Птицы. Забота о потомстве

Каждый рано или поздно задумывается о своем потомстве, и животный мир не исключение. Ежегодно, для того чтобы подарить миру новых птичек, взрослые особи устраивают гнезда. В холодных странах, а также в широтах с умеренным климатом, птицы начинают вить гнезда весной и заканчивают летом. На всей планете это происходит по-разному и зависит от многих факторов – климатических и географических. Где-то лето длится круглый год, а где-то часто происходит смена сезона.

Невзирая на эти факторы, правила для всех одинаковы – взрослые особи, независимо от среды обитания, начинают задумываться о потомстве именно в тот период, когда велико разнообразие пищи. Первые дни выкармливания особенно важны, поэтому следует крайне ответственно подходить к этому вопросу. Например, если в нашей полосе птицы делают это в теплое время года, то где-нибудь на африканских просторах птички начинают гнездиться сразу же после того, как проходит сезон дождей, ведь именно в это время начинается бурное развитие зелени и появляется огромное количество насекомых. Исключением из правил являются хищные пернатые, рацион которых составляют мелкие зверьки. Хищники начинают вить гнезда во время засушливого периода, когда найти себе пропитание не составляет никого труда – растительность выгорает, и вся земля словно обнажена.

Забота о потомстве у птиц – это очень сложный и ответственный процесс. Но не все знают о тонкостях этого события. Например, многие полагают, что все пернатые, для того чтобы явить свету потомство, строят специальные гнезда, в которых и насиживают яйца. Но это не совсем так. Большинство птиц обходятся без гнезда, например козодой, как правило, откладывает яйца прямо на лесную подстилку, и выбирает для этого мягкую хвою. А углубление появляется намного позже, со временем, от того что пернатая мама постоянно сидит на одном месте. Кайра тоже не строит гнезд, а откладывает свое яйцо прямо на выступ голой скалы, а чайкам достаточно лишь небольшого углубления в песке.

Птицы по степени зрелости птенцов делятся на два вида: выводковые и птенцовые. У выводковых дети после появления на свет сразу готовы к самостоятельной жизни и добыванию пищи. Птенцовые не способны контролировать температуру своего тела и нуждаются в постоянном согревании. Единственное, что они могут, так это немного приподнимать голову во время кормления.

Если говорить о птицах, которые все же строят гнезда, то в первую очередь стоит упомянуть дрозда, который выстраивает просто невероятно сложное по своей конструкции сооружение в виде чаши и смазывает его глиной изнутри. На строительство такого дома птица тратит около трех суток, и работает с самого утра до поздней ночи.

После того как подготовка и строительство закончено, приходит ответственное время выкармливания маленькой птицы. Потомство у разных пернатых тоже разное, у кого-то один отпрыск, а у кого-то и целый выводок.

Как птицы заботятся о потомстве? Например, утка, глухарь или тетерев подходят к этому вопросу следующим образом: судьбой детей занимается только самка, а отец не принимает никакого участия в жизни и развитии своих детей. У куропатки высиживает только мать, но заботятся о безопасности и отпугивают врагов оба родителя. У дятла выкармливанием занимаются оба родители, но, как правило, самка делает это более энергично. За то время пока отец прилетит с пищей, мама уже успевает покормить до трех или четырех раз. У ястреба добывает пищу только самец, и приносит еду самке, которая затем и выкармливает детей. Мама не отлучается от гнезда во время выращивания детей. Однако есть и такие родители, которые совершенно не утруждают себя и не беспокоятся о своих детях. Например, если случается непогода, то стрижи могут без зазрения совести покинуть гнездо на несколько дней. Как видите, кормление птенцов у разных особей происходит тоже по-разному.

Разнообразные условия жизни и разная среда обитания формирует совершено различные формы существования, поведения и выкармливания. На нашей планете существует великое множество видов, которые довольно сильно отличаются друг от друга.

Крупные особи, такие как бакланы, кормят своих детей несколько раз в день, а альбатросы и цапли вообще один раз в сутки, и притом на ночь. Мелкие же напротив, занимаются этим очень часто, синица приносит пропитание около четырехсот раз, а ласточка пятьсот!

В поисках необходимой пищи родители могут улетать очень далеко от гнезда, как это делает, к примеру, стриж. Для того чтобы найти необходимое пропитание, взрослая птица может улететь на сорок километров. Родитель приносит не одну мошку, а целый клюв пищи. В первые дни жизни стриж своих детей кормит до сорока раз в сутки очень большими порциями, а когда птенцы уже становятся большими, и готовыми к самостоятельным полетам, то количество кормления сокращается до пяти раз.

После того как птенец вылупился из яйца, прошел необходимый период вскармливания и взросления и впервые попробовал совершить первый самостоятельный вылет из гнезда, наступает очень важный и ответственный момент выхода во взрослую жизнь. Для того чтобы попробовать начать самостоятельную жизнь, многие из них еще в течение долгого времени нуждаются в родительской заботе и опеке, и процесс адаптации происходит постепенно. Случается и так, что после первого вылета из гнезда, дети сразу же устремляются на юг, а родители даже об этом не подозревают, что их ребенок собирается покинуть отчий дом. По сути, никакого прощания не происходит, и дети не чувствуют никакой привязанности к месту рождения и уж тем более к своим родителям, как впрочем и сами родители быстро забывают этот факт и не тоскуют о детях, которые покинули гнездо так рано.

Берегите нашу природу, будьте внимательны к тем, кто нас окружает на земле и парит высоко в небесах. Каждая жизнь сложна и бесценна. Природа создала всех такими разными и одновременно похожими. Человек обязан заботится об обитателях природы и беречь бесценную жизнь.

Ежегодно, чтобы вырастить потомство, подавляющее большинство птиц устраивает гнезда. В умеренных широтах и в холодных странах гнездование начинается весной, а заканчивается летом, когда птенцы сравниваются размерами с взрослыми птицами. Но так бывает не везде. Ведь на земном шаре немало мест, где смены времен года нет. В некоторых тропических странах лето длится весь год, в других местах происходит ежегодная смена засушливого и дождливого сезонов.

Как же в таком случае определить время размножения птиц? Для всего земного шара правило общее: птицы начинают гнездиться в такие сроки, чтобы выкармливание выводка и первые дни жизни птенцов вне гнезда приходились на наиболее богатое пищей время. Если у нас это весна и лето, то в саваннах Африки большинство птиц гнездятся сразу же после начала дождей, когда буйно развивается растительность и появляется много насекомых. Исключение составляют здесь хищные птицы, в особенности питающиеся наземными зверьками. Они гнездятся лишь во время засухи. Когда выгорает растительность, им легко находить на земле свою добычу, которой негде укрыться. В тропических лесах птицы гнездятся круглый год.

Считается обычно, что все птицы, выводя птенцов, строят специальные гнезда для насиживания яиц. Но это не так: немало птиц, гнездящихся на земле, обходятся без настоящего гнезда. Например, небольшая буровато-серая птица козодой откладывает пару яиц прямо на лесную подстилку, чаще всего на опавшую хвою. Небольшое углубление образуется позднее, потому что птица все время сидит на одном и том же месте. Приполярная кайра тоже не строит гнезда. Она кладет свое единственное яйцо на голый выступ скалы берегового обрыва. Многим чайкам и куликам достаточно небольшого углубления в песке, иной раз они используют след оленьего копыта.

Ночная птица козодой гнездится прямо на земле. Белеющая около гнезда скорлупа помогает родителям в темноте находить своих птенцов.

Не делают настоящего гнезда птицы, выращивающие птенцов в дуплах и норах. Они довольствуются обычно небольшой подстилкой. В дуплах подстилкой может служить древесная труха. У зимородка подстилка в норе состоит из мелких костей и чешуек рыб, у щурки - из хитиновых остатков насекомых. Дятел обычно не занимает готовое дупло. Своим крепким клювом он выдалбливает себе новое дупло. Золотистая щурка примерно 10 дней роет клювом в мягкой глине обрыва полутора- и даже двухметровый ход, который завершается расширением - гнездовой камерой. Настоящие гнезда делают птицы, гнездящиеся на кустах и деревьях. Правда, не у всех они сделаны искусно. Горлица, например, складывает на древесных ветках несколько прутиков и кое-как скрепляет их.

Добротные чашеобразные гнезда строят дрозды, а певчий дрозд вымазывает его изнутри глиной. На устройство такого гнезда птицы, работая с утра до позднего вечера, тратят около трех суток. Зяблик устраивает теплое, как из войлока, гнездо, к тому же еще с мягкой выстилкой, снаружи маскируя его кусочками мха, обрывками лишайника, бересты. Золотисто-желтая иволга подвешивает свое гнездо - искусно сплетенную корзиночку - у горизонтальной ветки яблони, березы, сосны или ели. Иногда иволги связывают концы двух тонких ветвей и помещают гнездо между ними.

Среди птиц нашей страны самый умелый гнездо-строитель - это, несомненно, ремез. Самец ремеза, найдя подходящую гибкую ветку, обматывает ее развилку тонкими растительными волокнами - это основа гнезда. А затем уже вдвоем - самец и самка - строят из растительного пуха теплую висячую рукавичку с входом в виде трубки. Гнездо ремеза недоступно для наземных хищников: оно висит на тонких ветвях, иногда над рекой или над болотом.

У некоторых птиц гнезда имеют очень своеобразный вид и сложное устройство. Живущая в Африке и на острове Мадагаскар теневая цапля, или мо-лотоглав, изготовляет гнездо в виде шара из прутьев, травы, камыша, а затем залепляет его глиной. Диаметр такого шара больше метра, а поперечник бокового тоннеля, служащего входом в гнездо, - 20 см. Индийская славка-портниха сшивает растительным «шпагатом» трубку из одного-двух крупных древесных листьев и устраивает в ней гнездо из тростникового пуха, хлопка, шерстинок.

Маленький стриж салангана, живущий в Юго-Восточной Азии (и на островах Малайского архипелага), строит гнездо из своей очень клейкой слюны. Слой высохшей слюны прочен, но так тонок, что просвечивает, как фарфор. Строится это гнездо долго - около 40 дней. Птицы прикрепляют его к отвесной скале, и достать такое гнездо очень трудно. Гнезда саланган хорошо известны в китайской кулинарии под названием ласточкиных гнезд и ценятся очень высоко.

Родственник уже известной нам саланганы - стриж клехо лишь краем прикрепляет свое маленькое, почти плоское гнездо к горизонтальной ветке. Сесть на такое гнездо птичка не может: оно отломится. Поэтому клехо насиживает яйцо, сидя на ветке, и лишь налегает на него грудью.

Пеночка-теньковка кормит птенцов, только что вылетевших из гнезда.

Южноамериканская птица-печник сооружает гнездо почти исключительно из глины. Оно имеет шарообразную форму с боковым входом и действительно напоминает печи местных индейцев. Одна и та же пара птиц нередко использует гнездо несколько лет. А многие хищные птицы имеют по 2-3 гнезда, используя их поочередно. Есть и такие виды птиц, у которых несколько пар делают общее гнездо. Таковы, например, африканские ткачики. Впрочем, в этом общем гнезде под одной крышей у каждой пары своя гнездовая камера и, кроме того, есть еще камеры-спальни для самцов. Иногда в общем гнезде появляются незваные «гости». Например, одну из камер в гнезде ткачиков может занять розовый попугайчик.

Немало видов птиц, у которых гнезда группируются очень тесно, колониями. Один вид американских ласточек строит на обрывах глиняные бутылкообразные гнезда, которые так тесно лепятся друг к другу, что издали кажутся сотами. Но чаще гнезда в колонии отстоят друг от- друга на метр и больше.

Гнездо ремеза построено очень искусно.

Колонии птиц на севере огромны - в сотни тысяч пар. На этих так называемых птичьих базарах живут главным образом кайры. Небольшие колонии образуют также гнездящиеся на земле чайки, буревестники. На островах вдоль западного побережья Южной Америки колониями гнездятся бакланы, пеликаны и олуши. У их гнезд накопилось за века столько помета, что его разрабатывают и используют как ценное удобрение (гуано).

Большими колониями гнездятся обычно те птицы, пища которых находится неподалеку от гнездовья, и притом в огромном количестве. Бакланы на островах Южной Америки кормятся, например, за счет больших косяков анчоусов, трехпалые чайки с птичьих базаров Баренцева моря без особого труда добывают мойву. Но нередко гнездятся колониями и птицы, далеко летающие за кормом. Такие птицы обычно хорошие летуны - это ласточки, стрижи. Разлетаясь во всех направлениях, они не мешают друг другу добывать пищу.

Лесной конек устраивает в траве из сухих былинок настоящее гнездо.

Те птицы, которые не обладают хорошими летательными способностями, а корм собирают по мошке, по зернышку, гнездятся далеко друг от друга, так как при гнездовании колониями они не смогут собрать достаточное количество корма. Эти виды птиц имеют близ своих гнезд кормовые или гнездовые участки, куда они не допускают конкурентов. Расстояние между гнездами у этих птиц бывает 50-100 м. Интересно, что обычно перелетные птицы возвращаются весной в свой прошлогодний гнездовой участок.

Все эти особенности биологии птиц следует хорошо помнить при развеске искусственных гнездовий. Если птица колониальная, вроде скворца, гнездовья (скворечники) можно развешивать часто, на одном дереве по нескольку штук. Но это вовсе не подходит для большой синицы или для мухоловки-пеструшки. Надо, чтобы в пределах каждого гнездового участка синиц было только по одному гнезду.

В гнезде дрозда-белобровика вылупляются птенцы. Они долгое время беспомощны, как у всех птенцовых видов птиц, и оперяются перед самым вылетом из гнезда.

Некоторые хищные птицы, в том числе и совы, вообще не строят гнезда, а захватывают уже готовые чужие и ведут себя в них как дома. Мелкий сокол кобчик отнимает гнезда у грача или у ворона; балобан нередко селится в гнезде ворона или цапли.

Иногда место гнездования бывает очень необычным. Некоторые маленькие тропические птицы выдалбливают для своих гнезд пещерки в гнездах общественных ос или даже в термитниках. Маленькая лотенова нектарница, живущая на Цейлоне, выискивает в кустах сеть общественного паука, выдавливает в ее наиболее густой части углубление, делает небольшую выстилку, и гнездо для ее 2- 3 яичек готово.

Наши воробьи нередко выводят птенцов в стенках гнезд других, более крупных птиц, например аиста или коршуна. Искусно ныряющая поганка (чомга) устраивает гнездо на воде. Иногда ее гнездо укреплено на дне неглубокого водоема и возвышается небольшим островком, но чаще оно плавает на поверхности воды. Окружено водой и гнездо лысухи. Эта птица устраивает даже сходни - по ним птенцы могут сойти на воду и вернуться в гнездо. Небольшие кулички-яканы иногда устраивают гнездо на плавающих листьях тропических водных растений.

Некоторые птицы делают гнезда в постройках человека. Воробьи - на карнизах и за наличниками окон. У окон гнездятся ласточки, в печных трубах - галки, под навесом крыш - горихвостки и т. д. Был случай, когда каменка устроила гнездо в крыле самолета, пока он стоял на аэродроме. На Алтае было найдено гнездо трясогузки, свитое в носовой части лодки-парома. Оно «плавало» каждый день с одного берега на другой.

В тропиках Африки и Южной Азии обитают птицы-носороги. В начале гнездования носороги - самец и самка - выбирают подходящее для гнезда дупло и замазывают отверстие. Когда остается щель, через которую едва может протиснуться птица, самка забирается в дупло и уже изнутри уменьшает входное отверстие так, что может лишь просунуть в него клюв. Затем самка откладывает яйца и начинает насиживание. Корм она получает снаружи от самца. Когда же птенцы выведутся и подрастут, птица взламывает изнутри замуровку, вылетает наружу и начинает помогать самцу добывать пищу для растущего выводка. Оставшиеся в гнезде птенцы восстанавливают разрушенную самкой стенку и вновь уменьшают отверстие. Такой способ гнездования - хорошая защита от змей и хищных зверьков, лазающих по деревьям.

Не менее интересно проходит гнездование у так называемых сорных кур, или большеногое. Птицы эти живут на островах между Южной Азией и Австралией, а также и в самой Австралии. Некоторые сорные куры помещают свою кладку в теплый вулканический грунт и больше о ней не заботятся. Другие нагребают большую кучу перемешанных с песком разлагающихся листьев. Когда внутри кучи температура достаточно повысится, птицы разрывают ее, самка откладывает внутрь кучи яйца и уходит. Самец восстанавливает кучу и остается около нее. Он не насиживает, а лишь следит за температурой кучи. Если куча остывает, он ее увеличивает, если нагревается - разрывает ее. К моменту вывода птенцов самец тоже уходит от гнезда. Птенцы начинают жизнь самостоятельно. Правда, выходят они из яйца с уже растущим оперением, а к концу первого дня могут даже подлетывать.

У чомги, как у всех выводковых видов птиц, птенцы очень рано становятся самостоятельными. Они уже давно умеют плавать, но временами отдыхают на спине взрослой птицы.

При постройке гнезда не у всех птиц самец и самка трудятся одинаково. Самцы некоторых видов прилетают с зимовки раньше самок и сразу же начинают постройку. У одних видов самец и заканчивает ее, у других постройку завершает самка или они строят вдвоем. Есть виды птиц, у которых самец только носит строительный материал, а укладывает его в нужном порядке самка. У щеглов, например, самец ограничивается ролью наблюдателя. У уток, как правило, гнездо строят одни самки, селезни не проявляют к этому никакого интереса.

Некоторые птицы (буревестники, кайры) откладывают только по одному яйцу и гнездятся один раз за лето. Мелкие певчие птицы откладывают обычно от 4 до 6 яиц, а большая синица - до 15. Много яиц откладывают птицы из отряда куриных. Серая куропатка, например, кладет от 18 до 22 яиц. Если первая кладка почему-либо не удалась, самка откладывает другую, дополнительную. У многих певчих птиц 2 и даже 3 кладки за лето - нормальное явление. У дроздовидной камышевки, например, еще не успевают первые птенцы вылететь из гнезда, как самка приступает к строительству нового гнезда, и самец в одиночку докармливает первый выводок. У водяной камышницы птенцы первого выводка помогают родителям выкармливать птенцов второго выводка.

У многих видов сов число яиц в кладке и даже число кладок изменяются в зависимости от обилия пищи. Поморники, чайки, белые совы совсем не высиживают птенцов, если пищи очень мало. Клесты питаются семенами ели, и в годы урожая еловых шишек они гнездятся в Московской области в декабре - январе, не обращая внимания на морозы в 20-30°.

Много птиц начинают насиживание после того, как отложена вся кладка. Но у сов, луней, бакланов, дрозда-дерябы самка садится на первое снесенное яйцо. Птенцы этих видов птиц выводятся постепенно. Например, в гнезде луня старший птенец может весить 340 г, а младший - третий - всего 128 г. Разница в возрасте между ними может достигать 8 дней. Нередко последний птенец гибнет из-за недостатка корма.

Как правило, чаще всего насиживает яйца самка. У некоторых птиц самку сменяет по временам самец. У немногих видов птиц, например у куличка-плавунчика, расписного бекаса, трехперстки, насиживает яйца только самец, а самка никакой заботы о потомстве не проявляет. Бывает, что самцы кормят насиживающих самок (многие камышевки, птица-носорог), в других случаях самки все же сходят с гнезда и на некоторое время оставляют яйца. Самки некоторых видов во время насиживания голодают. Например, самка обыкновенной гаги 28 дней не сходит с гнезда. К концу насиживания она сильно худеет, теряя почти 2/3 своего веса. Самка эму может во время насиживания голодать без особого вреда для себя до 60 дней.

У многих птиц из отряда воробьиных, а также у дятлов, зимородков, аистов птенцы рождаются слепыми, голыми и долгое время беспомощны. Родители вкладывают им пищу в клюв. Таких птиц называют птенцовыми. Как правило, птенцы у них оперяются в гнезде и летают лишь по выходе из гнезда. Птенцы куликов, уток, чаек выходят из яиц зрячими и покрытые пухом. Немного обсохнув, они покидают гнездо и способны не только самостоятельно передвигаться, но и находить пищу без помощи родителей. Таких птиц называют выводковыми. Их птенцы растут и оперяются вне гнезда.

Редко бывает, чтобы насиживающая птица или особенно птица у выводка пыталась в момент опасности незаметно скрыться. Крупные птицы, защищая свой выводок, нападают на врага. Лебедь может при этом ударом крыла даже сломать руку человека.

Чаще, однако, птицы «отводят» врага. На первый взгляд кажется, что птица, спасая выводок, сознательно отвлекает на себя внимание врага и притворяется хромой или подстреленной. Но на самом деле у птицы в этот момент два противоположных стремления-рефлекса: стремление бежать и стремление наброситься на врага. Сочетание этих рефлексов и создает сложное поведение птицы, кажущееся наблюдателю сознательным.

Когда птенцы вывелись из яиц, родители начинают выкармливать их. В этот период у тетерева, глухаря и уток с выводком ходит только одна самка. Самец о потомстве не заботится. У белой куропатки насиживает только самка, но с выводком ходят и «отводят» от него врага оба родителя. Впрочем, у выводковых птиц родители только оберегают птенцов и учат их находить пищу. Сложнее обстоит дело у птенцовых птиц. Как правило, здесь кормят оба родителя, но часто один из них более энергичен, а другой более ленив. Так, у большого пестрого дятла самка приносит корм обычно через каждые пять минут и трижды успевает покормить птенцов, пока прилетит с кормом самец. А у черного дятла птенцов кормит преимущественно самец.

У ястреба-перепелятника охотится только самец. Он приносит добычу самке, которая неотлучно находится при гнезде. Самка рвет добычу на кусочки и оделяет ими птенцов. Но если самка почему-либо погибла, самец будет складывать принесенную добычу на краю гнезда, а птенцы тем временем погибнут от голода.

Крупные птицы бакланы кормят птенцов обычно 2 разач. в сутки, цапли - 3 раза, альбатросы - 1 раз, и притом ночью. Мелкие птицы кормят птенцов очень часто. Большая синица приносит корм птенцам 350-390 раз в сутки, ласточка-касатка - до 500 раз, а американский крапивник - даже 600 раз.

Стриж в поисках корма отлетает от гнезда иногда на 40 км. Он приносит к гнезду не каждую пойманную мошку, а полный рот пищи. Добычу он склеивает слюной в. комочек и, прилетев к гнезду, глубоко всовывает в глотки птенцов шарики из насекомых. В первые дни стрижи кормят птенцов такими усиленными порциями до 34 раз в день, а когда птенцы подрастут и готовы уже к вылету из гнезда - только 4-6 раз. В то время как птенцы большинства видов птиц, вылетев из гнезда, еще долго нуждаются в родительской заботе и лишь постепенно приучаются находить и склевывать добычу без помощи родителей, у стрижей птенцы кормятся и летают самостоятельно. Более того, вылетов из гнезда, они нередко сразу же устремляются на юг. Иной раз родители еще носятся над домами, собирая для своего птенца корм, а он, почувствовав себя достаточно сильным, уже направляется на юг, даже не повидавшись на прощание с родителями.

Птицы зерно оберегают от всех опасностей своих малышей и готовы отдать за них жизнь. Подойдет человек к утятам или тетеревятам, крякуша или тетерка вертится у него перед самым носом, припадая на крыло, как раненая, еле двигается. Человек за ней кинется, кажется, вот-вот поймает. Но птица-мать отведет его от птенцов, вдруг взлетит, даст широкий круг по воздуху и вернется к своему выводку так, что ее и не увидишь. Чемга в минуту опасности собирает своих чемгоят под крылья и ныряет с ними под воду. А слабенькая пигалица, защищая птенцов, нападает даже на собаку. Утка только что вывела пуховичков. А уже через несколько часов они в минуту опасности, словно пушистые шарики, прыгают на воду и не отстают от нее ни на шаг.

Осторожная перепелка. Однажды я высадился на берег у проселочной дороги близ деревни, чтобы пополнить продовольственные запасы для дальнейшего путешествия. От лесной опушки начиналось пшеничное поле. Поднялся на пригорок и остановился, чтобы полюбоваться, как волнуется хлебная нива. В это время совсем близко от меня выскочила из кустарника на дорогу рыжевато-бурая птица. "Должно быть, перепелка", - подумал я и спрятался за березу. Птица вышла на середину дороги, огляделась вокруг и затем возвратилась к придорожному кустарнику. Через некоторое время появилась на дороге, но не одна, а с целым семейством из десяти малышей. Теперь по размеру и оперению уже нетрудно было узнать самую маленькую представительницу отряда куриных - Перепелку. За ней, словно пуховые комочки, торопливо двигались перепелята. Надо было видеть, как мать-перепелка трогательно заботилась о безопасности своих малышей во время этого перехода.

Секреты птицы. Куропатка - одна из самых осторожных. Когда ее семейству нужно перейти шоссе, то это делается так: вначале идет одна "мама", доходит до середины шоссе, осматривается вокруг и возвращается обратно за птенцами. Они идут за ней, а "папа" замыкает шествие.

Плавучее такси. Однажды я увидел на озере чернозобую гагару. Она плыла к островку. Но что это? На спине, плотно прижавшись друг к другу, сидели два малыша, одетые в темные пуховые наряды. Слегка приподнятые крылья заботливой мамаши справа и слева предохраняли маленьких "пассажиров" от падения в воду. Я неожиданно оказался очевидцем необычайного переезда семейства гагары из рыболовных угодий, где она рыбачила, в птичью "гостиницу".

Случай на Голицинских прудах. Это случилось осенью. Пара черных лебедей, зимующая на Голицинских прудах в Москве, стала строить себе гнездо в домике. Скоро в гнезде появились яйца. В насиживании, которое продолжалось значительно дольше, чем весной, главное участие принимал самец. Самка лишь изредка его подменяла. А последние четыре дня самец вообще не сходил с гнезда. Только перед самым появлением птенцов лебеди поменялись местами. Вскоре из гнезда стал доноситься писк. Весной родители обычно сразу же спускаются с лебедятами на воду. А тут серые пушистые комочки забились под крылья матери. Да и она сама никак не решалась вывести их наружу - холодно, кругом снег и лед. На помощь птицам пришли люди. Они перенесли всю семью в теплое помещение с бассейном.

Неравный бой. На старой липе уже долгие годы вили гнездо аисты. За лето они выводили потомство, на зиму улетали в теплые края, а в апреле возвращались. Все привыкли к этим птицам. В один из жарких дней из высокого гнезда выпали четыре неумеющих летать птенца. Один погиб, три уцелели. Ночь они провели в огороде под охраной взрослых аистов, а утром их заметили собаки. Надо было видеть, как родители защищали малышей. Они кружились в воздухе, размахивали крыльями, налетали на дворняг. К месту сражения прилетели сороки, потом ласточки. Стоял невообразимый гомон. Аисты вели себя отважно и заставили собак убежать. Сельские ребятишки позаботились о птицах и, пока те не научились летать, приносили им корм.

Сокол-кобчик. На берегу озера Омша в Новгородской области поселилась семья кобчика. Можно было часами наблюдать за полетами неутомимого пернатого охотника. Иногда он садился на сосну возле палатки. У птицы грозный взгляд, красиво посаженная голова, крючковатый клюв. Хищный вид сокола-кобчика вводит в заблуждение неосведомленных людей, и они ошибочно считают его пернатым разбойником, губителем мелких птиц и цыплят. Между тем кобчик никогда на них не нападает. С самого рассвета до темпа летает он над полями, лугами, озерами, вылавливая жуков, бабочек, кобылок из рода саранчи и других насекомых. За день он сотни раз прилетает к гнезду с добычей для своих детей. Причем, в отличие от хищных птиц, кобчик приносит добычу не в когтях, а в клюве. К сожалению, многие не знают, какую пользу приносит эта птица огородам, полям и лесам.

Необыкновенная "квочка". Приехал я как-то в гости к родным Верхний Дон. В огороде в густой картофельной ботве увидел белую наседку с... цесарками. И, может быть, не обратил бы на нее внимания, если бы она вдруг не... закукарекала. Подхожу ближе и вижу крупного гордого петуха с большим красным гребнем. Поодаль суетятся уже подросшие цесарята. Найдя зеленую гусеницу, петух подозвал их к себе и те бросились на лакомую добычу.

Весной курица вывела 20 цесарят. Малышам не было и двух недель, как наседка от них отказалась. Ее обязанности усердно стал выполнять петух. Цесарята быстро привыкли к нему. Он яростно нападал на всех, кто пытался подойти к ним поближе. Осенью цыплята превратились во взрослых цесарок, но необыкновенная "квочка" не покинула их.

Маленькие воробьи. Покинув гнездо, желторотые воробьи пытались учиться летать. Заботливые родители все еще подкармливали их, но вместе с тем и приучали к самостоятельной жизни. Однажды ворона подсмотрела: улетели старые воробьи, оставив беспомощных птенцов. Скрываясь среди сучьев хвороста, птенцы, заметив ворону, перелетели в безопасное место. Ворона всячески пыталась достать одного из них, но воробушек увертывался. Вероятно, почувствовав свое бессилие, серая хищница исчезла. А через некоторое время прилетела с напарницей. Одна из них осталась на верху кучи, другая, притаившись внизу, нырнула под хворост. Как только испуганный воробушек выскочил наружу, поджидавшая наверху ворона схватила его, по тут на крыше появились старые воробьи. Полетели перья. Вороне пришлось убираться восвояси.

Большие заботы маленькой птички. Крачек спал плохо. Он был голоден. Вчера большую часть пойманной рыбы пришлось отдать птенцам. Они уже подросли и ели больше. Утром он направился к отлогому берегу юзера. На песке трепыхалась маленькая уклейка. Он схватил ее и съел. Заплескались по воде, спасаясь от щуки, другие рыбки. Крачек кинулся в воду. Через секунду с мальком в клюве он уже летел к гнезду. Супруга! поднялась навстречу. Супруг быстро сунул рыбку в рот громко кричавшего птенца.

Пролетая с супругой над гнездами других крачек за новой добычей, он громко покрикивал "ке-кее-ке". Приблизившись к заливу, они увидели, что сюда прилетело много "охотников" за мальками: утки, бакланы, чайки. Было заметно, как в воде серебряной чешуей блестят рыбки. Они бросаются из стороны в сторону, но уплыть не могут: залив уже отделился от озера. Крачек хватал мальков и возвращался к гнезду. Держа уклейку за голову и не выпуская из клюва, он давал птенцу схватить рыбку. Птенец трепал рыбку, стараясь вырвать добычу у "папаши", который не сразу раскрывал свой клюв. Наконец, птенец получил свою долю, в одну секунду проглотил ее и снова запищал: есть, есть, есть!!!

Крачки охотились весь день, прилетали к птенцам с добычей и улетали вновь. Они до позднего вечера ловили уклейку, чтобы накормить двух птенцов. И только когда птенцы заснули, родители сами наелись досыта. И так им приходилось каждый день добывать пищу для малышей, пока они не подросли настолько, чтобы охотиться самостоятельно.

Вот наступил срок обучения птенцов полету. Теперь супруги подолгу оставляли их одних, реже кормили. Уже несколько дней подряд супруги с рыбками в клювах подлетали к птенцам, но добычу не отдавали. Птенцы сильно похудели. Наконец, не выдержав голода, вылезли из гнезда и, как по мосткам, перебрались к тростниковому кусту. Здесь земля была сырая: вода ушла отсюда лишь недавно. Малыши побежали, вытаскивая лапки из серого пахучего ила, с трудом пролезая сквозь частый тростник, скользя и падая. Добрались наконец до берега. И тут в испуге остановились. Впереди стоял огромный незнакомый зверь. Это был камышовый кот. Его лапы, как столбы, загородили птенцам дорогу к реке. В это время, заметив кота, закричали другие крачки: "кага, кага!" и закружились над разбойником. Кот исчез в камышах.

Птенцы крачек, избежав смертельной опасности, вернулись к своему гнезду. Неожиданно послышался знакомый голос. Птенцы разом подняли головы, раскрыли голодные рты, запищали. Крачки принесли им по парочке поденков. "Еще! Еще! Еще! - требовали птенцы. Родители смотрели, как они подпрыгивают, но напрасно - пищи больше не было. Крачки быстро улетели, вскоре так же неожиданно, как и раньше, появились над гнездом с живыми рыбками. Так продолжалось до тех пор, пока малыши не добрались самостоятельно к берегу, не стали собирать мохнатых гусениц и поденок. Птенцы выросли, крылья у них оперились. Они уже могли летать на поиски сазанчиков.

Индюк-наседка. У жительницы одного аула индюшка снесла яйца и уселась выводить индюшат. Заметив это, индюк стал соперничать с наседкой. Как только хозяйка брала индюшку, чтобы покормить, он тотчас же занимал ее место. Возвратившись, наседка налетала на индюка и прогоняла его. Тогда обиженный "папаша" сгребал небольшие камни и садился на них. Хозяйка птиц решила положить под индюка 13 куриных яиц. Он воспринял это как должное. Так индюк стал отцом семейства, водил по двору дюжину цыплят и оберегал их.

Курица вывела куропаток. Во время косьбы сена я увидел, что под косой оказалось гнездо, в нем яички, а рядом смертельно раненная куропатка. Пришлось принести гнездо домой и положить под наседку. Через 4 дня вылупились 11 куропаток. Как только малыми окрепли и подросли, я выпустил пернатых на волю.

Встреча 42. КАК ПТИЦЫ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся об особенностях жизни птиц, о том, как птицы заботятся о своем потомстве; развивать наблюдательность, речь, мышление, память; учить правилам поведения в природе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Фронтальное опрос

Какое строение имеют птицы?

Какое значение для полета имеют особенности строения птиц?

Как птицы получают энергию для полета?

Исследуйте: чем питаются птицы, которых вы можете наблюдать в своей местности? Приведите примеры.

Какие вы знаете сказки или песни о птицах? О каких особенностях этих животных в них идет речь?

2. Работа по таблице

Заполните таблицу. Приведите примеры.

Насекомые

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни птиц и правила поведения людей среди природы.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 112-113)

- Вспомните! Или беспокоятся о своем потомстве рыбы?

- Запомните!

В жизни птиц в течение года можно выделить несколько периодов. У перелетных птиц: весенний прилет, гнездования и выведения потомства, подготовка к отлету и осенний отлет.

Работа в парах

Рассмотрите рисунки на стр. 112 и назовите, какие из птиц относятся к перелетным, а какие - к оседлых?

Самым ответственным для птиц является весенний период, когда наступает пора высиживания птенцов. Весной птицы прилетают на родину не одновременно. Самцы появляются в местах гнездования раньше самочек, чтобы найти и закрепить за собой определенную гнездовую территорию. Обозначают они ее с помощью пения. Во время насиживания родительские обязанности между папой и мамой распределяются по-разному. У дятлов, соек и соловьев самка насиживает яйца днем, а самец - ночью. А вот у селезней заботой о потомстве занимается только утка-мама. Самочки ястреба, сокола, орла также насиживают сами, но еду им приносят самцы. Делают они это очень осторожно, чтобы не выдать врагам или детишкам-непоседам своего гнезда.

Рассмотрите рисунки на стр. 113. Расскажите, что на них изображено.

Выводы

Птицы заботятся о своем потомстве.

Важнейшая весенняя забота птиц - выведение птенцов. В это время их нельзя беспокоить.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Работа в группах

Послушайте интересную информацию и подумайте, почему маленькие животные - такие как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,- откладывают много яиц и икринок? Почему чем больше животное, тем большее количество ее потомков?

Информатор . Клопы откладывают 70-100 яиц, колорадский жук - 700, бабочки 100-400. Количество икринок у карпа, щуки достигает десятков тысяч, а крупные осетровые рыбы «выбрасывают» несколько миллионов икринок. У пресмыкающихся количество 10-20 яиц в кладке, которые они зарывают в песок, почва. Птицы откладывают до 10 яиц. У зверей рождаемость детенышей наименьшая: белка - 3-10, кошка - 2-6, собака - 2-10, рысь - 1-4, медведь - 1-3, слон - 1, кит - 1.

2. Тестирование

1. Откуда появляется гусеница?

а) Вылупляется из яиц;

б) рождается из куколки. (+)

2. Чем головастик отличается от взрослой лягушки?

а) Только размером;

б) головастики имеют хвосты и не имеют ног. (+)

3. Где пресмыкающиеся откладывают свои яйца?

а) В сухом грунте; (+)

б) в гнездах.

4. Заботятся пресмыкающиеся о своем потомстве?

а) Да, заботятся;

б) нет, не заботятся. (-)

5. Заботятся птицы о своем потомстве?

а) Да, заботятся; (+)

б) нет, не заботятся.

Взаємоперевірка (в парах).

3. Задача

У серой куропатки рождается 20 детей, у длиннохвостой синицы - на 8 меньше, чем у куропатки, а у чижа - на 7 детей меньше, чем у синицы. Сколько детишек рождается у синицы и чижа?

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Каких животных называют птицами? Приведите примеры.

Признак птиц является существенной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте правила поведения в природе в период выведения потомства птицами.

Представьте, что вам нужно рассказать о птицах жителям сказочной планеты, на которой живут только насекомые. Составьте план своего рассказа.

и разный «выход» процесса в виде разнокачественности молодых

Недавно понял, что системы взаимоотношений «родители-потомство» и между детёнышами у птиц и млекопитающих резко различны, и смог сформулировать чем, именно.

Разница в том, что взаимоотношения в контексте заботы о потомстве (внутри выводка с одной стороны, между родителями и потомством с другой) организованы противоположным образом, так что дают «на выходе» противоположный результат в виде полярных уровней разнокачественности молодых. То есть в момент перехода к самостоятельности при распадении выводка у птиц, расселения молодняка у млекопитающих, слётки из одного выводка настолько различны, что распределяются по двум противоположным стратегиям (условно «быстрой » и «медленной », см.ниже), а вот молодые млекопитающие, наоборот, по поведению представляют собой некую вариацию вокруг средней нормы, созданной организующим влиянием матери на формирование поведения детёнышей (Крученкова, 2002).

У птиц взаимодействия птенцов в выводке и родителей с птенцами организованы так, что поведенческая разнокачественность потомства направленно усиливается социальными средствами сверх того уровня, который задан биологической разнокачественностью самих птенцов. Взаимная конкуренция птенцов за получение корма приводит к дифференциации двух альтернативных стратегий, условно «быстрой» и «медленной», в наиболее ярком виде проявляющихся у двух «крайних» птенцов (самого подвижного и сообразительного и «самого тупого, стереотипного» по описанию Берндта Хейнриха птенцов ворона Corvus corax ), а все прочие распределяются между ними. Подкрепление от родителей (положительное – в виде приносов пищи, отрицательное – в виде периодической подачи песни, заставляющей насторожиться, и сигналов тревоги, заставляющих затаиваться) воздействует на птенцов так, что подкрепляет дифференциацию стратегий разных птенцов и стимулирует каждого птенца и дальше специализироваться в раз избранной стратегии, не останавливаться и не менять её. Детали процесса подробно описаны в исследованиях С.Н.Хаютина и Л.П.Дмитриевой (1981, 1991), выполненных в основном на мухоловке-пеструшке Ficedula hypoleuca .

В итоге к моменту вылета поведенческая разнокачественность птенцов максимальна и в целом соответствует таковой взрослых особей в размножающейся популяции.

В выводках млекопитающих над той организацией, что есть у птиц, наслаиваются взаимодействия иного уровня, связанные с социальной поддержкой развития специфических форм активности детёнышей со стороны матери. Поведение матери характеризуется максимальной отзывчивостью на незрелые проявления активности детёнышей – в ответ на них мать включается в совместную деятельность с детёнышем, так что «дозревание» специфических форм активности у потомства происходит не автономно, как у птиц, а в ходе совместной деятельности с матерью. Будучи сформированным, поведение молодых постепенно освобождается от зависимости от совместной деятельности с матерью и начинает проявляться (управляться) под действием своих собственных механизмов (Крученкова, 2002).

У приматов и многих других видов (хищные, некоторые моногамные копытные) совместная деятельность детёнышей с самцами группировки (не обязательно отцами) оказывает такое же формообразующее влияние на созревание и специализацию поведения молодых, что и совместная деятельность с матерью. С другой стороны, и поведение молодых млекопитающих обладает большей чувствительностью к социальной стимуляции чем, зрелое, и реагирует на стимуляцию подобным ему поведением взрослого созреванием, специализацией дифференциацией форм, а не «просто реакцией», как у птиц.

В таком случае мать у млекопитающих задаёт скорость развития поведения детёнышей, соответственно ситуации ускоряя или сдерживая его, одинаковым образом и у всех сразу. Соответственно мать (и отец/другие самцы) здесь оказывает на выводок нивелирующее воздействие, так что разнокачественность молодых, снижается елико возможно – последействие организующих влияний со стороны матери существенно превышает дифференцирующее влияние конкуренции внутри выводка (Крученкова, 2002). Тем более что результаты последней в виде устойчивого распределения ролей проявляются в основном тогда, когда поведение молодых уже сформировано и освобождается от материнского влияния. А в этот момент все «щенки одного помёта» в существенных поведенческих характеристиках в среднем сходны между собой, так что их индивидуальное поведение есть некое отклонение от «выводочной» средней.

У птиц наоборот: в ходе взаимодействий в гнезде птенцы конкурируют за первоочерёдное получение корма, и в ходе конкуренции дифференцируются две противоположные стратегии, условно говоря «быстрая» и «медленная». «Быстрые» птенцы сильны, активны, не боятся новизны (в том числе готовы получать корм, не пугаясь тревожных криков родителей, шорохов, сотрясений гнезда и т.п.). Они первыми прорываются к летку, перемещаясь через всё дно дуплянки, первыми получают корм, наедаются и засыпают, освобождая место.

Это, так сказать, конкурентная стратегия : птенец сам, в меру своих сил формирует наиболее благоприятные обстоятельства для получения корма, не боясь изменчивости и нестабильности внешнего мира. Альтернативная стратегия – толерантная : птенцы, проигрывающие все попытки рвануться и взять корм первыми, и постепенно привыкающие максимально использовать для приёма корма те отрезки времени, когда наиболее конкурентные птенцы уже наелись и освободили леток или край гнезда. Для этого они не перемещаются и почти всё время сидят под летком, то есть пассивно ждут благоприятных обстоятельств и, когда возникает соответствующая стимуляция (прилетает родитель с кормом) стереотипно реагируют на воздействие.

В начале периода выкармливания конкурентная стратегия резко выгоднее толерантной, и вторые птенцы сильно проигрывают в весе . Но затем ситуация выравнивается и к моменту вылета представители все птенцы имеют примерно одинаковый вес, но стратегии поведения (выпрашивания корма и реагирования на сигналы родителей) оказываются максимально дифференцированы. Намного больше, чем можно предположить, исходя из биологической разнокачественности птенцов в начале периода выкармливания.

Возникает своеобразная «карусель», непрерывный «кругооборот птенцов в гнезде»: индивиды последовательно сменяют друг друга у летка, почти не вступая в физическое столкновение, так что представители «более толерантных» стратегий используют периоды отдыха и сытости птенцов «более конкурентных» стратегий. Поскольку родители активно поддерживают эту систему, подкрепляя кормом всякий шаг на пути дифференциации, логично считать, что разнокачественность птенцов, отражённая в дифференциации стратегий, не дана изначально, а создана социальными средствами. Этот постоянный «круговорот птенцов в гнезде» ведёт к тому, что пространство внутри гнезда оказывается анизотропным и птенцы с разной стратегией занимают разные «позиции» относительно центра приёма пищи – летка или края гнезда. Чем «быстрее» стратегия птенца, тем дальше он находится от летка, когда сыт, и быстрей пробивается к нему, когда голоден. «Медленные» особи всё время находятся под летком.

Этот «кругооброт», дифференцирующий птенцов, впервые был показан для дуплогнёздника мухоловки-пеструшки, птенцы которой находятся в дуплянках, где имеется один чёткий центр принятия пищи – леток и есть возможность дать чёткий сигнал о прилёте родителей уменьшением освещённости от закрытия летка и сотрясением стенок от удара о дуплянку. Но и у открытогнездящихся птиц происходит та же самая дифференциация птенцов на «быстрых» и «медленных». Непосредственно перед вылетом выделяется «смышлёный и шустрый» птенец, готовый во всё лезть и всё исследовать, его противоположность – самый тупой птенец выводка, боящийся новизны и стереотипно реагирующий на стимуляцию. А прочие птенцы находятся посредине. В частности, это описано для птенцов ворона Берндтом Хейнрихом (1994).

Эти поведенческие различия птенцов сохраняются, но не усиливаются у взрослых птиц, проявляясь как альтернативность «быстрых» и «медленных» фенотипов птиц в природных популяциях. На больших синицах (Parus major ) показано, что по показателям локомоторной подвижности и ответа подвижностью на новизну в размножающейся популяции выделяются те же стратегии, что у птенцов. У «быстрых» особей в ответ на новизну возрастает подвижность и исследовательские реакции, у «медленных» они, наоборот, подавляются (Drent et al ., 2003; Dingemanse et al ., 2002, 2003; Dingemanse, 2007 ).

«Быстрые» и «медленные» фенотипы у синиц могут быть разделены, например, тестированием в «открытом поле» по методу Dingemanse et al . (2002), или при помощи метода «удвоения вольеры», когда поведенческая стратегия особи проявляется в скорости освоения вдруг появившегося нового пространства (Ильина и др., 2006).

В двойных вольерах вероятность размножения была выше у «быстрых» особей, активней осваивающих новое смежное помещение. У самцов скорость освоения новой территории положительно коррелировала с результатом тестирования в «открытом поле». В отличие от вероятности размножения его успешность и сроки не зависели от размера вольеры (одинарная или удвоенная), но были связаны с результатами тестирования в открытом поле, то есть с дихотомией «быстрых» и «медленных» фенотипов. «Быстрые» самки раньше медленных начинали демонстрировать репродуктивное поведение, но позже приступали к откладке яиц и хуже насиживали отложенные яйца. Влиял и фенотип самца: партнёрши «быстрых» самцов раньше проявляли репродуктивное поведение, «медленных» самцов – раньше начинали насиживать кладку. Наконец, превосходство самца над самкой по показателям тестирования в «открытом поле» повышало вероятность проявлений репродуктивной активности самца в предгнездовой период (Иванкина и др., 2006).

То есть в социальных взаимодействиях животных в сообществе «быстрые» особи лучше стимулируют партнёра, но хуже (менее точно, с большей вероятностью ошибок и сбоев) реализуют свою социальную роль. А в репродукции и социальной коммуникации точность реализации видовых форм сигналов и форм отношений не менее важна, чем сила и интенсивность стимуляции между партнёрами. Разделение на «быстрых» и «медленных» особей в популяции хорошо согласуется с «моим» разделением особей на приверженных конкурентной и толерантной стратегиям как двум взаимоисключающим альтернативам. Первые предпочитают высокую социальную плотность и чувствительных к энвироментальному стрессу, вторые - низкую плотность, неконкурентоспособных в условиях социального стресса .

В голландской популяции больших синиц также показано, что с альтернативностью «быстрых» и «медленных» фенотипов связана также альтернативность стратегий социального, кормодобывающего и репродуктивного поведения – всего того, что требует реакции на новизну, умения контролировать ситуацию, не боясь риска, связанного с этой самой новизной (или наоборот, избегания новизны и самоограничения средой где можно вести себя только стереотипно), см. Drent et al ., 2003; Dingemanse et al ., 2003.

Авторы, исследовавшие только взрослых особей, полагают дихотомию «быстрых» и «медленных» фенотипов наследственной. Наследуемость была определена косвенным методом и составила по методу регрессии «родители-потомство» 0,22-0,41, по данным анализа сиблингов 0,37-0,41 (Dingemanse et al ., 2002).

Однако в исследованиях онтогенеза видно, что обе альтернативные стратегии – не врождённые, а «сделанные», дифференцирующий эффект сигнальной наследственности, социальных влияний внутри выводка и от родителей здесь «мимикрикует» под эффект генетической наследственности.С одной стороны, конкурентные взаимодействия в выводке организованы так, что создают «зародыш» дифференциации стратегий в виде ситуативных уклонений поведения в ту или иную сторону у птенцов, волей случая оказавшихся в определённой роли. С другой стороны, родители положительной и отрицательной стимуляцией (принос корма, заставляющий двигаться – пение, заставляющее насторожиться - тревожный крик, заставляющий затаиваться) воздействуют на дифференцирующееся поведение птенцов в сторону «усиления флуктуаций», оформления и закрепления их в виде дифференцированных стратегий, следование которым с углублением специализации для каждого птенца оказывается выгодней (=эффективней в плане получения корма и минимизации общего риска разорения гнезда), чем корректировка и смена стратегии. Это закрепляет и усиливает общую схему дифференциации внутри выводка.

Если родительское поведение у птиц как бы «расталкивает» птенцов по разным стратегиям, дифференцирующимся в конкурентных взаимодействиях внутри выводка, выступает как своего рода разнообразящее влияние, то у млекопитающих воздействие матери и отца на детёнышей носит прямо противоположный характер, приводит их поведение к некоторой общей норме. Дифференцировка индивидуальных поведенческих ролей здесь происходит относительно поздно, когда мать перестаёт быть организатором поведения детёнышей, а все формы активности последних достигли зрелости и связана со взаимодействиями детёнышей друг с другом без участия родителей. На более ранних стадиях влияние матери заключается в том, что при незрелых проявлениях разных форм активности детёныша мать (и отец - там, где он взаимодействует с ними) включается в совместную деятельность детёнышей, что ведёт к созреванию соответствующей формы поведения и эмансипации от организующего влияния матери. То есть созревание видоспецифического поведения у млекопитающих всегда требует социальной поддержки родителей (то есть принцип зоны ближайшего развития Л.С.Выготского с человека можно распространить на всех млекопитающих , но не на птиц!) и при этом естественно нивелирующее влияние матери на разных детёнышей. У птиц родители не занимаются социальной поддержкой, птенцы организуют свои взаимодействия сами, а родители организуют лишь подкрепление и отбор.

Соответственно, выводки птиц работают как разнообразящие системы, создающие и закрепляющие дифференциацию поведенческих ролей молодых между двумя полюсами альтернатив, существенных для данного вида и популяции. Выводки млекопитающих, выступают как нивелляторы, дифференциация ролей происходит позже, в период взросления и взаимных игр подросших щенков. Низкая активность детёныша стимулирует материнскую инициативу, а активность детёныша выше определённого уровня тормозит инициативу матери. То же самое верно и в отношении созревания (специализации) разных форм поведения. У птиц под воздействием родителей на соответствующий процесс возникает положительная обратная связь, поощряющая уклонение моделей поведения от средней на каждом из последовательных этапов созревания (в первую очередь имеется в виду двигательная активность, поведение выпрашивания и затаивания, с соответствующей вокализацией). У млекопитающих аналогичное воздействие формирует отрицательную обратную связь, приводящую всех щенков к «средней норме развития» заданной родительским поведением матери (и отца, других самцов – там где они предполагаются).

Так например, агонистические взаимодействия у волчат не только выстраивают социальную иерархию в группе особей, но имеют существенно более дальнее действие. Созданное ими разделение на доминантов и подчинённых ложится в основу последующего распределения ролей между волками когда они атакуют жертву. В зависимости от социального статуса молодые волки при групповой охоте выбирают себе разные способы преследования, атакуют разные части тела жертвы и пр. Если же агонистических отношений не было (например, при нехватке пищи), илиони не привели к устойчивой иерархии с дифференциацией поведенческих ролей, то не происходит ни дифференциации ролей при атаке жертвы, ни эффективного взаимодействия волков при овладении ею (Бадридзе, 2003).

Источники

Бадридзе Я.К., 2003. Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции. М.: изд-во ГЕОС. 117 с.

Ильина Т.А., Иванкина Е.В., Керимов А.Б., 2006. Влияние пространственного фактора и индивидуальных хараткеристик поведения на размножение больших синиц в неволе – Доклад на XII Всесоюзной орнитологической конф. в Ставрополе.

Крученкова Е.П., 2002. Принципы отношений мать-детёныш у млекопитающих. Автореф. и рукопись дисс. доктора биол.наук. М. 409 с.

Хаютин С. Н., Дмитриева Л. П., 1981. Организация естественного поведения птенцов. - М.: Наука. 136 с.

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П., 1991. Организация раннего видоспецифического поведения. М.: Наука. 221 с.

Хейнрих Б., 1994. Ворон зимой. М.: «Мир». 522 с.

Dingemanse N.J., Both C., Drent P.J., Van Oers K., Van Noordwijk A.J. 2002. Repeatability and heritability of exploratory behaviour in Great Tits from the wild// Anim. Behav. Vol.64. P.929-938

Dingemanse N.J., Both C., Van Noordwijk A.J., Rutten A.L., Drent P.J. 2003.