Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби. Батик - ручная роспись по ткани Художественная роспись по ткани

Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.

Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.

Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика. Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода - все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

мастер - Соколова Надежда

Существует несколько разновидностей батика:

Горячий батик.

В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим)) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик.

В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами - трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва - они служат границей, удерживающей краску.

мастер - Каминская Мария:

Свободная роспись.

Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями. Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв. Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)

мастер - Соколова Надежда

Свободная роспись по соляному грунту.

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.

С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике). Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет "притягивать" к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.

Техника «Шибори».

Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.

Техника «бандан».

Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей - техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) - более плавные границы перехода.

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии , где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.
Классическую индонезийскую палитру можно разделить на цвета с оттенком слоновой кости, все многообразие оттенков коричневого, и конечно же самый яркий цвет – синий.
Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.
В древности считалось, что одежда, украшенная росписью,
защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае .
Ведь именно китайцы подарили миру пожалуй самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.
В переводе на японский, батик звучит как «рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. В этот век появляются разнообразные техники росписи тканей, например такие как – суримон (восковая набойка), кокэти – техника нанесения узоров по трафарету и т.д. Со временем технологии батика менялись и становились совершенней, уже к началу XIX века изготовление тканей и узоров достигает совершенства, в этот период происходит переход от ручной работы к штамповке.

Первыми европейцами , которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе.
На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика.
Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей.
Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания.
Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Но не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно, это связано с постепенным спадом спроса на платья с асимметричным рисунком и шелковые шали с орнаментом в восточном стиле. Главным в то время считался именно изображенный символ,
а не технология его рисования.
Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом.

Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, сегодня радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам доход и удовольствие.

На сегодняшнем рынке есть не мало и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Так, например, также распространены акриловые краски для ткани.
Считается, что они впервые появились в 1950 году в Мексике , затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

Роспись по ткани – удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда!

Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Это во-первых зависит от исходной краски.

Я Вам предлагаю рассмотреть краски для батика и акриловые краски по ткани.

Батик, подразделяется на холодный (техника гутта) и горячий, есть так же свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).
Качественная роспись по ткани непременно делается вручную и является вполне самодостаточным видом искусства.

ХОЛОДНЫЙ БАТИК

В холодном батике при росписи ткани используют специальное вещество, которое не пропускает краску. Этот способ называется резервирование. Сперва рисунок делается именно этим веществом, а те участки ткани, которые не были обработаны, закрашиваются краской. Потом раствор удаляется, и таким образом получается узорчатая ткань.

ГОРЯЧИЙ БАТИК

В горячем батике в качестве резерва обычно используют расплавленный воск. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях. В этой технике используют «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

В свободной росписи особенно проявляется талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
Иногда перед тем как преступить к свободной росписи по сухой ткани, её предварительно вымачивают в крепком солевом растворе для того, чтобы краска не растекалась. Можно ставить различные эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Роспись по сырому тоже разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

УЗЕЛКОВАЯ ТЕХНИКА

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.
Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

ТЕХНИКА ШИБОРИ

Технику «шибори» часто называют узелковым батиком. Все же в этой технике есть несколько отличий.
Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техникой оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ

Также популярным видом окрашивания ткани является свободная роспись акриловыми красками для ткани. Эти краски как правило используют для плотных тканей, кожи, замши и текстиля тёмных и ярких цветов. Краска наносится кисточкой, аэрографом, валиком через трафарет или при помощи штампов.

А ТЕПЕРЬ О ТКАНЯХ

Для батика подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Очень важное правило – для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава, так как красители для батика, как правило, предназначаются для определённой группы волокон. В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет – рисунок получается блёклым..
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани. Хлопок, лён, вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Для холодного батика лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей. Для декоративных панно очень хорош вискозный атлас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле холодного батика подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Для росписи акрилом подходят самые разнообразные ткани, кожа и замша. Нужно лишь подбирать для тёмных тканей специальную акриловую краску для тёмного текстиля.

Стирайте одежду, расписанную акрилом при температуре не выше 40 градусов и при бережном режиме, лучше вручную, отжимать тоже лучше вручную. Кроме того, не используйте отбеливатель и щётки.
Роспись батиком менее привередлива и выбирать режим стирки нужно исходя из самой ткани.
При соблюдении этих простых правил, изделия будут долго радовать Вас своим блеском и новизной!

Батик - это рисунок на ткани, выполненный с использованием специальных красок и резервирующего состава. Родиной возникновения такой техники считается Индонезия. Затем этот вид художественного творчества обрёл свою популярность в Японии, Китае, Индии, Африке и странах Европы.

В начале двадцатого века необыкновенный способ рисования на ткани широко распространился у творческих слоёв населения в Голландии, Англии и Германии. Европейским художникам было сложно в точности повторить технику батика, пришедшую из восточных стран, поэтому они немного изменили процесс свободной росписи и сделали его более простым, удобным и доступным . Тогда и появился холодный батик, с использованием специального резерва и разнообразных технологий наложения красок на ткань.

В нашей стране рисунки на материале, которые относятся к технике батик, стали широко применяться на фабриках в начале 1936 года, при изготовлении одежды, аксессуаров, украшений для предметов быта и мебели. В магазинах продавались красивые и яркие платки, шарфы, платья, скатерти, салфетки с декорирующими изображениями, выполненными в технике батик.

Немного позже свободная роспись по ткани заинтересовала и художников, на выставках появились живописные картины, выполненные в стиле холодного батика. В России и других странах широкое распространение этот вид искусства получил в 70–80 годах двадцатого века. Художественную роспись по ткани изучают теперь и в школах: программа за 6 класс подразумевает изучение батика как вида живописи.

Галерея: холодный батик (25 фото)














Есть несколько видов батика , которые различаются между собой по технике исполнения:

Что такое горячий и холодный батик

При росписи на ткани вначале выполняется контурное изображение резервирующим составом, а затем работа покрывается специальными красками. Существуют две технологии выполнения рисунка в зависимости от вида резерва - горячего или холодного.

В горячем батике резервирующим составом служит растопленный воск , а для того, чтобы он был жидким его всё время нагревают на водяной бане и с помощью специального приспособления - чантинга воск наносят на ткань. Затем картина расписывается красками и после окончания процесса резерв удаляют с поверхности материала с помощью горячего утюга, проглаживая готовое изделие через газетный слой. Рисунок получается нежным и лёгким, не имеющим резких границ и очертаний.

Во время создания картины в технике холодного батика обычно используют резервирующий состав , который идёт в комплекте с красками. Его наносят с помощью специальной трубочки из стекла. Контур получается чётким и при дальнейшей работе с цветом не даёт разным оттенкам смешиваться, поэтому изображение получается более выраженным и ярким. Такую роспись часто применяют на тканях из шёлка, поэтому её выполнение требует аккуратности и умелого нанесения.

Остальные виды росписи по ткани

Существует ещё несколько вариантов росписи ткани , различающихся между собой по способу нанесения красок:

Холодный батик - техника выполнения

Вопрос — можно ли научиться делать батик начинающему художнику в домашних условиях? Ответ — можно!Расписывать материал в технике батик, используя специальную технологию и рецепты, очень увлекательно и интересно не только взрослым, но и детям. Если вы начинающий художник и не можете решить что лучше нарисовать, можете использовать готовый шаблон, который найдёте в магазине канцелярских товаров. Там же вы всегда сможете приобрести и специальные наборы, состоящие из красителей, резерва и трубочки для холодного батика. Разобраться, как делать батик поэтапно, поможет этот мк.

Материалы для работы:

Готовую картину надо аккуратно снять с подрамника, затем закрепить на картонную основу из картона и вставить в рамку.

Если вас очень заинтересовала ручная роспись по ткани, которая называется батик, и вы хотите рисовать не только картины, но и расписать себе футболку, кофточку или шарф, с учётом того, чтобы изделия можно было носить, то для этого необходимо использовать именно акриловые красители . Вещи, расписанные ими впоследствии можно, будет стирать и не бояться что краска смоется и рисунок, в который вложено столько труда, исчезнет.

По внешнему виду баночки с такими красками выглядят почти так же, как и обычные краски для батика, но на них есть пометка, что они очень стойкие. Акриловые краски великолепно ложатся на поверхность ткани, а при высыхании рисунок не стирается и очень долго сохраняет яркость цвета.

Багаева Лилия

В жизни человека есть одна особенность, которая отличает его разум от остальных обитателей вселенной - это способность смотреть на мир другими глазами, добавлять в него свои краски, делать его ярче или просто показывать свое видение жизни другим людям при помощи творчества. Мода предлагает широкий диапазон различных направлений, которые дают возможность стильно одеться, но при этом внешняя индивидуальность не сохраняется.

Среди актуального разнообразия необходимо уметь подбирать для себя то, что идеально впишется в собственный имидж, подчеркнет самые выразительные черты характера и отразит жизненную позицию. Именно при таком подходе гардероб может стать незаменимой составляющей частью личного бренда, но это все требует немалых затрат.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«БАРГУЗИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Тема:

Работу выполнила: Багаева Лилия , ученица 5 «в» класса,

Научный руководитель : Тумасян Людмила Алексановна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Баргузинский дом детского творчества».

2017г.

Введение…………………………………………………………. ………….. …3

Актуальность, научная новизна………………………………………………...4

Цель, задачи………………………………………………………………………5

Организация и методика исследования……………………………...................6-7

Экономическое обоснование……………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….8-9

Список литературы………………………………………………………………10

Введение

В жизни человека есть одна особенность, которая отличает его разум от остальных обитателей вселенной - это способность смотреть на мир другими глазами, добавлять в него свои краски, делать его ярче или просто показывать свое видение жизни другим людям при помощи творчества. Мода предлагает широкий диапазон различных направлений, которые дают возможность стильно одеться, но при этом внешняя индивидуальность не сохраняется.

Среди актуального разнообразия необходимо уметь подбирать для себя то, что идеально впишется в собственный имидж, подчеркнет самые выразительные черты характера и отразит жизненную позицию. Именно при таком подходе гардероб может стать незаменимой составляющей частью личного бренда, но это все требует немалых затрат.

Проблема:

У современной молодежи существует проблема безразличия к своей личности, особенно это отражается в стиле вещей, которые они носят, потерян характер индивидуальности, гонкою за однотипным и однотонным видом одежды, диктующие нам современные бренды. Не стремятся усовершенствовать свой гардероб собственным стилем.

Мотивация: Подлинно индивидуальный стиль зачастую имеет мало общего с тем, что считается модным в тот или иной сезон. Как сказал Ив Сен-Лоран – «Мода увядает, стиль вечен». Стиль – это такое состояние, когда человек сам понимает, что ему подходит, умеет увидеть свой цвет, силуэт и пропорции.

В обществе личный успех во многом зависит от того, что вы демонстрируете миру. Стиль в одежде – это отражение стиля жизни, поэтому при выборе гардероба крайне важно иметь четкое представление о том, как вы хотите преподнести себя окружающим, что желаете заявить о себе. По этой причине не имеет смысла слепо копировать модные тренды и стилевые направления. К тому же, все это требует немалых денежных средств. Занимаясь в объединении изобразительного искусства, я углубленно изучала материалы о видах росписи, осваивала технику рисования разных видов орнамента. И решила, почему бы мне не подчеркнуть свою индивидуальность, соответствовать модным тенденциям, сохранить собственный стиль - оформляя и украшая одежду своими руками, расписав ее акриловыми красками и без особых затрат. Самое приятное, то, что я посвящу свое свободное время любимому занятию, и приглашаю всех, кто хочет создать имидж своими руками, в наше кризисное время. Ведь не каждый может позволить себе купить одежду, соответствующую современной моде и стилю.

Актуальность:

Сегодня актуально предлагать множество вариантов и не связывать свободу действий - потребитель должен иметь возможность выбрать свою собственную комбинацию. Из хаоса модных предложений каждый может выбрать то необходимое и достаточное, что составит стиль и имидж личности. Таким образом, мода направлена на индивидуализацию стиля. Украсив свою одежду нанесением рисунка на ткань в соответствии со своим замыслом, вы точно будете эксклюзивны и неповторимы!

Украшая одежду своими руками, вы сможете воплотить совершенно новый образ

вашей красоты, отражающей ваше внутреннее состояние и настроение. К тому же,

такое увлечение, как роспись одежды, может стать увлекательным семейным

занятием, которым вы можете заниматься вместе с детьми, делая несложные забавные

детские рисунки. Вы можете украшать вместе не только одежду, но и дом, например, расписать оригинальные шторы. Изучая свой дом, вы всегда найдете возможность сделать его более уютным и красивым.

Не нужно быть мастером, чтобы красиво расписать какое-то изделие, так как роспись акриловыми красками выполняется по очень легкой технологии. Если вы не владеете навыками рисования, можете применить шаблон или, выполнить работу при помощи трафарета, ну а тот, кто очень любит рисование, могут легко выполнить любой рисунок на любимой одежде или, аксессуарах придавая старым вещам новую жизнь. Эту удивительную по своему многообразию технику росписи акриловыми красками, сегодня может радовать глаз миллиардов людей, принося своим авторам большое удовольствие.

Научная новизна исследования: заключается в создании креативных изделий со своеобразным авторским почерком, что придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Роспись по ткани акриловыми красками - один из быстрых способов декорировать предметы домашнего обихода в современном стиле. Таким образом, можно украсить не только одежду, но и предметы домашнего обихода: покрывала, наволочки на подушки, скатерти, портьеры, шторы! Изучая свой дом, вы всегда найдете возможность сделать его более уютным и красивым.

Многим бы хотелось иметь возможность украсить одежду, к примеру, шарф или футболку росписью. Но кто-то не умеет обращаться с красками, а кто-то просто боится. Для того чтобы выполнить роспись по ткани нужно не только умение рисовать но и хотя бы немного знать основы колористики. Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть декора. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колористики, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влияние цветов и их сочетаний на человека. Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски.

Цель : Стилизовать текстильные изделия и аксессуары, выполняя в технике росписи по ткани акриловыми красками.

Задачи:

1. Исследовать историю данного рукоделия.

2. Собрать текстовый и иллюстрированный материал о свободной росписи акриловыми красками на ткани.

3. Научиться грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами.

4. Применить творческую работу в оформлении одежды и аксессуаров.

Объект исследования: Роспись по ткани акриловыми красками.

Предмет исследования: Творческая работа в технике рисунка акриловыми красками.

Практическая ценность работы:

Занятие росписью акриловыми красками доставит большое удовольствие, как детям, так и взрослым, т.к., понравившийся рисунок, придаст идею для стильного оформления не только одежды, но и, оригинально и стильно украсить аксессуары для дома, например шторы, скатерть, покрывала и, даже наволочки для диванных подушек. Данный вид искусства может послужить не только для души, но и для пополнения кошелька.

Гипотеза: можно ли акриловыми красками расписывать разные виды ткани?

Организация и методика исследования техники росписи по ткани:

В данном проекте я исследую материалы о росписи по ткани акриловыми красками, которые могут стать базой для создания модного образа. Для этого я изучила историю появления росписи.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно:в конце 20-х – начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России. Лежащий в основе этой техники принцип резервирования, т.е. покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор, был известен еще в глубокой древности. В Китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока с незапамятных времен использовали этот способ для получения на ткани рисунка. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам - палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок. Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии , где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.

Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.

В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник, рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае .
Ведь именно китайцы подарили миру, пожалуй, самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии

В переводе на японский, батик звучит как «Рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. На сегодняшнем рынке есть не мало, и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Например, роспись акриловыми красками можно посчитать правнучкой батика, появилась совсем недавно примерно в 1920-30 годах, в первые акриловые краски появились в США, предположительно и роспись акриловыми красками по ткани распространилась из Америки. Так, например, распространена и популярна роспись акриловыми красками по ткани, в наши дни и в России. Мода с росписью по одежде акриловыми красками, удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда.

Провела эксперименты:

1. С качеством трех видов акриловых красок таких как: «Акрилэкс», Акриловые краски по ткани, «Декола».

2. С разными видами ткани: натуральные, смешанные, синтетические.

3. С проверкой рисунка на прочность и износостойкость при стирке.

Исследования показали, что:

  1. Акриловые краски легко разбавляются водой.
  2. Под рисуемую поверхность обязательно подкладываем какой-либо непромокаемый материал (я использую картон), так как краски проникают через ткань, испачкаете нижнюю часть вещи.
  3. Используем синтетические или колонковые кисти .
  4. Наносим рисунок в несколько слоев, давая полностью высохнуть предыдущему слою, при необходимости слой зафиксировать глажкой.
  5. Используем палитру.
  6. Через сутки рисунок необходимо прогладить через х/б ткань в течение 5 минут, в режиме утюга - для х/б ткани.
  7. Важным моментом является то, что вещи, на которых сделана роспись акриловыми красками, можно очень просто стирать, рисунок долго не сотрется и не потеряет цвет.
  8. При использовании красок внимательно изучаем инструкцию по их применению, у некоторых из них есть свои особенности использования.
  9. После работы хорошо промываем кисти под водой , можно с мылом.

Практическая часть.

Для работы понадобятся инструменты:

Текстильное изделие (одежда)

Кисти колонок или искусственные кисти разных размеров

Акриловые краски по ткани

Последовательность выполнения работы

1.Для того чтобы выполнить рисунок на одежде прежде нужно его выбрать так, чтобы он соответствовал стилю и виду изделия.

2. Эскиз выбранного рисунка располагаем внутри одежды, так чтобы вывести контур эскиза на лицевой стороне изделия.

3. При помощи простого карандаша обводим рисунок, который просвечивает сквозь ткань.

4. Выложим на палитру акриловые краски, только те, которые необходимы, для первоначального этапа, потому что они очень быстро густеют и засыхают.

5. Покрываем фон и крупные детали в рисунке, определенными цветами по замыслу, затем расписываем мелким орнаментом все детали рисунка.

6. Чтобы закрепить рисунок на ткани нужно прогладить изделие горячим утюгом через тонкую х/б ткань или вывернув изделие с рисунком на изнаночную сторону.

150 руб.

Вывод : мы приобретали материалы на незначительную сумму всего:630 рублей, при этом, кисти, палитру, краски можно применить для росписи ещё нескольких изделий.

Заключение и вывод:

Какое исследование без практической работы? Выполняя рисунок на ткани, я пришли к выводу:

1 . Прежде чем начать работу по росписи, нужно обязательно подложить картон или бумагу во внутрь изделия, чтобы рисунок не отпечатался на задней стороне изделия, так как акриловые краски не удаляются с ткани даже при стирке. Из этого можно сделать вывод, что изделие с рисунком акриловыми красками можно смело стирать, но чтобы краски не тускнели, желательно это нужно сделать очень бережно.

2. Выполнив рисунки на разных видах ткани, и в итоге пришли к выводу, что самая подходящая ткань для росписи акриловыми красами - это натуральные ткани без примесей синтетики.

Акриловые краски не подходят для всех типов ткани, на синтетических тканях они растекаются и получается нечеткий рисунок. А вот на натуральных тканях (шелк, лен, хлопчато - бумажная), краска ложится равномерно и хорошо.

3. Поэкспериментировав с 3 (Акрилэкс, Акриловые краски по ткани, Декола) видами акриловых красок определили, что самые яркие и качественные краски это Декола так как в отличие от других акриловых красок они не твердеют на поверхности одежды ложатся очень мягко и равномерно, при высыхании сохраняют эластичность и яркость рисунка.

4. Роспись по ткани очень увлекательна и интересна, работая над данным проектом, я открыла новые идеи, которые очень хочется осуществить и уже задумалась над тем, что в дальнейшем буду заниматься росписью не только ткани, но и домашней утвари, предметов интерьера, и делать великолепные и эксклюзивные подарки для друзей и близких. Это гораздо приятнее, чем просто демонстрировать то, что куплено в магазине. Сохраняя национальные традиции своей семьи, я планирую выполнить эту работу с использованием бурятского орнамента.

Библиографический список

Использованная литература:

  1. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Москва, «Владос», 2005г. История возникновения печатания на ткани (набойки).
  2. Доржиев Лубсан «Бурятский орнамент в творчестве»

3. Журавлёва И.Д. учеб. - метод, пособие, Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 176с..

4. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды учеб. - метод, пособие, Москва 1990 г.

Статья из журнала

Наталья Кубрик, журнал «Идеи вашего дома» №3 (16) март 1999, статья «Роспись по ткани».

Ресурсы сети Интернет:

  1. Материалы сайта «Экологичные штучки», статья «Экомода – свежие тенденции», «http://www.ecofriendly.ru/content/ekomoda-%E2%80%93-svezhie-tendentsii.
  2. Материалы сайта «Школа жизни», статья Ольги Ситниковой "Экошик и экомода – что-то новое или хорошо забытое старое?» http://shkolazhizni.ru/authors/vasilina/