Объемная лепка. Лепка фигур из пластилина

Пластилин — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет работать с ним через любой промежуток времени. Если пластилин жестковат, его нужно размять в руках, пока он не станет мягче.

Цель занятий лепки из пластилина:

■ Вызвать у ребенка интерес к лепке.

■ Познакомить ребенка со свойствами пластилина. Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

■ Научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д.

■ Развивать мелкую моторику.

■ Стимулировать воображение и фантазию ребенка.

■ Развивать координацию пальцев.

■ Научить ребенка заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

■ Научить аккуратности в работе с пластилином.

Материалы и инструменты, которые пригодятся в работе: доска для лепки, стек (палочка для работы с пластилином), пластилин.

Можно при желании надеть на ребенка нарукавники и фартук.

С чего начать?

Так как работать с пластилином немного труднее, чем с соленым тестом, задания для работы с пластилином будут немного другие.

УРОКИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Занятие 1. «Земляничная полянка» (плоские поделки)

Вам понадобится: альбомный лист, пластилин, доска для лепки, фломастер зеленого цвета, стек, картинки с изображением ягод.

Этапы проведения занятия:

■ Нарисуйте веточки земляники на альбомном листе, но ягодку на конце веточки не рисуйте. Ее вы и будете лепить с малышом. Старайтесь не располагать веточки очень близко друг к другу.

■ Покажите ребенку картинку с изображением земляники или клубники.

Рассказ

Так же, как и во время занятий лепкой из теста, расскажите ребенку историю, подходящую по теме.

В лесу, на большой поляне растет маленькая ягодка. Называется она земляника. Ее любят все лесные звери, потому что она сладкая и вкусная.

■ Потом взрослый задает вопросы. Скажи мне: «Какого цвета эта ягодка?» (Красная.) А листики? (Зеленые.) А на какую фигуру похожа земляника? А где растет эта ягода? Как она называется? А какую ты еще знаешь ягоду?»

■ Положите перед ребенком заготовленный лист с веточками и пластилин. Пусть он сам выберет нужный цвет.

■ Отрежьте узкую полоску пластилина — от такого куска удобно отщипывать маленькие кусочки. Покажите ему, как правильно это делать и как правильно на ладошке скатать шарик.

■ Получившийся шарик малыш приклеивает к нарисованной веточке, слегка прижимая. Клей не нужен — пластилин прекрасно будет держаться на бумаге. Не забудьте похвалить ребенка за проделанную работу. Прикрепите поделку на видное место, что бы ребенок знал, его работа нравится. Значит, он молодец!

Вот такая земляничная полянка у вас может получиться

Занятие 2. «Бабочка»

Вам потребуется : картон, пластилин, доска для лепки, карандаш, ножницы, стек.

Приготовьте заранее шаблон бабочки, вырезав фигурку из картона (примерно 10x10 см).

Покажите ребенку изображение бабочки, расскажите, почему бабочка такая красивая, и обратите внимание на то, что благодаря своим нарядным крылышкам ей удается прятаться среди цветов от птиц (рис.).

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски пластилина разных цветов. Предложите ребенку раскатать из каждого цвета пластилина жгутики и нарезать при помощи стека на маленькие кусочки.

■ Ребенок выбирает понравившийся ему кусочек и размазывает его по шаблону бабочки, «закрашивая» ее пластилином.

■ Бабочка готова.

Занятие 3. «Картина»

Вам потребуется: половина картонного листа, пластилин, доска для лепки, стек, карандаш.

Этапы работы:

■ Придумайте вместе с ребенком композицию вашей картины. Это может быть ромашка, домик, рыбка, дерево или просто абстрактная композиция.

■ Нанесите карандашом эскиз будущей картины.

■ Помогите ребенку отрезать маленькие кусочки от пластилина нужного цвета и раскатывать длинные жгутики.

■ Теперь, жгутик к жгутику, выкладывайте композицию. Жгутики можно сворачивать, как улитку, можно выкладывать, как змейку, делать петельки-лепесточки и т. д.

■ Сделайте рамочку, используя жгутики из пластилина, нанесите на него узор с помощью стека.

■ Помогайте ребенку экспериментировать, показывая отдельные элементы и объясняя, что из этого может получиться.

Занятие 4. «Новогодняя елка» (поделка, украшенная бисером)

Вам потребуется : картон, карандаш, ножницы, пластилин, доска для лепки, разноцветный бисер, стек.

Это занятие лучше проводить непосредственно перед новогодними праздниками. Приготовьте шаблон елки, вырезав его заранее из картона.

Спойте вместе с ребенком новогоднюю песенку про елку, прочитайте стишок. Теперь можно приступать к работе.

Этапы работы:

■ Покройте елочку зеленым пластилином, нанося его маленькими кусочками на шаблон и слегка размазывая.

■ Затем украсьте вашу елочку бисером, вдавливая бисеринки пальцем в пластилин.

Можно развесить бисерные «игрушки» в хаотичном порядке по всей елочке или выложить узоры: снежинки и ромбики. Для украшения вашей елочки подойдут маленькие пуговицы, пайетки, стеклярус.

Занятие 5. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

Вам потребуется: картон или доска для пластилина (можно взять металлические или пластмассовые крышечки с приподнятыми краями), пластилин, разной формы карандаши, фломастеры, стержни, крышечки от разных бутылочек и от зубной пасты, зубочистки (в общем, любые предметы, которыми можно оставить отпечаток на пластилине).

Этапы работы:

■ Нанесите на основу тонкий слой пластилина.

■ Придумайте свой рисунок и выполните его с помощью «печатания».

Оттиски на пластилине ставить легче, чем на тесте.

Занятие 6. «Стаканчик для карандашей»

Вам потребуется: невысокая стеклянная банка или пластиковый стаканчик из-под супа быстрого приготовления (стаканчик помойте в теплой воде с мылом, чтобы смыть все остатки жира), пластилин, доска для лепки, разные крупы (горох, рис, гречка, пшено), стек для работы с пластилином, дощечка.

Первый способ.

Этапы работы:

■ Разомните пластилин перед работой, помогите ребенку раскатать несколько жгутов (8-9) толщиной примерно полсантиметра.

■ Покажите ребенку, как приклеивать жгуты на баночку, опоясывая ее колечками, начиная снизу. (Подобная техника описана в занятии «Пирамидка».)

Второй способ.

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски разных цветов.

■ Помогите ребенку раскатать из пластилина разноцветные жгутики и нарезать их стеком на небольшие кусочки.

■ Теперь ребенку останется только «закрасить» подставку для карандашей пластилином, слегка размазывая его по поверхности баночки.

Когда основа готова, можно приступать к декорированию. Здесь ребенку понадобится ваша помощь. Возьмите крупы и наклейте так, чтобы получился какой-нибудь орнамент: например, выложите цветочки, кружочки, ромбики.

Стаканчик для карандашей готов.

Занятие 7. «Гусеничка» (лепка из отдельных форм)

Цель задания : понятие формы. Шар.

Вам понадобится: пластилин разных цветов, доска для лепки, стек.

Этапы работы:

■ Решите, какая у вас будет гусеничка. Спросите ребенка, из каких фигур ее можно вылепливать?

■ Скатайте шарики разных размеров и соедините их, примазывая друг к другу. Соберите гусеничку.

■ Из маленьких шариков сделайте рожки и глазки, с помощью стека сделайте ротик.

Гусеничка из пластилина готова.

Следующие занятия такого типа могут быть посвящены кубу, конусу, цилиндру. Из конусов можно слепить птичку, из разной величины кубиков — забавную кошку и т. д.

Занятие 8. «По грибы» (объемные поделки)

Цель занятия: помимо основных целей лепки из пластилина, это занятие знакомит ребенка с грибами и их видами: белый гриб, лисичку, не забудьте рассказать о коварном мухоморе. Поясните ребенку, что такое съедобные и несъедобные грибы.

Вам потребуется : пластилин, доска для лепки, стек, карточки с изображением грибов.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с изображением грибов.

■ Пусть ребенок выберет, какой гриб будет лепить.

■ Научите ребенка лепить грибы.

Занятие 9. «Пирамидка»

Вам потребуется : доска для лепки, пластилин разного цвета и стек (палочка для работы с пластилином).

Этапы работы:

■ Для начала вылепите стержень — основу пирамидки. Разомните примерно половину бруска пластилина любого цвета и раскатайте из него цилиндр или конус для стержня.

■ Затем сделайте кольца. Возьмите пластилин яркого цвета, отрезаем кусок от бруска и разомните. Покажите ребенку, как скатывать шар: на ладони и на дощечке. Затем раскатайте из шара жгут нужной толщины.

■ Подготовьте пять или шесть жгутов разного цвета.

■ Поставьте стержень на доску. Закрепите его, обернув у основания стержня первый жгут (помогайте ребенку, показывая, как это делается). Получилось первое кольцо.

■ Остальные жгуты ребенок превращает в кольца самостоятельно.

■ Спросите ребенка, чего не хватает вашей пирамидке? Правильно, нужно сделать еще вершину. Придумайте с ребенком, какой формы она будет. Это может быть шар, конус, голова петушка и т. д.

■ Помогите ребенку правильно сделать вершину пирамидки.

Не ограничивайте фантазию ребенка, разрешайте ему лепить то, что он хочет, просто так, для души. Вы удивитесь, насколько развито воображение вашего ребенка.

По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"

Лепка из глины - интересное и полезное занятие. Лепка требует верного глаза, терпения и внимания. Она воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение, художественный вкус.

Познакомимся с общими правилами лепки.

Лепить следует начинать с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным: геометрический орнамент, овощи, фрукты, листья, затем домашних животных и т. д.

Прежде чем начинать лепить, осмотрите предмет со всех сторон, пощупайте его пальцами. Затем поставьте его перед собой и начинайте лепить.

Возьмите из посуды глины столько, сколько нужно для работы. Хорошо помните ее и начинайте лепить. Лепите пальцами обеих рук. Начинайте лепить не с подробностей и деталей, а вначале постарайтесь придать глине общую форму предмета, который вы лепите.

Для начала лучше лепить какой-либо предмет в его натуральную величину. Поэтому размеры лепных вещей на первых порах должны быть не очень маленькие, но и не большие.

Самым верным и основным инструментом скульптора при работе с глиной являются, как мы уже говорили, пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться хорошо работать руками. Работают пальцами различно. В одном случае работают одним пальцем, в другом случае двумя, уплотняя, выравнивая, намазывая глину. Иногда лепят одной рукой, а второй поддерживают работу. Вылепив форму предмета в основном, приступают затем к окончательной проработке. Здесь уже без применения стеков не обойдешься. Проработка изделий производится преимущественно деревянными стеками. Стек с металлическим наконечником применяется в основном для того, чтобы снять лишнюю глину.

Указать все приемы работы руками и стеками невозможно, потому что у каждого мастера имеются свои приемы и своя сноровка.

Работая пальцами или стеками и отделяя кусочки глины от скульптуры, их следует собирать в общий кусок, смачивая водой. Это уменьшает потери глины, обеспечивает чистоту рабочего места.

Подставки для мелких лепных изделий не требуется. Для крупных изделий подставки необходимы. В местах наложения глины в подставки забивают гвозди с железными или фанерными пластинами, которые будут удерживать глину на основании и предохранять ее от сползания. Это делают независимо от формы изделий.

Наложение фона и рисование контура

Когда подставка готова, на нее кладут глину, разравнивают ее по подставке толщиной от 1 до 5 сантиметров, в зависимости от размеров лепимой вещи, то-есть делают так называемый фон - плоскость, на которую будет нанесен рисунок. Размер фона делают на 5-7 сантиметров больше размеров лепимой вещи. Затем на фон острой иглой, шилом, гвоздем, карандашом или концом острого стека наносят контуры лепимой вещи. На контуре далее находят вспомогательные точки, которые необходимы для рельефных вещей. Точками могут служить забитые гвозди или наложенные глиняные бабки. Проверив и согласовав контурные линии и точки, а если нужно, поправив, приступают к лепке: сначала руками, а затем стеком.

Лепка геометрического орнамента

Разберем лепку простого геометрического орнамента на примере пирамиды.

Так как пирамида имеет остроконечную вершину, поднятую из середины основания, то лепить ее следует так: прежде всего накладываем на подставку глины и придаем ей руками форму пирамиды. Затем приступаем к ее проработке стеком. Следите за тем, чтобы вершина пирамиды приходилась точно на середине основания, а грани пирамиды были ровные и острые. Конечно, первая пирамида (или другая лепимая вещь) сначала выйдет недостаточно точной, по следующие работы, несомненно, будут лучше.

Рис. 233. Лепка пирамиды.

Мы рекомендуем, прежде чем приступить к лепке каких-либо вещей, вылепить различные геометрические фигуры выгнутой и вогнутой формы. Ведь каждая вылепленная вещь будет состоять из тех или иных геометрических фигур.

Тренировка по лепке геометрического орнамента очень полезна для начинающих. Научившись лепить геометрический орнамент, можно перейти к более сложному виду лепки - листьев, плодов, овощей и т. д.

Лепка листьев и плодов

До начала лепки плода его необходимо хорошо и тщательно осмотреть, подметить все особенности его строения. Затем на доску или мольберт накладывают фон, выравнивают его, рисуют контуры плода и образуют его основную форму. Проработку плода начинают с резко выступающих контуров.

Разберем, как лепить половину яблока. Накладывают фон, рисуют контуры яблока и накладывают глину. Глине придают форму, соответствующую яблоку. Затем выбирают стеком углубления и ведут детальную проработку яблока, придавая всем ранее нанесенным контурам резкость и четкость.

В таком же порядке лепят и листья, с той лишь разницей, что их лепят с одной лицевой стороны.

Разберем лепку листа. Делаем фон, хорошо его выравниваем и рисуем контур листа. По контуру накладываем глину, придавая ей форму листа. Затем стеком обрабатываем лист по контуру, проводим жилки, делая их более выпуклыми, срезая вокруг них глину стеком, то-есть делая тело листа вогнутым.

Рис. 235. Работа стеком.

Плоды, овощи, листья лучше всего лепить с натуры. Научившись лепить отдельные плоды и листья, можно приступить к лепке целого комплекса листьев: листьев с цветком, листьев с плодами, например дубовых листьев с желудями и т. д.

Вылепленные членами кружка различные овощи, плоды, листья, цветы могут быть потом использованы как наглядные учебные пособия на уроках.

Научившись лепить плоды, листья, цветы, можно попробовать вылепить орнамент состоящий из листьев, цветов и плодов.

Сложный орнамент лепится так. Разобрав последовательно, как лепить отдельные детали, потренировавшись в их лепке, приступают к лепке комбинированного орнамента в целом. Накладывают фон, наносят рисунок, придают глине определенную форму и приступают к проработке отдельных листьев, цветов, завитков.

Лепка различных изделий

Звезда . На подставку накладывают фон, вычерчивают контуры звезды, затем стеками прорабатывают концы звезды. После этого в центре ее рисуют серп и молот; накладывают по контуру глину и обрабатывают ее, придавая нужную форму серпа и молота.

Звезду можно вылепить и другим способом. На доску кладут нужной толщины слой глины, выравнивают его поверхность и вычерчивают контуры звезды и серпа и молота на ней, после чего глину обрезают по контурам звезды. Затем с помощью тонкой иглы глубоко процарапывают по контурам серпа и молота. Прорезав контуры, глину вокруг них срезают стеками, ножом или другими инструментами и исправляют стеками.

Розетки бывают круглые, квадратные, ромбовидные, эллиптические и другой формы.

Служат они для разных целей, и в первую очередь для украшения зданий внутри и снаружи. Нам они пригодятся для украшения углов рамок. Лепят розетки следующим образом. Накладывают фон, на нем вычерчивают контуры, на контуры накладывают глину, придают ей нужную форму и приступают к проработке имеющихся листьев или другого орнамента.

Рамки бывают квадратные, круглые и овальные - эллиптические. Для украшения рамок на их лицевой стороне лепят различный орнамент. Форма орнамента и сложность его бывают различны. Порядок лепки рамки следующий. Прежде всего изготовляют основание рамки, затем наносят на ней контуры лепимого рисунка. После этого приступают к проработке.

Герб СССР лепится высоким рельефом. Профиль земного шара поднимается над венком. Поле между венком и полушарием делают плоским. Солнце делается также плоским, но немного возвышающимся над уровнем поля. Лучи, идущие от солнца, выступают рельефом. Звезда, серп, молот и сетка на земном шаре делаются выступающими. Края ленты, обвивающей колосья, слегка приподнимают. Венок имеет вид приплюснутого полуовала.

Лепят герб в следующем порядке: накладывают фон, на котором рисуют контуры герба. На контуры кладут глину, придавая ей форму деталей герба. Затем приступают к проработке деталей. Точно так же лепят и другие гербы.

Модели зданий . Очень многим членам кружка захочется вылепить дом, в котором они живут, школу, в которой они учатся, или какое-либо другое здание. Лепить здание можно в виде рельефа и в виде массива.

Лепить рельеф здания лучше всего с фасада. Порядок лепки здания в рельефе существует такой: на щит наносят толстый слой глины - фон. На фоне намечают контур здания, ставя пометки в виде точек. По этим точкам проводят линии, образующие контуры стен, на которых отмечают их высоту до крыши, то-есть проводят вторую горизонтальную линию, параллельную первой. После этого намечают местоположение трубы, окон, дверей, крыльца и т. д. Определив основные контуры здания, глину вокруг контуров срезают. Вырезается глина до желаемой глубины и на местах окон и дверей. Крышу прочерчивают линиями, образующими как бы железо, черепицу, шифер или солому.

Если стены здания гладкие, их просто заглаживают, а если они сделаны из камней, то линии, ограничивающие камни, прорезают стеком. Затем, если фасад украшен резьбой, карнизами, приступают к их проработке.

В том случае, когда здание лепится в виде массива, поступают так: сначала сколачивают остов здания из тонких досок или фанеры. Остов оплетают тонкой проволокой или нитками, чтобы на нем крепче держалась глина. Затем остов укрепляют на листе фанеры или на деревянном щите и обкладывают глиной, выравнивая ее по остову линейкой.

Лепные украшения, имеющиеся на здании, прорабатываются после того, как вылеплены окна, двери, карнизы и крыша.

Объемная лепка

Рельефная лепка много проще объемной. Во-первых, при рельефной лепке лепить приходится только одну сторону. Во-вторых, для рельефной лепки не требуется устройства каркаса, а для объемных лепных изделий каркас почти всегда бывает обязателен.

Каркас можно сделать как металлический на деревянной подставке, так и деревянный, сколоченный из тоненьких реек.

Лепить птиц, животных можно и с чучел и с натуры. Из рыбы чучела не сделаешь, но ее можно установить в стеклянной банке, чтобы она не качалась, и залить 10-процентным раствором формалина. В таком состоянии рыба сохранится продолжительное время.

Различная посуда - чашки, графины, кувшины, тарелки, чайники, вазы - также может служить моделями.

Для лепки объемных вещей следует сделать прежде всего каркас и хорошую подставку - доску. Каркас крепится к подставке, и после этого приступают к накладыванию на него глины и ее проработке.

Глина накладывается на каркас руками так, чтобы она как можно плотнее прилегала к нему.

Научившись лепить простые объемные вещи, овощи, фрукты, посуду, можно приступить к лепке рыб, птиц, различных животных и человека.

Интересно вылепить домашних птиц - петуха, гусей, уток, кур, индюшек - и животных - корову, лошадь, козу, овцу, собаку, кошку и т. д.

Перед началом лепки следует присмотреться к повадкам птиц и животных, чтобы подметить наиболее характерное для них: наклон головы, изгиб туловища и т. д.

Вот куры мирно роются в траве, вот над ними появляется ястреб, они немедленно поднимают головы, настораживаются, а петух принимает угрожающую позу. Присмотритесь к клушке с цыплятами. Она отличается от обычной курицы. Клушка ходит нахохлившись, настороженно и не только роется в земле, добывая корм, но и внимательно наблюдает за всем окружающим.

Присмотритесь, например, к спящей кошке. Стоит пискнуть, как сон ее мгновенно пропадает, кошка настораживается, ее глаза округляются, взгляд становится напряженным, вся она подготавливается к тому, чтобы при необходимости совершить молниеносный прыжок. Подобные же наблюдения можно провести за собакой, коровой, лошадью, овцой, козой и т д.

Скульптуры животных и птиц обязательно требуют постамента, на котором они будут покоиться. На постаменте крепят каркас. Правильно сделанный каркас очень помогает работе.

Каркасы бывают деревянные и металлические. Предпочтение следует отдавать металлическим каркасам, которые делаются из проволоки и которым легко можно придать любую форму. Деревянные каркасы обладают тем недостатком, что они впитывают из материала, в частности глины, воду; глина быстро высыхает и трескается. Кроме того, намокая и высыхая, деревянный каркас коробится, и наложенная на него глина образует трещины. Чтобы каркас меньше коробился, его следует до обкладывания глиной хорошо намочить в воде.

Само собой разумеется, что каркас необходим только при лепке изделий большой величины.

Чем занять себя в выходные и как провести время с пользой, вместе с ребенком? На эти вопросы поможет ответить фирма LORI с множеством занимательных наборов для творчества! Мы остановились на «Объемной лепке» из серии Динозавры.

Набор упакован в яркую коробку с изображением динозавра, что очень привлекает внимание ребенка. Также на коробке указана информация о производителе, комплектация, краткое описание и представлены другие варианты объемной лепки различных серий.


В комплектацию набора входит: пластилин, вырубные детали, стек и подробная инструкция. В инструкции указано, что перед началом работы необходимо размять-разогреть пластилин. Но в данном наборе нам не пришлось ничего разминать, т.к. пластилин был мягким и у ребенка не возникло трудностей при оформлении данной поделки.



Первое что нужно сделать - это аккуратно достать вырубные детали из основы. Далее необходимо провести линию на спине динозавра, что и станет границей для разделения цветов. Затем, следуя пошаговой инструкции, необходимо заполнить с двух сторон разграниченные области на фигурке.



Для того, чтобы установить фигурку на основание, необходимо отогнуть нижние лепестки диплодока и прижать их расплющенными шариками пластилина. Основание заполняется расплющенными шариками пластилина зеленых и коричневых цветов. С помощью стека можно вырезать траву и также установить её на основание.



Деревья заполняются аналогичным образом. Данная поделка кропотливая, требует усидчивости, но вместе с тем очень увлекательная и способствует развитию мелкой моторики. Набор предназначен для детей старше 5 лет, моему ребенку 6 лет,сложности при выполнении у нас не возникло. Получилась вот такая замечательная поделка в виде объемного динозавра и осталось много позитивных эмоций от совместного(а главное полезного) времяпрепровождения.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Чебоксары Чувашской Республики

Республиканский конкурс учителей начальных классов Чувашской Республики

«Лучший урок по технологии. В мире профессий»

Тема: Объемная лепка из пластилина. Изделие «Петушок»

Разработала учитель начальных классов

Иванова Ирина Михайловна

Аннотация

Данный урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Этот урок является продолжением одного из видов декоративно-прикладного искусства. Дети на этом уроке из цветного пластилина слепят очень оригинальные и яркие петушки, предназначенные для украшения или для практического применения в быту или в игре.

Лепка - интересное и полезное занятие. Она требует верного глаза, терпения и внимания, воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение и художественный вкус.

Введение

Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по типу созданных изделий, по материалу, из которого изделие создано, по технике обработки материала.

Декоративно- прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, одежде, керамической посуде…. Основоположниками искусства,- писал А.М.Горький - были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные и портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуют наши глаза.

Гончарное ремесло было потомственным занятием, его секреты передавались от деда к отцу, от отца к сыну. К изготовлению изделия привлекались все члены семьи. Мужчины выполняли самые сложные и ответственные операции - работали за кругом, обжигали изделия. Женщины и дети замешивали глину, расписывали посуду, лепили игрушки. Сейчас для лепки применяются различные пластичные материалы: глина, пластилин, воск. На данном уроке мы используем пластилин. Он в отличие от глины долго не сохнет и всегда готов для лепки. На уроке приветствуется творческий подход. Главная и основная цель – научить ребенка понимать и гордиться произведениями народных умельцев и не дать потухнуть проявления творчества, обогащать новыми впечатлениями, стимулировать проявления творческого отношения к труду, самостоятельности.

Поэтому эту тему я считаю актуальной. Урок проводится в первом классе по программе «Школа России». Место урока по программе №6.

Цель урока: Познакомить детей с приемами лепки из кусков пластилина петушка.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с керамическими изделиями разной формы и их назначением.

Познакомить с разными видами и свойствами пластилина.

Развивающие:

Развивать у учащихся мелкую моторику рук.

Развивать у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного.

Воспитательные:

Воспитание интереса к прикладному творчеству.

Воспитывать эстетический вкус.

Планируемы результаты урока:

Личностные:

Стремление к совершенствованию своих умений.

Предметные:

Дети научатся работать по плану.

Извлекать информацию из иллюстраций.

Рационально размещать материалы и инструменты.

Знать значение слов керамика, гончар.

Оценивать результаты своего труда.

Метапредметные:

Уметь определять и формировать цель урока с помощью учителя.

Уметь составлять план и последовательности работы на уроке.

Дать оценку своей работы (Регулятивные УУД).

Уметь извлекать необходимую информацию из услышанного (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в цветовой форме (коммуникативные)

Оборудование: для детей - яркий пластилин любых оттенков, пластиковый нож, стека, две зубочистки, тряпочка для вытирания рук, кусочек картона для подставки.

Для учителя - образцы готовых поделок, пластилин, стеки для работы.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Улыбнулись, тихо сели.

Мы начнем урок труда.

(Проверка готовности к уроку)

    Актуализация знаний

Отгадайте загадку

Не князь по породе,

А ходит в короне,

Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит.

Кто это? (Да, это петух)

Петух - сказочный герой и любимая птица многих народов. У каждого из них есть стишки и загадки о нем.

Кто придумал эту песню?

Золотистый петушок,

На плетень взлетев, поет

Ку-ка-ре-ку-у!!!

Ку-ка-ре-ку-у!!!

Да, это слово из песни чувашского народа.

III . Самоопределение к деятельности

Чувашский народ тоже любил лепить из глины разную посуду, свистульки, фигуры животных и птиц.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Какова тема сегодняшнего урока? (Сегодня мы с вами познакомимся с приемами лепки из кусков пластилина петушка. Приветствуется творческий подход.

IV . Работа по теме урока. Вводная беседа.

Издавна многие города и села России славились изделиями своих керамистов - игрушечников (керамист -мастер керамики -гончарного искусства, греч: Keramas -глина). Какой неповторимой становится глиняная игрушка именно благодаря росписи! Но и пластилин тоже можно украшать узорами «Круги», «Колечки», «Линии».

Пластилин - искусственная, очень пластичная масса. Различают пластилин скульптурный и детский. Так же как и лепную глину, при создании оригиналов скульптур, проектировании и подготовке образцов лепки архитектурных изделий, муляжей и игрушек скульптуры, художники, макетчики и лепщики применяют скульптурный пластилин.

Этот пластилин имеет обычно серый или зеленовато-серый цвет. Для нашей работы лучше всего пользоваться детским пластилином.

Наличие разноцветного пластилина дает возможность передавать в процессе лепки не только форму, но и цвет предметов. Непосредственно перед работой пластилин как следует разминают, что повышает его пластичность. Для этого брусок пластилина мнут в руках, сгибают и разгибают его в разных направлениях много раз. При хранении пластилин предохраняют от высыхания- коробки надо держать закрытыми, а отдельные куски пластилина заворачивают в клеенку. Поэтому хранить изготовленные изделия нам будет трудно.

Существует основные приемы лепки - скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.

Работа по учебнику стр.7.

Знакомство с приемами работы с пластилином.

Просмотр презентации и последовательность изготовления.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить порядок действий петушка. Проговорите, что вы будете делать сначала, а что потом. (Дети работают в паре)

Правила работы с пластилином.

Вспомним правила работы с пластилином.

Приемы работы с пластилином:

    Отрезать

  1. Раскатать

  2. Сплющить

  3. Перекрутить

    Прищипнуть

    Вытянуть

Правила поведения при работе с пластилином

    Не бросайся пластилином следи, чтобы не падал на пол

    Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.

Не трогай тетрадей, книг, ластика-везде будут жирные пятна.

    Лепку выполняй только на специальной полоске

    Перед началом работы смочи руки водой

    Перед работой разогрей пластилин в руках

    После работы вытри руки с салфеткой и вымой теплой водой с мылом

    Храни пластилин в коробке отдельно от тетрадей и книг

V . Физкультминутка

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали (ходьба на месте)

На носочках потянулись (руки назад)

Как пружинки мы присели (выпрямиться и сесть на месте)

VI . Продолжение работы по теме урока

1)пальчиковая гимнастика (поочередно прикасаться подушечками пальцев; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т д.

Пальчики проснулись,

Пальчики встречались

Бегали, играли

Дружно попрощались.

План лепки петушка из пластилина:

Шаг 1. В качестве основного цвета мы решили использовать желтый пластилин. Скатываем целый брусок в шарик.

Шаг 2. Скатываем шарик поменьше и соединяем с большим шаром. Наша заготовка получится вот такой формы.

Шаг 3. Крылья сделаем из зеленого цвета. Создаем из массы шесть деталей в виде капли. После склеиваем их по три штуки вместе и расплющиваем. Фиксируем полученные крылья по бокам основы.

Шаг 4. Гребешок и сережки создадим таким же образом из красного пластилина. Приклеиваем заготовки к голове петуха и немного сплющиваем их пальцами.

Шаг 5. Создание клюва и глаз. Из светло-бежевого пластилина скатываем мини - конус, надрезаем его кончик стекой и приклеиваем над сережками. Намечем круглым кончиком стеки место для глаз. Затем скатываем белые и черные шарики и вклеиваем их в середину. Так же обрабатываем шариком гребешок и сережку.

Шаг 6. Для лепки пышного хвоста петуха можно использовать сразу несколько оттенков массы, например, синий и фиолетовый. Формируем из приготовленных брусков тонкие продолговатые заготовки. Расплющиваем их и прорезаем фактуру перышек, а после придаем им красивую изогнутую форму. Присоединяем хвост к туловищу петуха, так же прорезаем фактуру на зеленых крыльях.

Шаг 7. Теперь сделаем ножки

Шаг 8. Подставка

Петух готов.

Творческая работа.

Дети самостоятельно выполняют свое изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

VII . Рефлексия

Что было трудным?

Оценка своего изделия.

Над поделкой надо еще потрудиться.

Поделка сделана хорошо

Поделка сделана на отлично

VIII . Выставка работ учащихся

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

IX . Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Уборка рабочего места

Правила уборки своего рабочего места

1) Положи готовые или не готовые изделия, выполненные на уроке в коробку

2) Собери со стола и с пола пластилины по цветам и убери в коробку

3)Стекой почисти рабочую доску, парту

4)Протри стеку и парту тряпкой. Стеку и принадлежности убери в коробку.

5)Тщательно вытри руки тряпкой и вымой с мылом.

6)Пожалуйста, во время работы не забывай самые важные правила технологии: безопасность, аккуратность, экономичность, эстетичность.

Самоанализ урока

Урок технологии в 1 классе по программе «Школа России». Место урока по программе №6.

Цель урока: Познакомить детей с приемами лепки из кусков пластилина петушка.

Задачи урока:

1) Обучающая : Познакомить с керамическими изделиями разной формы и их назначением.

2) Развивающая: Развивать у учащихся мелкую моторику рук.

3) Воспитательные: Воспитание интереса к прикладному творчеству.

Для достижения цели урока были использованы оборудования и материалы: для детей - яркий пластилин любых оттенков, пластиковый нож, стека, две зубочистки, тряпочка для вытирания рук, кусочек картона для подставки. Для учителя - образцы готовых поделок, пластилин, стеки для работы.

Для усвоения учебного материала были применены методика технологии критического мышления, использованы формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Для мотивации на уроке были использованы творческие задания. В течение урока проведена физкультминутка, направленная на корректировку зрения, рук, туловища.

Домашнее задание дано в соответствии с изученной на уроке теме.

Проведена рефлексия урока: учащимся очень понравился урок. Выставлены всем учащимся оценки за урок, оценки комментировались.

Цели урока достигнуты.

Литература:

Цирулик, Н.А. Умные руки [Текст]: учебник 1кл./ Н.А.Цирулик, Т.Н. Проснякова. – М.: изд. Центр «Академия», 2010.

Положение

Пластилин является одним из лучших материалов для развития ребенка. Лепить пластилин можно начинать а для ребенка 5-6 лет этот процесс станет увлекательным и очень интересным. Из этого материла может создать и объемные фигуры, и аппликации из пластилина на картоне. Когда ребенок лепит из пластилина, у него тренируются мышцы пальчиков, что благоприятно влияет на речевое развитие.
Самое главное, что аппликация из пластилина для детей необходима, она развивает их воображение и фантазию. При этом малыш изучает свойства материала, в том числе его свойство приклеивания.

Родителям стоит совместно заниматься с ребенком созданием аппликаций из пластилина на картоне. Во-первых, малышу может понадобиться помощь в рисовании шаблона или лепке некоторых деталей. Во-вторых, с мамой процесс станет намного интересней и увлекательней, ребенок будет занят созданием индивидуального шедевра.

Виды аппликаций из пластилина

Из пластилина можно создать разные аппликации. Они могут быть плоскостными или объемными.


Пластилиновая картина может состоять из деталей, что сложены из маленьких шариков. В таком случае она становится похожа на мозаику.

Кроме этого, чтобы упросить задачу малышу, можно нарисовать шаблон. Но стоит помнить, что аппликация из пластилина для детей является безграничным простором для фантазии, поэтому можно предоставить чаду возможность создавать картину без шаблона.

Если вы решили с ребенком создать пластилиновую аппликацию, тогда стоит выбрать материал на основе воска. Он значительно мягче и легко будет поддаваться в детских руках. Это позволит малышу создать любую фигуру, скатать шарик или жгут, слепить лепесток и другие детали.

Картины из пластилина можно создавать на любых подручных средствах: одноразовой посуде, дисках, куске пластика и так далее. Но все же чаще всего основой выступает картон . Чтобы на нем не осталось жирных пятен, его необходимо защитить полиэтиленовым пакетом или другим иным способом.

Техники создания аппликаций из пластилина

Картина из пластилина на картоне может быть создана при помощи одной из многочисленных техник. Ниже приведено несколько техник, которые помогут вашему малышу интересно провести время, создавая пластилиновую картину.

Техника размазывания

При использовании этой техники можно использовать готовый шаблон, либо же дать полную волю фантазии. Если используется шаблон, то сперва его необходимо нарисовать. Затем малыш хорошо разминает пластилин, чтобы он стал максимально мягкий. Небольшой кусочек мягкого пластилина нужно положить на картон и размазать его, заполняя нужное пространство, например, озеро или дерево. Отдельные детали, как на рисунке выше, можно сделать объемными. Это сделает аппликацию еще красивее.




Важно знать, что перед тем, как приступить к работе с другим цветом, дощечку нужно хорошо очистить от пластилина. Сделать это проще всего при помощи ножичка. Чтобы пластилин не лип к рукам, их нужно смачивать в воде, поэтому на столе должен быть стакан с водой и несколько салфеток, чтобы очистить руки от прилипшего пластилина.

Техника жгутиков

Очень оригинально и необычно будет выглядеть пластилиновая картина из жгутиков.

Процесс создания такой аппликации для малыша станет еще увлекательней. Мама рисует шаблон будущей аппликации. В это время малыш выбирает нужный цвет пластилина. Материал нужно размять и раскатать в жгутики разной длины. После этого из полученных жгутиков нужно сложить нужные детали. Их необходимо приложить к картонной основе и прикрепить.


Начать можно из несложных аппликаций, например, стрекозы или нескольких цветков. Затем перейти к более сложным работам, например, зверюшкам.

Техника мозаики

Из маленьких разноцветных шариков из пластилина можно создать аппликацию в виде мозаики. Это может быть бабочка, рыбка, цветочки и так далее.

При использовании такой техники также лучше иметь шаблон, детали которого ребенку предстоит заполнить маленькими разноцветными шариками. Малышу понадобиться немало терпения, чтобы создать такой шедевр. Но если маме удастся заинтриговать малыша, то он не покинет процесс, пока пластилиновая картина не будет готова.

Создание такой аппликации позволяет в ребенке развить усидчивость и терпение. При помощи таких занятий чадо можно научить завершать начатые дела.

Техника объемных аппликаций из пластилина

Эту технику можно назвать одной из самых распространенных. Из пластилина малыш и мама создают отдельные детали, которые затем соединяют на картоне в общую композицию. Если аппликация сложная, то лучше использовать шаблон. Простую картину можно творить без предварительного рисунка. Ребенок может самостоятельно размещать элементы композиции и подбирать цвета. Это развивает его творческие способности.

Чтобы создать аппликацию из таких вот красивых зеленых березок, шаблон не нужно рисовать. Позвольте ребенку самостоятельно расположить деревья, листики, траву и другие детали.

Соединение разных техник

Помните, что создать картину из пластилина на картоне можно, использовав несколько техник. Например, контуры можно сделать из жгутиков, а внутри детали заполнить шариками или размазыванием. Творите все, что позволяет вам ваша фантазия.

В данном случае взята картинка с цветами. Цветы нарисованные превращены ребенком в объемные, где размазыванием, где жгутиками, где скатанными из пластилина шариками. Ребенком придумана и добавлена бабочка. Девочке очень понравилась картинка, потому и украшение ее пластилином было в удовольствие.

Таким образом для аппликации из пластилина можно взять любую понравившуюся малышу картинку или использовать шаблон с эскизом картинки.

Готовые шаблоны аппликации вы можете найти без проблем в интернете. Вам останется только скачать их и распечатать, а затем заняться творческим процессом со своим малышом.

Помните, что аппликации из пластилина – это замечательная площадка для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Но кроме этого, делая аппликацию из пластилина, малыш может с пользой и интересом провести время.