Причины возникновения школьных болезней. Курсовая работа "школьные болезни"

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

Отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

Уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков :

1-я группа - здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;

2-я группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;

3-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

4-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

5-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем, они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

Соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

Соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);



Физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза.

К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д.

Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одёргивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжёлым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц спины. При сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад, врачи могут диагностировать кифоз "горб", а при искривлении вбок -сколиоз.



Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить он его должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на неё. Школьная мебель должна соответствовать росту детей (за этим должна следить администрация школ).

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:

· ходьба по комнате на носках, пятках, внутренней и внешней поверхностях стоп;

· приседания;

· наклоны вправо и влево;

· повороты вправо и влево;

· наклоны вперёд;

Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладётся небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Не стоит думать, что «школа - не работа», волноваться нечего. Учёба - это стресс, и психологи отмечают, что половина школьников страдают различными формами неврозов . Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряжённость и беспокойный сон.

Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание.

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических ве­ществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это тре­бует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций поз­воночника.

Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в са­гиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, вы­полняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и дру­гих движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3-5 см в зависимости от длины позвоночника.

От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего челове­ка, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения.

Все виды осанки условно делят на 2 группы:

1-я - виды осанки, при которых шейный и поясничный са­гиттальные изгибы равны между собой или различаются не бо­лее чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая);

2-я - виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая).

Нормальная - шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко уве­личены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.

Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается.

Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое разви­тие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему не­привычны резко увеличившиеся тотальные размеры.

В младшем школьном возрасте начинает усиленно развивать­ся и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Антропометрические пробы

В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.

Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) - активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.

Антропометрические пробы. Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):

Является наиболее простым методом определения веса.

При росте 155-165 см минус 100;

При росте 165-175 см минус 105;

При росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Вес (кг)_____

Рост (м) х Рост (м)

Критерии:

20-25 – норма;

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Весо-ростовой показатель:

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

Грудо-плечевой тест:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

Критерии:

Норма – 1 и более;

0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

Индекс Эрисмана:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

35 - 24 – истощение;

Менее 37 – достаточная упитанность;

Более 40 – повышенная упитанность;

45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

Менее 50 – узкогрудость (астеническая);

Более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье:

Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

Критерии:

10 и менее – крепкое телосложение;

20 – хорошее;

20-25 – среднее;

25-35 – слабое;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100: 1 измерение.

Критерии:

5 – сниженное развитие мускулатуры;

5-12 – норма;

12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Степ-тест.

Он предназначен для тех, кто в состоянии преодолеть свою неуверенность, справиться с ленью и нанести сокрушительный удар по лишним килограммам. Проверьте, насколько хороша ваша физическая форма.

Попробуйте в течение 3 минут подниматься на ступеньку и опускаться со ступеньки высотой 30 см. Обычно шаги выполняют в следующей последовательности: правая нога - на ступеньку, левая нога - на ступеньку, правая нога - вниз, левая нога - вниз.

Во время выполнения теста несколько раз смените ногу, с которой вы начинаете подъем. Туловище при этом выпрямите, а руками выполняйте такие же движения, как при обычной ходьбе.

Если во время выполнения теста у вас появляются неприятные ощущения, немедленно прекратите упражнение.

Выполнив тест, сядьте на скамейку и не позднее чем через 5 секунд начинайте считать пульс. Результаты подсчета оцените по следующим данным:

Частота сердечных сокращений (уд./мин):

Женщины (20-46 лет)

79-84 - Отлично

90-97 - Хорошо

106-109 - Выше среднего

118-119 – Посредственно

122-124 - Ниже среднего

129-134 – Плохо

137-145 - Очень плохо

Мужчины (20-46 лет)

81-90 – Отлично

99-102 – Хорошо

103-112 - Выше среднего

120-121 – Посредственно

123-125 - Ниже среднего

127-130 – Плохо

136-138 - Очень плохо

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние семь лет к работе в этом направлении подключились и московские школы.

В рамках федеральной целевой программе “Дети России” был организован ежегодный Всероссийский съезд “Здоровое поколение – Здоровая Россия” и портал www.сайт с целью обобщить и систематизировать накопленный опыт “школ здоровья” страны. Создать и клонировать на все образовательное пространство Российской Федерации отлаженную универсальную систему здоровьесберегающего образования.


По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ - инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт…


Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].Произношение звука [и]…


за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. при письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на…


1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом…


Дезадаптационные состояния учащихся часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со…

Отправляя ребенка в школу, многие родители следят только за успеваемостью, а здоровье малыша отодвигается на второй план. И это в корне не правильно.

«Школьные годы чудесные», но не беззаботные. Вводятся все новые и новые стандарты обучения, к школьникам предъявляют высокие требования, которые также увеличивают с каждым годом. Организм учеников не справляется с нагрузками, развиваются различные «школьные» заболевания. Оканчивая школу, ученик вместе с аттестатом зрелости получает пышный букет заболеваний.

У 90% школьников отмечаются хронические заболевания. Отклонения в здоровье у детей 7-17 лет, носит обобщенное название “школьные” болезни. Естественно «школьные» болезни можно избежать. Но как?

Адаптация в школе

Ребенок, не успев перешагнуть порог школы, сталкивается с рядом задач: учебная программа, новый коллектив, новые условия, школьные нормы поведения. Задача родителей и учителей с первого дня ребенка в школе уделять достаточно внимания к адаптации малыша, иначе в дальнейшем, возможно, пострадает нервно-психическое состояние и физическое здоровье. От того как пройдет первая адаптация в школе, зависит здоровье ребенка и его успеваемость.

Стрессы и неврозы

Многие родители из благих намерений стараются записать сына или дочь во все кружки и секции, но чрезмерная , да еще и секции с кружками, могут привести к или . Хотите этого избежать? Оставьте ребенку время на отдых, игры, спокойный сон, этим самым можно избежать ряд «школьных» болезней.

Снижение зрение

Снижение зрение, по словам медиков, самая распространенная школьная болезнь. Для того чтобы у ребенка не портилось зрение, достаточно выполнять правила:

  • Место для выполнения домашних занятий должно быть удобным и хорошо освещенным.
  • Нельзя позволять ребенку лежа читать
  • Ограничить время для
  • Следить, чтобы в меню ребенка были капуста, морковь, черника, рыба, творог и зелень.

Сколиоз – враг номер один

Сколиоз – враг номер один, одна из самых распространенный «школьных» болезней.

«Сколиоз (греческое слово σκολιός означает – «кривой», латинское слово scoliōsis) – стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Что приводит к сколиозу? Неправильное положение за партой и при ходьбе. Если малыш постоянно сидит с неровной спиной, ходит, ссутулившись, происходит деформация позвоночника, и он постоянно испытывает недостаток кислорода. Появляется быстрая утомляемость, снижается внимание. К тому же, было замечено: дети, страдающие от сколиоза, более зажаты и менее активны и общительны.

Как избежать школьную болезнь сколиоз?

Как избежать школьную болезнь сколиоз? Следить за осанкой!

  • Правильно сидеть за столом: ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом, локти на уровне стола.
  • Правильно ходить: тело при ходьбе должно быть ровным.

Выработать правильную осанку при ходьбе, поможет такой способ:

Поставить малыша спиной к стенке, прижать к ней пятки, икры, ягодицы, лопатки и голову. Запомнить это положение и походить.

Ежедневно выполняя это упражнение, ребенок быстрее научится правильно ходить.

Гастрит

К сожалению, гастрит у школьников распространенная проблема. Эту «школьную» болезнь можно также избежать.

Нужно следить, чтобы ребенок обязательно утром завтракал, но не бутербродами, а кашей, сыром, яйцами, йогуртом. Обедал и не ходил голодным, перебивая аппетит сладостями. Ужин должен быть сытным, но легким. Следует избегать жареной и жирной пищи. В меню ребенка обязательно должны входить кисломолочные продукты: кефир, ряженка. Они улучшают работу пищеварительной системы.

Педикулез

Педикулез среди школьников встречается чаще, чем бы нам этого хотелось. Если вдруг ваше чадо заразилось, не стоит никого ругать и ударяться в панику. Что делать?

  • Срочно лечить, в аптеке достаточно различных средств продается.
  • Сообщить классному руководителю.

«Школьные» болезни, впрочем, как и все остальные, проще предотвратить, чем лечить.

Посмотрите еще

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Профилактика забол еваний детей школьного возраста

Введение

школьный сколиоз аденоид близорукость

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Причиной является - высокая степень умственной нагрузки, усложнение учебных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха активному, снижение пребывания на свежем воздухе ведет к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы или ее избыток, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем), снижению работоспособности.

Из 1 млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого 4 (250000) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. За период обучения среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушения органов зрения и нарушения осанки, в 4 раза - патология органов пищеварения, нервно-психических расстройств. Половина детей школьного возраста имеют отклонения в развитии ОДА (нет парт для разного возраста, столы не имеют наклона, длительное нахождение в статической позе сидя), у 25-30% - в сердечно-сосудистой и дыхательной системах (низкая двигательная нагрузка в школе и дома).

Наиболее часто встречающиеся болезни:

· Сколиоз;

· Близорукость;

· Хронический гастрит и язвенная болезнь;

· Нейроциркуляторная дистония;

· ЛОР - заболевания (аденоиды);

· Атопический дерматит;

· Цистит.

1. Профилактика сколиоза у детей школьного возраста

Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть при взгляде со спины позвонки должны располагаться ровно сверху вниз. При сколиозе линия позвонков отклоняется вправо, влево (С - образный сколиоз), или в обе стороны (S-образный сколиоз).

Сколиоз и нарушения осанки у школьников - большая проблема, ложащаяся на плечи современных родителей.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Наследственность

II. Модифицированные:

· Изменения нервной системы;

· Нарушение эндокринной сферы;

· Изменения со стороны соединительнотканных и костных структур позвоночника.

· Асимметрия надплечий - когда одно плечо расположено выше другого

· Асимметрия стояния лопаток - при развитии сколиоза лопатка на выпуклой стороне деформации становится выше чем лопатка на вогнутой стороне, а формирующийся реберный горб «выталкивает» ее кнаружи.

· Основным симптомом является изменение линии остистых отростков, которая из прямой переходит либо в С либо в S образную сколиотическую дугу.

· Перекос туловища - сколиоз приводит к изменению баланса туловища, когда как показано на рисунки происходит наклон оси туловища в сторону вершины деформации.

Профилактика сколиоза:

1. Первичная профилактика:

· Использование удобной, подходящей по росту мебели;

· Правильно организованное рабочее место;

· Соблюдать правильную осанку всегда;

· Детям необходимо находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день;

· Носить ранец (именно он распределяет нагрузку равномерно на позвоночник);

· Полноценное питание - включающие в рацион молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты (естественные источники кальция и витаминов);

· При длительной сидячей работе (уроки, компьютер) как можно чаще менять позу.

2. Вторичная профилактика:

· Информирование ребенка о наличии у него недуга;

· Выработка и самоконтроль правильной осанки;

· Увеличить двигательную активность;

· Проводить регулярно профилактический курс массажа и гимнастики, в том числе в домашних условиях;

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна);

· Раз в полгода проходить осмотр врача остеопата и выполнять его рекомендации.

2. Профилактика близорукости у детей школьного возраста

Близорукость - заболевание глаз, которое обусловлено неправильной фокусировкой изображения.

Близорукость (миопия) - самое распространенное нарушение зрения у школьников. Если у первоклассников эта патология встречается только примерно в 3% случаев, то к окончанию школы этот показатель составляет уже 25%.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Возраст. Чем раньше начинается близорукость у ребенка, тем сильнее она будет прогрессировать. Рано приобретенная близорукость у детей дошкольного возраста имеет наиболее пессимистичный прогноз по зрению;

· Пол. Близорукостью чаще страдают девочки - в соотношении 55/45;

· Наследственность;

II. Модифицированные:

· Образ жизни - Важное значение имеет сбалансированное питание с нужным количеством белков и углеводов, необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами. С детства следует уделять внимание правильной посадке ребенка при чтении и письме, следить за освещенностью в помещении, не допускать длительных зрительных нагрузок перед телевизором и компьютером.

· Имеющиеся заболевания такие как сколиоз, астигматизм и другие.

Ребенок щурится или хмурится;

Часто жалуется на головные боли;

Держит книги или иные предметы близко к лицу;

Часто мигает или трет глаза;

Ухудшается зрение в ночное время.

Профилактика близорукости:

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

· Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· гимнастика для глаз;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

3. Профилактика хронического гастрита у детей школьного возраста

Хронический гастрит - воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка, сопровождающееся нарушением желудочного пищеварения.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

наследственность,

II. Модифицированные:

a) неправильное питание (большие перерывы между приемами пищи, еда «всухомятку», злоупотребление острой и жареной пищей, продуктами, содержащими пищевые добавки и консерванты),

b) стрессы, связанные с большими нагрузками в школе,

c) гормональный дисбаланс,

d) вредные привычки,

e) хеликобактерная инфекция и забросы желчи в желудок,

g) неконтролированный прием НПВС и ГКС.

Ш бледность;

Ш потеря аппетита;

Ш быстрая утомляемость;

Ш болезненность, дискомфорт под ложечкой;

Ш распирание желудка, его переполненность;

Ш отрыжка;

Ш изжога;

Ш тошнота;

Ш неустойчивость стула (чередование поноса с запором).

Профилактика:

I. Первичная:

· Дети с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию должны находиться под диспансерным наблюдением.

· Родители обязаны формировать навыки здорового питания и следить за соблюдением режима питания: обязательный завтрак дома, обед в школе, полдник, ужин.

· Следует соблюдать режим дня, хорошо высыпаться, избегать эмоциональных перегрузок.

· При необходимости приёма НПВС, ГКС у детей с предрасположенностью к заболеванию, необходимо использовать антацидные препараты.

II. Вторичная:

· Больной должен обязательно соблюдать режим дня и питания.

· Следует избегать эмоциональных и физических перегрузок.

· Ребенок нуждается в полноценном сне, длительность которого должна быть не менее 9-10 часов.

· Недопустимы однообразное питание, недостаток витаминов, торопливость во время приема пищи, еда всухомятку. Необходимы своевременная и интенсивная санация очагов хронических инфекций, лечение лямблиоза, глистных инвазий, соматических заболеваний.

· Важное место в профилактике хронических гастритов занимают эффективное лечение острых воспалений желудка и соблюдение санитарно-гигиенического режима.

· Дети, больные хроническими гастритами, должны находиться на обязательном диспансерном учете у гастроэнтеролога. Два раза в год (осенью и весной) им следует проводить противорецидивное лечение в течение 3-4 недель.

· Курсы противорецидивной терапии включают психический покой, щадящую диету (стол №1 - при повышенной кислотности, стол №2 - при явлениях субацидоза, стол №5 - при гастродуодените), седативные средства; антацидные препараты (при гиперацидозе); лечение минеральными водами (из расчета 3-4 мл на 1 кг массы тела больного ребенка в сутки); витаминотерапию (витамины А, группы В).

4. Профилактика аденоидов у детей школьного возраста

Аденоидные разращения (вегетации) или аденоиды (от греческого aden - железа и eidos - вид) - это патологическое увеличение глоточной миндалины.

Аденоиды (аденоидные вегетации) - это одно из наиболее распространенных ЛОР-заболеваний у детей. По данным статистики в 2000 г. заболеваемость детей от 0 до 14 лет в группе «хронические болезни миндалин и аденоидов» составила 26,8 случаев на 1000 детей и значительно превысила заболеваемость по другим группам хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Наследственность.

II. Модифицированные:

· Перенесенные заболевания такие как: скарлатина, корь, дифтерия и коклюш;

· неправильное питание (в большей степени перекармливание);

· детское ожирение;

· общее переохлаждение;

· гиповитаминоз;

· эндокринные нарушения (как правило, гипотиреоз);

· аллергическая предрасположенность;

· анатомические особенности.

· Затруднение носового дыхания;

· Ребенок дышит ртом;

· Говорит «в нос»;

· Громкое дыхание;

· Прекращение дыхания во сне на несколько секунд (апноэ сна);

· Частые простудные заболевания;

· Частые симптомы заболеваний пазух носа;

· Постоянные инфекции среднего уха у ребенка школьного возраста.

Профилактика:

I. Первичная:

· рациональное питание;

· правильный режим дня;

· физкультура;

· прогулки на свежем воздухе;

· прием поливитаминов.

II. Вторичная:

· закаливание - самых маленьких деток нельзя подвергать воздействию низких температур, но периодически делать воздушные ванны в прохладном помещении просто необходимо. А вот малышей постарше можно обливать прохладной водой во время купания, постепенно снижая градус жидкости;

· своевременное лечение простудных заболеваний позволит предотвратить развитие воспалительных процессов, из-за чего аденоиды не станут активно разрастаться;

· активная витаминизация, особенно в холодное время года, благодаря чему организм получает необходимые полезные вещества и вырабатывает антитела для борьбы с вирусами;

· профилактика медикаментами подходит для любого времени года, благодаря своевременному приему аптечных средств аденоиды сохраняют свой должный вид и размер, однако частое применение лекарств недопустимо для детского организма;

· Дыхательная упражнения (Аист, гуси, ворона).

· Диспансерный учет у ЛОР - 2 раза в год.

Список используемой литературы

1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. 2011 - Руководство по детской офтальмологии.

2. Кильдиярова, Макарова, Денисов: Детские болезни. Учебник. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

3. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп.

4. Т.Г. Авдеева, Ю.В, Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая., Детская гастроэнтерология 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2011

    Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. Особенности физического воспитания, элементы лечебной физкультуры. Профилактика и лечение нарушений осанки. Влияние семейного физического воспитания на здоровье ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2009

    Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Рассмотрение причин возникновения, видов (статический, варусный), признаков, последствий, методов диагностики (ихнография, плантография) плоскостопия у детей дошкольного возраста. Изучение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Причины школьных болезней, профилактика и методы борьбы с ними. Статистика заболеваний в средней школе. Характеристика близорукости, сколиоза, неврастении и гастрита. Их признаки, симптомы и причины. Санитарно-гигиенические условия обучения школьников.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    презентация , добавлен 28.11.2015

    Понятие анемии как инфекционного заболевания, причины ее возникновения в детском возрасте, виды и степень опасности для жизни и здоровья ребенка. Анализ количества анемий у детей младшего и среднего школьного возраста, роль фельдшера в их профилактике.

Еще в 60-е гг. 19 столетия педиатры, обследуя состояние здоровья школьников, обнаружили поразившую их распространенность среди них сколиозов, близорукости, анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными». На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности. Профилактика нарушения осанки. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки. На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника ученика принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников. Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. По этой концепции нарушения осанки и искривления позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы. Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций. И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Как правило, такие подставки изготавливают родители этих семей. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год. Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см. Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток. Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного. Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том. что она обеспечивает преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки. Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимание ежедневная переноска портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь – плоскостопия (опущение продольного и\или поперечного свода стопы). Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Что можно посоветовать? 1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов. 2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д. 3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна. В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой: · Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить; · Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены; · Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца; · Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи; · Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их запомнить. Выполнять это упражнение рекомендуется как можно чаще в течение дня. Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку. Корригирующие упражнения для нормализации осанки: 1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. Профилактика близорукости. Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников. Относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой. Для того, чтобы учитель мог выявить возможные в классе недостатки освещения, приведем наиболее распространенные из них: · Размещение в учебном помещении меньшего количества светильников, чем рекомендовано; · Использование электроламп пониженной мощности; · Отсутствие специальных светильников для местного освещения классных досок; · Несвоевременная замена перегоревших ламп; · Недостаточное использование искусственного освещения в ранние утренние и дневные часы в осенний и зимний сезоны. Среди причин, препятствующих проникновению дневного света в учебное помещение и этим снижающих его естественное освещение, назовем: · Замазывание части оконных стекол краской; · Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий, аквариумов и пр.; · Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окон; · Нерегулярное мытье оконных стекол; · Затемнение окон деревьями вследствие нерегулярной стрижки их кроны и боковых веток. Офтальмологи считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь. Если сопоставить рекомендации по профилактике нарушений осанки с офтальмологическими рекомендациями, то очевидным становится значение рабочей позы школьников не только для сохранения у них нормальной осанки, но и для охраны их зрения. Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. С давних времен и по настоящее время основным способом восприятия зрительной информации у человека было и остается чтение. В школьном возрасте оно становится главным видом учебной деятельности в школе и дома, являясь непременным компонентом освоения любой учебной дисциплины, а также досуга многих школьников. Являясь сложным психофизиологическим процессом, чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников. Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин.Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой. Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте. При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости (более 3,0 Д) могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам. Трудовое обучение и профориентация школьников с высокой степенью близорукости должны исходить из того, что для таких учащихся противопоказана работа в слесарно-механических, столярных, авторемонтных мастерских, а также профессиональная деятельность, связанная с подъемом тяжестей с пребыванием тела в согнутом положении при наклоне головы вниз. Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально и обязательно с учетом заключения специалиста – офтальмолога.