С.Ф. Хромова перебрался в Томск, где и пребывал до самой кончины.

Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. «Странничество, — по словам преподобного Иоанна Лествичника, — есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию… с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом». Всемерно удаляясь от мира и «того, что в мире», старец Феодор, несмотря на преклонные годы, вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил небольшой дом, состоящий из тесной кельи с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, подушку заменял деревянный тесаный чурбан. Его одежда, как и келия, была чрезвычайно простой. Пища Феодора Кузьмича состояла обыкновенно из черного хлеба или сухарей, вымоченных в воде. Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его кельи была постоянно заперта. Только после смерти обнаружилось, что колени старца покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв. Любовь к Богу, которую стяжал в своем сердце праведный Феодор, являясь плодом высокой духовной жизни, стала источником еще одного подвига, по Промыслу Божиему подъятого праведником, — старчества. Старчество – это подвиг служения людям с той целью, чтобы, благодаря присущему старцу дару рассуждения, выявив силы и способности человека, направить его путем Божественного о нем промышления. Старчество проистекает из глубокого опыта общения с Богом и согласования своей воли с Божественной, в силу чего старец становится способным вести ко спасению других. К Феодору Кузьмичу приходили самые разные люди: богатые и бедные, образованные и неграмотные, власть имущие и простые, — однако старец никогда не оценивал человека по его чину или званию, а только по личным качествам и поступкам. Всякого рода советы давал безвозмездно, денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. С посетителями вел себя очень сдержанно, трезвенно, без фамильярности. За святую жизнь Господь наделил праведного Феодора благодатными дарами духовного утешения и прозорливости, которыми старец ревностно служил людям, укрепляя их в терпении скорбей и направляя на путь исправления греховной жизни. Для пользы ближних святой Феодор еще при жизни получил от Бога дар подавать исцеление от телесных болезней. Так, священника деревни Зерцалы старец избавил от неминуемой смерти, купца Хромова исцелил от болезни глаз, а блаженную Домну Карповну от головных болей. В еще большей мере этот дар проявился после кончины праведного Феодора. Один томич, исцеленный святым от опасного недуга, получил откровение от Бога, что старцу Феодору дана такая же власть исцелять различные болезни, как и великомученику Пантелеймону. Современник Феодора Кузьмича, преподобный Парфений Киево-Печерский, отзывался о старце, как о «великом угоднике Божием», который «будет столпом от земли до неба». Феодор Кузьмич тщательно скрывал свое настоящее происхождение, однако в народе очень рано появилось глубокое убеждение, что праведный старец никто иной, как император Александр I – могущественный властитель России и вершитель европейских судеб начала ХIХ века. Поражало внешнее сходство старца с императором, его блестящая образованность, прекрасное знание придворной жизни столицы и событий войны 1812 года. Феодор Кузьмич строго запрещал говорить на эту тему, но в то же время никогда не опровергал такого мнения. По свидетельству Хромова, уступая его настойчивым просьбам, перед смертью наедине старец открыл ему тайну, завещав в то же время не воздавать себе царские почести при погребении.

20 января (2 февраля по н.ст.) старец окончил долгий путь земного странствования, мирно предав свою праведную душу Богу. Почитание святого старца, возникшее еще при его жизни, не прекращалось и после его блаженной кончины. Могила старца в ограде Томского Богородице-Алексиевского монастыря сделалась местом паломничества. Совершались многочисленные исцеления больных, тех, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвой. В начале ХХ столетия усердием многочисленных томичей над ней была возведена часовня. Ежегодно в день преставления праведника в монастырском храме совершалось особенное торжественное заупокойное богослужение при большом стечении людей. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность тех вещей, которые сохранились у старца и были безгласными свидетелями его святой жизни.

5 июля 1995 года были обретены святые мощи угодника Божия. Помещенные в особой раке (гробнице) в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря, они являются источником неистощимых Божественных милостей, подаваемых по молитве святого Феодора, всякому, с верою обращающемуся к нему за помощью. В обители ведется тетрадь для записи случаев благодатной помощи предстательством Томского чудотворца. Каждый воскресный день в 17.30 в храме совершается Акафист святому Феодору, во время которого открывается рака с мощами святого. Каждый верующий при этом помазывается освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей святого Феодора. Подробнее житие святого Феодора Томского можно прочитать на официальном сайте Томской епархии.

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Икос 1

Ангела во плоти тя ведуще, праведна Феодора, посланна от Бога, да явит тобою в человецех образ истинного благочестия и добрых дел, чудящеся путем Его, во временном житии твоем явленным, и величие благоутробия Его прославляюще, во умилении сердечном взываем ти сице:

Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю.

Радуйся, заповедей Божиих усердный исполнителю.

Радуйся, добродетелей чистейшее зерцало.

Радуйся, образе глубокаго смирения.

Радуйся, ревностный исполнителю Божия хотения.

Радуйся, душ немощных исцеление.

Радуйся, яко тобою поучахуся непрелестным путем спасения ходити.

Радуйся, яко твоим за ны ходатайством надеемся спасения получити.

Кондак 2

Видя Богопромыслитель Господь души твоей доброту, направи помысл твой ко исканию единаго на потребу. Ты же, сего возжелав, навыкл еси непрестанно взывати к Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, уразумел еси, всехвальне, по словеси апостольскому, яко нужнейши всего есть благочестие, имже и потщался еси обогатити душу твою, в молитвах и научении словеси Божию всеусердно пребывая. Того ради людие ублажаху тя сице:

Радуйся, сокровище Божественных разумений.

Радуйся, научивыйся исполнению Божественных хотений.

Радуйся, реко, наводненная водою Божия благодати.

Радуйся, разумения Божественных писаний сподобивыйся прияти.

Радуйся, вождю по источникам спасения.

Радуйся, желающим независтно преподавый воды нетления.

Радуйся, победе в мысленной брани научивый.

Радуйся, вся козни вражия упразднивый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 3

Сила Вышняго в чистое твое непорочное вселишеся сердце, праведне Феодоре, тако всего тебе Божию любовию разжже, яко всех земных и временных удалятися, вечных же и нескончаемых выну искати тебе научи и вразуми. Тем таковое твое о спасении души зряще тщание и усердие, умильно Всевышнему Богу поем: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй в себе возносяще тя смиренномудрие, востек еси добродетелей на высоту, благоразумия крилами украшаем; легко прелетел еси вся вражия сети, тем и в Небесный чертог со славою вшел еси, мудре; мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, умильно вопием ти сице:

Радуйся, истинный подражателю Христова смирения.

Радуйся, сим достигнувый вечнаго упокоения.

Радуйся, смиренномудрием и благоразумием воскриленный.

Радуйся, смирением и любовию в Небесная вознесенный.

Радуйся, окружением смирения и щитом терпения себе водруживый.

Радуйся, возношаху смиренныя во смирении духа послуживый.

Радуйся, смирившемуся нас ради Христу усердно подражавый.

Радуйся, кротостию и смирением сокрушивый вражия вся сети.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 4

Бури жития мира сего, присно внутренними и внешними злострадании волнующияся, праведне отче Феодоре, избавився, пришел еси во пристанище немятежное небесное, на места злачна и прохладна, иде же потоцы сладости неисповедимыя, ища славы Божия нетленныя, песни и гласы празднующих. Тамо почиваеши и веселишися, со всеми Ангельскими силами поя Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав апостола глаголюща: "наше житие на небесах есть" и, хотя е наследовати, маловременное сие житие не во угождении плоти и работе страстей иждил еси, Феодоре, но во очищении души от скверн греховных, с нимиже никтоже может внити в Царство Небесное. Темже имуще тя во образ богоугодного жития и помощника в сем, взываем сице:

Радуйся, Божия заповеди опасно сохранивый.

Радуйся, и последующих тебе хранению оных научивый.

Радуйся, отеческие спасительныя предания совершивый.

Радуйся, научивый нас сим последовати верно.

Радуйся, в Небесных селениях с ликом оных сопричтенный.

Радуйся, по преставлении твоем дарованием чудес озаренный.

Радуйся, яко тобою приемлем телесных болезней исцеление.

Радуйся, яко твоим за ны ходатайством уповаем прияти грехов прощение.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 5

Светозарную тя звезду, в земле Сибирской просиявшую, видяще, радуемся и, тою зарею привлекаеми, стекшеся, усердно твою память совершаем, праведне, светло торжествующе и Богу благодарственно воспевающе: Аллилуия.

Икос 5

Видев праведный Феодоре, яко в мире сем всяческая суета и тлению причастна, потщася вседушно Превечному Богу благоугодити, и воистину не вотще потрудися: премени бо тленная на нетленная, наипаче же предстояния сподобися у страшного Престола Владычня в славе вечней, тем же вопием ти сице: Радуйся, яко идеже Христос в телеси, таможде и ты пребываеши. Радуйся, тамо, яко в зерцале, в Бозе вся ему любезная созерцаеши.

Радуйся, яко, созерцая в нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезная ходатайствующе.

Радуйся, скорый помощниче призывающих тя в бранех православным.

Радуйся, немощей телесных и душевных немздоприемный исцелителю.

Радуйся, многая чудесы благодати Духа Святаго содеваяй.

Радуйся, розго Христа лозы истинныя, мног плод в пособие православным творящая.

Радуйся, благий рабе и верный, и бодрый делателю винограда Христова.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 6

Постом и молитвою плоть твою духови поработил еси и во славу Божию, духовне, пожил еси: сего ради ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, выну воспеваем песнь: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси, праведне отче Феодоре, яко новый тайновидец, отнележе смирением и молитвою со слезами благодать Святаго Духа паки стяжал еси, от нея же любви неизреченныя исполнися сердце твое. Мы же, имуща тя молитвенника пред Богом неусыпна, с умилением зовем:

Радуйся, Богу житием твоим угодивый.

Радуйся, сего ради от Него прославление приявый.

Радуйся, тщету и прелесть мира сего презревый.

Радуйся, мзду Небесную восприявый.

Радуйся, яко о мале верен явился еси.

Радуйся, яко обилие благодати Божией прияти сподобился еси.

Радуйся, чудотворче предивный.

Радуйся, притекающим к тебе с верою скорую помощь подаваяй.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 7

Ходатай пред Господом за всех явился еси, праведне Феодоре. Сего ради и мы прибегаем под кров твой, ищущи спасения, вси бо помощника тебе имамы во всех нуждах и во вся годины бед и искушений. Сего ради благодарственно вопием Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новую показа милость рабом Своим Человеколюбец Господь, егда благоволи прославити тя и явити в тебе благодать Свою чудотворящу. Мы же таковому промышлению Божию радующеся, благодарне вопием:

Радуйся, чудодействий преславных совершителю.

Радуйся, Божия благоволения к людям исполнителю.

Радуйся, премудростию свыше одаренный.

Радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный.

Радуйся, яко тебе призывающия быстро предваряеши.

Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.

Радуйся, вместилище благодати Божией.

Радуйся, сосуде Божий избранный.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо видяще, Тобою совершаемое отче наш Феодоре пребогате, молим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы устранимся мира суетнаго и прелестнаго, возможем безбедно житейскую преплыти пучину и в тихое пристанище спасения достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуия.

Икос 8

Весь был еси любве Божественныя исполнен, о всеблаженне, никакоже отступления к люблению плоти и мира, но, яко безплотен целомудренно и преподобно твою жизнь совершил еси, от Бога творяще преславная чудеса. Приими убо от усердия нашего приносимыя тебе хвалы сия:

Радуйся, Божественныя любве пространное вместилище.

Радуйся, Святыя Троицы жилище.

Радуйся, мысленных врагов крепкий и мужественный победителю.

Радуйся, тебе на помощь призывающия к побеждению сих победителю.

Радуйся, гражданине пустынный.

Радуйся, в терпении крепкий и дивный.

Радуйся, яко со всеми святыми наслаждаешися вечнаго веселия.

Радуйся, яко с ними радостно наследуеши Небесных селений.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, яко на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси. Сего ради многих чудес творения от Господа приим чистою и боголюбезною душею твоею, Того благостию к Небесным причтен еси силам, в Небесех ныне поеши всесильному Богу: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют достойно славити тя, достойный всякия славы, славне отче Феодоре, ибо пачеестественная многая преславная чудодействия показал еси. мы же, любовию понуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, земный ангеле и небесный человече.

Радуйся, во плоти живый духовно, на земли небесно.

Радуйся, в человечестве пребываяй ангельски, в мире премирно.

Радуйся, душевными твоими очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем ходивый.

Радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем шествовавый.

Радуйся, во вся дни живота твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый.

Радуйся, ничесоже на Небеси и на земли, разве Христа Иисуса, видети желавый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 10

Спасительного твоего подвига, праведне, достиг скончания, на молитву святую душу твою в руце Божии предал еси, юже Ангели Святии вознесоша Горе ко Престолу Вседержителя, да со всеми святыми предстоиши во славе невечерней, воспевая песнь хвалебную святых Святейшему Слову: Аллилуия.

Икос 10

Стена еси человеком, к заступлению твоему прибегающим, праведне отче Феодоре. Темже и нам к тебе приходящим и милостиваго твоего во всех нуждах заступления у Царя Небеснаго просящим, буди стена крепкая и ограждение непреоборимое, от всяких нас бед и напастей застеняя и ограждая, за еже мы вопием ти таковая:

Радуйся, столпе терпения.

Радуйся, образе мужественнаго борения.

Радуйся, храбрый воин ополчения Христова.

Радуйся, гражданин Небеснаго Иерусалима новаго.

Радуйся, на земли сеявый умиления слезами.

Радуйся, на Небесех питаяся вечнаго утешения плодами.

Радуйся, в непрестанных молитвах бодрствовавый.

Радуйся, ум горе к Богу вознесен всегда имевый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 11

Пение немолчное даже до днесь совершается у святыя раки твоей, угодниче Божий Феодоре: мнози бо, в нуждах сущии, ведят тя помощника благопоспешлива и молитвенника благоветлива. Темже ныне вся Сибирская земля благодарне вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светильник светозарен был еси в земнем житии твоем, отче наш Феодоре, благодатию озаряя души верных. Просвети убо молитвами твоими очи душевная и нам, в пучине греха погибающих, да благодарно вопием ти:

Радуйся, облаче дождеросное, слезные токи изливающее.

Радуйся, молниями благодати тя любящих озаряющее.

Радуйся, тихообразно во смирении и кротости твою жизнь совершивый.

Радуйся, христоподражательныя кротости образ всем бывый.

Радуйся, из под спуда пустыннаго ясно светиши зарями чудес.

Радуйся, яко глубиною смирения вознеслся еси превыше небес.

Радуйся, по преставлении твоем чудесы возсиявий.

Радуйся, сим высоту смирения жительства показавый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 12

Благодать от Бога ти данную ведяще, ныне прилежно молим тя, праведне Феодоре: пролей теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей и расколов и вся православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое Богоугодное житие, отче Феодоре, и на Небеси от Бога прославление, величаем безчисленная чудеса и исцеления твоя, и на неусыпныя молитвы твоя уповающе, взываем ти сицевая:

Радуйся, подвигов постнических добре совершивый течение.

Радуйся, прерадованное наследивый райское селение.

Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый.

Радуйся, многим твоим трудом на Небесе возмездие приявый.

Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.

Радуйся, яко о нас к Богу предстательством твоим в различных бедах скорейшую помощь обретаем.

Радуйся, здравия телеснаго подателю.

Радуйся, душевнаго спасения ходатаю.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 13

О праведне отче наш Феодоре, призри на нас, немощных, во многая согрешения во вся дни впадающих, и богоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противника и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели и во смирении поживше сподобимся и со всеми в радости нескончаемой воспоем: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

***

Молитва праведному Феодору Томскому:

  • Молитва праведному Феодору Томскому . Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные - он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона

Акафист праведному Феодору Томскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

  • Праведный Феодор Томский - Томская и Асиновская епархия
  • Император Александр I - старец Феодор Томский: прямые и косвенные доказательства (видео) - Виктор Федоров
  • Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский (книга - историческое исследование) - Виктор Федоров
  • Кто учил русских царей. Письмо Александра I своему духовному наставнику... масону Лагарпу - Олег Заев
  • Крестный ход памяти старца Феодора Томского - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Выкладываю в «Уставные заметки» текст неполной службы святому праведному Феодору Кузьмичу Томскому. Имеющиеся фрагменты воспроизводятся по машинописи, полученной из Томской епархии. Официальной санкции церковных властей на этот текст, насколько мне известно, нет.

Служба святому праведному старцу Феодору Томскому
На Г осподи воззвах: стихиры, глас 8:

И же Христовы ради любве, / Божественный Феодоре, / сан, имение и почести оставль, / изволил еси нищету паче богатства, / и якоже Моисей с людьми Божиими работати / нежели имети жития тленного наслаждение, / отнудоже и небесного сподобися со святыми блаженства, / блаженне Феодоре, / моли спастися душам нашим.
П ребывал еси неведом в земли Томской, мудре, / отечествие, богатство и славу / и вкупе вся оставил еси, / и на нетленная оная простираяся, / сего ради Христос твой Человеколюбец / большими тебе даровании обогати и чудесы почте, / Егоже моли даровати душам нашим / мир и велию милость.
Н а Творца твоего упование возложив, / праведне отче Феодоре, / самовольную нищету паче богатства тленнаго возлюбил еси, / и Владычнему странствию подобяся, / земли Томския достигл еси, / идеже даром чудес и прозрения явлен был еси, / не утаися, яко град верху горы стоя, / добродетели твоя, / но преславно возсия силою Божиею, / Егоже моли спастися душам нашим.

Слава, глас 2:

Т ихое твое, отче, и молчаливое, / беззлобное и кроткое житие / возлюбив Христос Бог, / праведне Феодоре, / явил тя есть светильника земли сибирстей, / сияюща паче солнца, / ибо сан земной и богатство временное / яко прах, вменил еси, / единаго желая, любимаго тобою Христа, / но помяни твоя рабы / у престола Всецаря, Христа Бога нашего, / праведне отче, / не престай моляся за рабы своя.

На литии стихиры, глас 1:

Р адуйтеся, сибирстии народи, / торжествуйте вси, любящии томскаго праведника, / сей бо в России светское житие оставль, / во образе быв узника, / в хладную Сибирь притече, / великую старческую мудрость сюда принесе / и блаженную кончину прият, / и прослави его Господь и даром чудес обогати / и святыя его мощи к поклонению нам дарова.

Слава, глас 6:

К расоты мирския, преподобне, оставль / и странствовати о Христе изволив, / яко крин в пустыни добродетельми по всей Сибири просиял еси, / токи Божественных даров всем туне источая. / Ныне же от престола Святыя Троицы всем прибегающим к молитвенному предстательству твоему / оставление грехов и жизнь вечную ходатайствуеши, / и нам улучити вечных благ моли, / чтущим святую память твою.

На стиховне стихиры, глас 5:

Р адуйся, блаженне отче Феодоре, / града Томска хранителю, / молящимся крепкое упование, / болящих безмездный целебниче, / нищих питателю и всем христианам мудрый наставниче, / буди всем нам заступник необоримый / и о всем мире молитвенник.
Стих: В озвеселится праведник о Господе / и уповает на него.
Р адуйся, граде Томск, / таковаго сподобивыйся имети в себе угодника Божия, / иже яко дар свыше от Бога даровася тебе, / и яко богатство неоскудное послася тебе, / и яко дражайшее сокровище вверися ти, / цельбоподательныя мощи праведнаго Феодора, / словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою в стране сибирстей потрудившагося, / защитника и заступника твоего, / стеною молитв своих крепко тя ограждающаго, / Богу о тебе предстательствующаго / и молящагося выну, / да приемлеши всегда велию милость.
Стих: П раведник яко финикс процветет, / яко кедр иже в Ливане умножится.

Слава, глас 8:

Б лаженне Феодоре, / хладныя Сибири молитвенниче, / града Томска стено необоримая, / российския страны страже благодатный, / преподобных сопричастниче и праведных похвало, / не забуди нас убогих, / у раки мощей твоих словесную службу ти приносящих / и вопиющих прилежно: / молися Господеви даровати душам нашим велию милость.

Тропарь, глас 4:

Ж ития мирскаго, праведне Феодоре, удалився, / в землю Сибирскую вольно прийти изволив, / чудесы и знаменьми Божиими / народ Томский удивил еси, / и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. / Поминай нас, чтущих память твою, / отче наш Феодоре.

Величание:

В еличаем тя, / святый праведный Феодоре, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

П риидите днесь вси, постническое сословие / и празднолюбных собори, / цветы добродетелей вземше, / песньми священными воспоим божественнаго Феодора, / на земли яко ангела с плотию пожившаго, / и вся красоты мира сего яко преходящая оставльшаго / и Христу последовавшего воздержанием многим, / злостраданием и постом тело свое изнурившаго, / дондеже исполненнаго благодатных дарований яви тя всем Господь / и толпы жаждущих насытитися сея благодати к тебе привлече / и преславными чудесы удиви, / темже яко имея дерзновение ко Господу, / того моли очищение грехов низпослати, иже верою празднующим / всечестную и многорадостную память твою.

Канон читается по Общей Минее по службе преподобному, вместо « преподобный» везде читается « праведный».
Кондак, глас 8 :

В ышния красоты желая, / нижния сласти телесныя / тощно оставил еси, / нестяжанием суетнаго мира, / ангельское житие проходя, / скончався, Феодоре, праведне: / с нимиже Христа Бога моли / непрестанно о всех нас.

На хвалитех стихиры, глас 1:

С транствием цветый якоже древле Авраам, / вышняго дошел еси светлаго жития, / в нем же, блаженне, предстоя Христу-свету, / сияеши, яко солнце, / тем же и нас просвети, / ныне чтущих пресветлое твое торжество.
З емное твое отечествие оставль, / в земли сибирстей странно водворяяся, / небесное отечествие себе приобрел еси, / нищету вольную, наготу, жажду и поношения / Христа ради приял еси, к Нему же вопияше: / приими ныне, Владыко, / в руце Божественне душу раба Твоего / по велицей милости Твоей.

Глас 8.
Подобен: О преславнаго чудесе:

О преславнаго чудесе, / пречестный храм Богоматере / града Томска / якоже драгоценною утварию невеста, / украсися мощами праведнаго Феодора. / О, каково дарование, / Христе Боже, / се даровал еси нам, / яко един милосерд.

Слава, глас 8:

К расуйся и веселися, граде Томск, / радуйся и веселися, церковь Божия, / се бо в тебе сокровище божественных даров / неоскудное явися, / мощи праведнаго Феодора, / от них же истекают исцеления / и подается благодать / всем с верою приходящим / и чтущим любовию святую память его.

И ныне, глас той же:

В ладычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас / от всякия нужды и печали.

Из службы общия юродивому единому.