Традиционная японская живопись и гравюра. Весна

Рисование на тему: Весна для младших школьников с 3 класса

Весна. Летят журавли. Поэтапное рисование.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание материала: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне успешно могут справится с данной работой. Данный мастер-класс может использоваться на занятиях по рисованию, в кружковой работе, для украшения интерьера и как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, так же в качестве подарка.
Поэтапное рисование - поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Работа выполняется без предварительного рисунка.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Летят журавли.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
формирование умения создавать объем изображаемого объекта с помощью живописных средств
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, наблюдательности, умению анализировать форму изображаемых предметов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к животному миру родного края, развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Рисуем карандашом солнечный диск. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце),желто-белый, бледно голубой, голубой, светло синий.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Начинаем прорисовку птиц. Тонкой кистью – белым цветом намечаем контур туловища и голову.


Прорисовываем шею журавля.


Намечаем контур хвоста.


Заполняем хвост цветом.


Рисуем клюв и "шапочку" на голове птицы.


Прорисовываем темные пятна на голове и шее птицы.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы.




Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем перышки на хвосте птицы.


Слегка размываем контуры перышек по нижнему краю, создавая эффект теней.


Намечаем изгиб будущих крыльев и их контуры.


Выполняем цветом основные массы крыльев.


Прорисовываем серым цветом крупные перья по краю крыльев.




Делим серую часть крыльев на крупные перья.


Легкими белыми мазками намечаем свет на крупных серых перьях.


Коричневым цветом прорисовываем ноги птицы.


Прорисовываем пальчики.


Легкими белыми мазками намечаем свет на лапках птицы.


Далее, рисуем второго журавля. Тонкой кистью – белым цветом, намечаем контур туловища, голову и шею.


Прорисовываем хвост и основной объем крыла.


Рисуем "шапочку" на голове птицы и темные пятна на голове и шее птицы.


Прорисовываем клюв.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы, прорисовываем перышки.


Слегка размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем мелкие перышки по основанию крыльев.


Серым цветом прорисовываем крупные перья по краю крыльев.


Рисуем второе крыло.


Делим серую часть крыльев на крупные перья, черным цветом.


Прорисовываем лапки птицы и намечаем серым цветом брюшко третьего журавля.


Рисуем силуэт крыльев. Третьего журавля мы выполняем силуэтом без мелких деталей.


Намечаем хвост.


Рисуем шею и голову птицы.


Прорисовываем ноги журавля.


Фото 1. Встречи с этими крупными и осторожными птицами стали частыми у меня, как только я начал посещать более удалённые от Москвы места. Летают стаи чаще высоко и часто перекликаются в стае. Не заметить и не услышать крупных и громкоголосых птиц невозможно. Весной ни разу мне не удавалось уделить им достаточно времени, чтобы найти гнездовую пару, отыскать гнездо, отснять взрослых рядом с птенцами. Занимаясь съёмками токов куриных птиц, приходилось выбирать заниматься ими или журавлями. Но во второй половине лета, когда у фотоохотника намечается затишье в съёмках, серые журавли притягивают внимание. К этому времени семьи журавлей покидают свои гнездовые стации. За ними проще наблюдать.



Фото 2. Достигнуть величины взрослых птенцам удаётся лишь через два месяца после вылупления. К концу июля молодые журавли, те, что вывелись в средней полосе уже летают. В начале и середине августа семьи можно увидеть на полях. Двое или в крайнем случае один из взрослых внимательно смотрит в сторону человека или машины, а молодые птицы беспечно копошатся, наклонив головы к земле. Последних легко отличить по однотонной серой окраске оперения с рыжеватой головой, тогда как низ головы и горло взрослых чёрные.


Фото 3.


Фото 4.

Вблизи у родителей можно различить красную голую кожу на темени. Очень заметны у взрослых и белые полоски по бокам шеи, которые начинаются от глаз и спускаясь вниз по шее оканчиваются вместе с чёрным горлом над зобом. Птенцы, несмотря на то, что величиной догнали взрослых, всё ещё по-детски пищат. Потому часто, когда птицы пролетают в воздухе над наблюдателем, отчётливо слышен их тоненький писк. Трогателен и совместный полёт семьи, когда родители летят по обе стороны от молодых птиц, словно оберегая их от выстрела.


Фото 5.

Во второй половине лета, после того как птенцы серых журавлей станут на крыло, семьи журавлей покидают болота и сырые топи черноольшанников. Птицы появляются на сенокосах, после того как там выкосили траву, а после и на полях зерновых, когда с них уберут урожай. Сначала семьи держатся обособлено, взрослые учат молодых разным премудростям журавлиной жизни, да и нужно время, чтобы птенцы набрались сил и окрепли перед далекой дорогой в теплые страны. Но с сентября журавли начинают собираться на некоторых полях всё большими и большими группами, а в октябре, потренировавшись в полетах и соединившись в большие стаи, покидают нас.


Фото 6.

Погода почти не влияет на суточный распорядок дня журавлей, будь то солнце или дождь, они прилетят кормиться на поле. В начале сентября журавли собирают остатки урожая, что обронили при уборки, склёвывают мелкую живность. После того как жнивьё вспашут и посеют озимые, они собирают лежащие на поверхности зерна, благо их так много, что искать не надо. Чуть позже озимые прорастают и всё поле становится нежно-зеленым от молодых ростков.
Журавли не прилетают сразу большой стаей. Едва становится видно так четко, что можно уверенностью различить травинки с высоты птичьего полета, над полем появляются первые журавли. Это может быть одна-две птицы или семья из трех, четырех птиц. Они летят молча, без обычного курлыканья. Их задача выяснить, нет ли на поле какой-либо опасности. Журавли делают круг над полем и садятся вдали от кустов, деревьев и бурьянов. Через несколько минут за разведчиками летит первая стая их сородичей. Они садятся неподалеку от первых.


Фото 7.

Первые журавли настороженно осматривались и прислушивались, но чем больше было птиц, тем свободнее они себя вели. Затем прилетают стаи за стаей и в течение часа на поле собираются все остальные журавли. Правда это не значит, что в течение всего дня серые журавли больше не летают над полем. Наоборот, вполне нормально, что часть птиц прилетают и улетают отсюда. Птицы перекликаются с теми, кто находится на другом поле, летят кормиться или на водопой.


Фото 8.

Журавли летают небольшими группами или семьёй. Осенью семья - это крепкая и неделимая группа из 3-5 птиц, двое из которых взрослые, а 1-3 птенцы этого года. Птенцы легко отличаются от родителей. Они не имеют оперения взрослых. Очень интересно наблюдать, как взрослые опекают своих выросших детей, даже осенью, когда каждая птица ищет сама себе корм на поле, один из родителей, найдя что-нибудь «вкусненькое» может скормить это одному из птенцов.


Фото 9.

Птенцы издают тоненький писк, никак не вяжущийся с важной внешностью высокой голенастой птицы. Голос этот, кажется, преследует родителей всегда. Даже в полете молодые журавли без устали голосят. А от родителей они редко отходят далеко.


Фото 10.

Кроме семей в журавлиной стае могут быть группы, состоящие только из взрослых журавлей. Это неудачно загнездившиеся пары или годовалые, ещё не готовые к размножению птицы. Такие компании интересны фотографу тем, что поведение не связанных семьёй птиц более свободно и непредсказуемо.


Фото 11.

То несколько птиц вдруг начинают громко и «трубно» кричать, вытянув шеи и подняв вверх клювы, то между двумя журавлями вспыхивает ссора, перерастающая в воздушную дуэль с невысокими прыжками и атаками ногами и клювом. Это эффектное зрелище редко происходит вблизи палатки, и снять его представляется не всегда, но тем ценнее полученные кадры.
Очень необычным мне показалось «открытие», что в жаркий, солнечный день журавлям обязательно нужен водопой. Птицы непритязательны и могут довольствоваться лужей на краю поля, но если луж нет, то журавли найдут речку или канаву. Когда припечет солнце, журавли семьями и небольшими группами, вереницей потянутся к воде. Достаточно показать одной птице место водопоя, как с разных концов поля другие потянутся сюда.


Фото 12.

Преодолевая большие расстояния, стая чаще всего летит правильным клином. Экспериментально доказано, что при таком построении в самом тяжёлом положении оказывается первая птица, а остальным лететь гораздо легче. На открытых просторах, их видно и слышно издалека.


Фото 13.

На зимовках молодые птицы линяют, но всё ещё держатся возле родителей и, по наблюдениям орнитологов, они вместе летят к нам на север весной. Только взрослые летят на гнездовой участок, а молодые сбиваются в стайки и кормятся всё лето на лугах, там где легко прокормиться. Половозрелость у них наступает после 3 лет. Считается, что пара формируется у журавлей на всю жизнь, но если один из партнёров погиб, то оставшийся находит ему замену.


Фото 14.

Очень непростые отношения у серых журавлей с человеком. Начну с того, что гнездящиеся птицы совсем не переносят присутствия людей на гнездовом участке и быстро покидают такие угодья. До сих пор на них охотятся лишь в Пакистане и Афганистане (там пролетает на зимовку Западносибирская популяция). Большое впечатление на меня произвел доклад немецкого фотографа-натуралиста Клауса Нигге, проводившего мастер-класс 18 декабря в рамках «Дня природной фотографии». Это был некоторый шок от того, как серый журавль ведет себя в Европе, где его не преследуют. Эта доверчивость гнездящихся пар журавлей, плотно заселивших сейчас все пригодные биотопы для этого вида, когда, например, они гнездятся совершенно открыто на небольшом водоеме, посреди обрабатываемого поля. Фотографирование серых журавлей в Западной Европе и в России нельзя сравнивать. О том, чтобы стрелять в таких замечательных птиц там даже не думают, а на специальных охраняемых территориях их подкармливают и, разве что, фотографируют. В Израиле существует другая известная зимовка этих птиц. Там относятся к этой птице не менее цивилизовано и журавлям комфортно.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.

У нас в настоящее время - это пугливые птицы, но эта осторожность, приобретённая с многолетним негативным опытом. Несмотря на запрет в охоте, в них стреляют (сам слышал), то ли ради забавы, то ли для проверки оружия. Это обидно, что ради удовольствия немногих, имеющих оружие глупых людей, большинство наших сограждан даже не могут толком рассмотреть эту птицу. Разве что посмотреть на чужих фотографиях. Полюбуйтесь этими величественными птицами, посмотрите, как грациозно они чистят свои огромные перья, как чинно вышагивают по полю, делая крупные шаги, как неспешно собирают на земле зерна и как красива в небе журавлиная стая. Как здорово бы смотрелось это великолепное зрелище применительно к каждому уголку нашей страны.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.

Оформлено с помощью «


Korin Ogata 1658-1716 - Cranes.

Как образ и тема журавль встречается во всех видах традиционных японских искусств, особенно в живописи. Журавль птица бессмертия, она символизирует долголетие, счастье и процветание. Его изображение на ширмах или свитках имело благожелательный характер и представляло огромное множество разновидностей, каждая из которых передавала тончайшие оттенки смысла.

Это гравюра Китао Сигэмаса - суримоно - поздравительная открытка, их изготавливали к праздникам, знаменательным датам, праздникам. Это суримоно, предположительно, посвящено какой-то семейной дате. Изображение пары журавлей означает длительный, счастливый семейный союз и благополучие. Журавль, пользуется репутацией партиарха среди пернатых, обладает жизненной мудростью. Поэтму муж и жена словно два журавля вместе способны решить любую проблему и устранить любую преграду, возникающую на семейном жизненном пути.

Shunsho Katsukawa 1726-1792 - Журавли, черепахи и сосны. Изображение журавлей на фоне сосен символизирует могущество и стойкость, потому что сосна - символ внутренней силы, упорства и непоколебимости.

Этот же сюжет в исполнении Хокусая.

Ichiryusai HIROSHIGE (1797-1858) - Журавли и сосны.

Два свитка из триптиха "Тысяча журавлей" - "Журавли среди сосен" Журавли среди бамбука", а изображения третьего свитка "Журавли среди слив" у меня к сожалению нет. Сочетание этих трех растений выбрано не случайно. Сосна, бамбук и слива, которая расцветает в конце зимы и считается символом чистоты, с древних времен, еще у китайцев, входили в благопожелательную систему, символизируя долголетие, стойкость, силу духа. Эти растения получили название "три друга холодной зимы".
Бамбук символизирует выносливость и защиту - он может вынести и жаркое лето, и холодную зиму. Изображение журавлей среди бамбука означает удачу, связанную с долгой и счастливой жизнью.
Слива распускается раньше других растений, она цветет поздней зимой или ранней весной, поэтому символизирует силу, стойкость, отшельничество и чистоту. Веточками цветущей сливы было принято украшать женские прически, поэтому это растения также символизировало красоту.
Когда эти три дерева изображены вместе, они символизируют дружбу, способную противостоять любой беде.

Еситоси Тайсо изобразил Минамото но Ёримото, основателя сёгуната Камакура и первый его правитель, выпускает в небо тысячу журавлей.

Триптих Утаморо Китагавы - Церемония выпускания журавлей. Для адекватного впечатления, конечно, лучше эти фрагменты
разместить рядом.

Тему продолжает Утагава Куниёси.

Hiroshige II Utagawa 1829-1869. Летящие журавли.

Наброски журавлей от Хокусая.

Ну, тут не только журавли, конечно)

Еще Хокусай - Журавли на фоне Фудзи.

Пара работ Хиросигэ

Сегодня мы с вами нарисуем журавля. Остановимся на белом журавле, которого еще называют стерх. Журавли – древние и очень красивые птицы. И очень большие - они могут достигать веса в несколько килограммов. Это одна из самых тяжелых летающих птиц.

Журавль, как известно, в основном занимается тем, что стоит по колено в воде и выжидает рыбешек или лягушек, которые служат ему пищей, либо с неуклюжей грацией прохаживается вдоль берега реки или охотится на болоте. Вообще, формой тела и образом жизни журавль похож на других болотных птиц - аистов и цапель. Именно средой обитания и обусловлен их характерный внешний вид.

Туловище у журавля мощное, но в то же время изящное, шея длинная, изогнутая, ноги тоже длинные, тонкие. Клюв большой, особенно у стерха. Летает журавль, вытянув шею и ноги.

Журавль является героем многих мифов и сказок, скорее всего, именно поэтому мы его и решили нарисовать. Наш журавль как раз ковыляет по болоту в поисках пищи. Изображая его мы убьем двух зайцев - совместим темы: «как нарисовать журавля» и« как нарисовать идущую птицу».

Нарисуем журавля поэтапно

Туловище крупное. Крылья сложены на спине. Шея длинная и изогнута чуть не как у лебедя, но есть разница - клюв. Он крупный и пинцетообразный -«хватательный». Теперь такой нюанс: ноги, поглядите на рисунок, приходятся почти что на середину туловища, вот сравним с воробьём: у него так ноги честно – буквально на конце туловища. Как же так? Так думаю, что воробья выручает то, что он маленький, лёгкий и компактный. А журавлю надо сохранять равновесие на длинных ногах, да и шея тоже перетягивает вперёд, так что хвостовая часть должна составлять достаточный противовес.

Конечно, из этого не следует, что анатомически ноги журавля растут из живота: такое впечатление создается из-за широкого массивного хвоста и крупа.

И теперь ещё один журавль, он на ходу что-то клюёт с земли. Очень интересная поза - изгиб шеи просто неповторимо изящный.

Нарисуем карандашом набросок и затем уточним детали. Я сначала обозначила туловище, затем проработала шею и, убедившись, что со всеми красивыми, но сложными изгибами всё в порядке спокойно нарисовала ноги и мощный хвост.

Вообще, по идее, рисовать надо от крупного к мелкому. Теоретически. На практике же я иногда определившись с основными массами рисую дальше именно то, что кажется мне самым сложным, а когда эта часть работы выполнена, рисую дальше в радостной уверенности, что картинка "удастся" хорошо.

Видов журавлей существует много. Вот сейчас мы рисовали японского журавля. А как выглядит наш родной - серый журавль? Тот,что к цапле сватался, да с лисой знакомство водил?

Как нарисовать журавля - урок 3

Он, правда стоит, но что поделать? - не вспугивать же его ради картинки!

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать журавля карандашом поэтапно. Серый журавль — это птица, которая обитает в Европе и в Азии, она большая, рост ее около 115 см, а размах крыльев около 190 см. Журавли моногамны, они находят себе пару на всю жизнь. Но если что-то случается с партнером,например, погибает, они могут найти себе другого. Питаются журавли, как растительной пищей, так и гусеницами, жуками, рябой, и т.п. Чтоб взлететь, они разбегаются по воде по ветру и размахивают крылышками, шея в поле у них вытянутая, как у аистов. Чтоб их не было видно при высиживания гнезда, они свои перья обмазывают грязью и илом. Селятся над водой или вблизи воды.

Рисуем форму головы, которая показана на картинке, дальше рисуем клюв и глаз. Голова должна быть маленькая, я просто здесь показала ее в увеличенном варианте.

Потом рисуем шею и набрасываем форму тела.

Делаем набросок ног, они у журавля довольно длинные, теперь плавной кривой выводим форму тела, рисуем ногу и основные линии пера на хвосте.

Рисуем вторую ногу, перышки, потом добавляем еще перьев на хвосте. Проводим границу отделения разных цветов перьев на голове и на шее у журавля.

Закрашиваем темные участки, имитируем перышки и для более реалистичного изображения, наносим тени на тело и хвост. Рисунок журавля готов.