Народный комиссар иностранных дел ссср. Народный комиссариат иностранных дел Народный комиссар иностранных дел 1939

МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

Не только самого наркома, но и коллегию Наркомата иностранных дел, состоявшую из пяти человек, утверждало политбюро, руководителей отделов - оргбюро ЦК. Коллегия НКИД состояла из самого наркома, его первого заместителя Николая Крестинского (бывший секретарь ЦК, отошедший от партийных дел из-за близости к Троцкому), второго заместителя Льва Карахана, красивого и приветливого человека, который женился на известной балерине, и Бориса Стомонякова, давнего знакомого Литвинова.

Чичерин считал Карахана «очень тонким, блестящим, талантливым политиком», а Стомонякова недолюбливал: «сухой формалист, без гибкости, без политического чутья, драчливый, неприятный, портящий отношения». Литвинов, напротив, отличал Стомонякова, а Карахана терпеть не мог. Стомонякова хотели отправить в Берлин, но он отказался и со временем стал заместителем наркома. Должность пятого члена коллегии НКИД осталась незаполненной.

Литвинов, став наркомом, продолжал курировать 3-й отдел - близкие ему англосаксонские и романские страны. 2-м западным отделом - Центральная Европа и Скандинавия - руководил Крестинский. Нарком был сух и резок, возможно подражая стилю Сталина. Но с Литвиновым можно было спорить. Дискуссии в Наркоминделе прекратились только с приходом Молотова.

Крестинский оставался доступен и прост. Николай Николаевич проработал в Наркоминделе до весны 1937 года, когда его внезапно перебросили в Наркомат юстиции и почти сразу арестовали. Его сделали одним из главных обвиняемых на процессе по делу «антисоветского правотроцкистского блока» в марте 1938 года.

В мае 1933 года заместителем наркома по дальневосточным странам (Япония, Китай, Монголия) назначили Григория Яковлевича Сокольникова, который сыграл важную роль в Гражданской войне, потом стал наркомом финансов и кандидатом в члены политбюро. Он тоже считался близким к Троцкому человеком, и в 1929 году его отправили полпредом в Англию. Осенью 1932 года Сокольников попросился домой. Его назначили в Наркомат иностранных дел. Он некоторое время занимался отношениями с Монголией, а потом стал заместителем наркома, но не надолго. Отношения с Литвиновым у него не сложились, в 1934 году число замов в наркомате сократили, а Сокольникова перевели первым замом в Наркомат лесной промышленности. В 1936 году его арестовали, приговорили к десяти годам тюремного заключения. Он был убит в тюрьме.

Лев Михайлович Карахан оставался заместителем наркома по ближневосточным странам (Афганистан, Персия, Турция, аравийские страны). У Карахана, близкого к предыдущему наркому - Чичерину, не сложились отношения с Литвиновым. Максим Максимович своего зама недолюбливал, поэтому при нем Карахан перестал замещать руководителя ведомства во время командировок наркома.

В мае 1934 года с поста второго заместителя наркома Лев Михайлович был отправлен послом в Турцию. Карахан скучал в Анкаре, просился на более деятельную работу. 31 декабря 1936 года он писал наркому обороны Ворошилову, с которым был на «ты», жалуясь, что угнетен своим нынешним положением, что по линии НКИД перспектив у него нет и он бы ушел на другую работу: «Я все возвращаюсь мыслями к НКВД. Там я мог бы быть полезен. Там идет большая работа по иностранным делам, и я мог быть неплохим помощником Ежову».

Поразительно, что даже высшие чиновники тогда так плохо ориентировались в том, что происходит. В НКВД Караханом действительно заинтересовались. Но с другой целью. Его отозвали в Москву только для того, чтобы арестовать и расстрелять…

В 1934 году коллегии во всех наркоматах, в том числе в НКИД, ликвидировали. При Чичерине на совещаниях шли настоящие споры, члены коллегии, тот же Литвинов, позволяли себе не соглашаться с наркомом, писать в ЦК, отстаивая свою позицию. Но Сталин решил, что коллегии - административное излишество. Политбюро приняло решение: «В интересах доведения до конца принципа единоначалия в управлении наркоматами считать целесообразным ликвидировать коллегии наркоматов, оставив во главе наркоматов наркома и не более двух замов».

Вместо четырех заместителей Литвинову оставили двоих - Крестинского (первый зам) и Стомонякова (второй). Это укрепило его власть внутри наркомата. Тем более что в начале 1934 года Литвинова избрали членом ЦК.

Стомоняков руководил 1-м западным отделом (отношения с Польшей и Прибалтикой). Это был главный отдел, потому что отношения с Польшей оставались определяющими для тогдашнего советского руководства, и Борису Стомонякову нарком доверял больше других. Когда в наркомате начались массовые репрессии, Литвинов приложил усилия, чтобы спасти Стомонякова, который в момент ареста пытался застрелиться и попал в тюремную больницу. Литвинов попросился на прием к Сталину. Понимая, чем рискует, твердо сказал:

Я ручаюсь за Стомонякова.

Сталин ответил:

Товарищ Литвинов, вы можете ручаться только за себя.

Стомоняков был уничтожен. Из всего руководства наркомата выжил только сам Максим Максимович…

Штат полпредств поначалу был небольшим - сам полпред, советник, первый секретарь, военный атташе, генеральный консул. Дальше шел технический персонал - секретари консульства, завхоз, шифровальщик, охрана из ОГПУ (затем НКВД).

Москва следила за тем, чтобы советские дипломаты жили скромно. В 1926 году в протоколе заседания политбюро записали:

«1. Полпредам и торгпредам в Германии, Латвии и Эстонии объявить строгий выговор за допущенные излишества и разгул в день 9-й годовщины революции, компрометирующие нашу Республику в глазах рабочих.

2. Поручить НК РКИ собрать исчерпывающий материал по этому делу и представить проект мер о жестком регламентировании расходов всех полпредств и торгпредств, исходя из необходимости сократить их в два раза».

Муза Васильевна Канивез, жена Федора Раскольникова, который был полпредом в Афганистане, Эстонии, Дании, Болгарии, оставила воспоминания о посольской жизни. Когда они с мужем приезжали в Москву в отпуск и искренне говорили, что им надоело жить вдали от родины, один из коллег шепотом отвечал:

Не спешите, Музочка, вернуться из-за границы. Здесь адская жизнь.

Уже тогда сотрудники полпредств старались на людях хаять страну пребывания и вообще заграничную жизнь. Они знали, что среди слушателей обязательно окажется секретный сотрудник госбезопасности, который бдительно следит за моральным состоянием аппарата полпредства. Если советскому дипломату нравилась буржуазная действительность и он не умел это скрыть, его быстренько возвращали на родину. А уже очень многим хотелось поработать за рубежом - на родине было голодно и скудно.

Некоторые дипломаты вообще предпочитали не возвращаться. Только за один год, с осени 1928 по осень 1929 года, семьдесят два сотрудника загранаппарата отказались вернуться в Советский Союз. Отбор на загранработу стал еще более жестким - не пускали тех, у кого обнаруживались родственники за границей, «непролетарское происхождение» или отклонения от партийной линии.

В 1929 году проблема обсуждалась на заседании политбюро. «О беспорядках, выявленных в советских загранпредставительствах» доложил старый большевик Борис Анисимович Ройзенман, член президиума Центральной контрольной комиссии и член коллегии Наркомата рабоче-крестьянского контроля. Он занимался загранкадрами и проверкой работы загранучреждений.

Постановили:

«а) Поручить наркомату рабоче-крестьянской инспекции представить в Политбюро конкретные предложения во всем вопросам, вытекающим из доклада тов. Ройзенмана (список отзываемых лиц, сокращение штатов и пр.), а также по следующим вопросам, возникшим в связи с его докладом:

1) уничтожение секретных фондов во всех заграничных полпредствах,

2) максимальное сокращение существующих представительств различных организаций,

3) недопущение образования новых представительств без специального разрешения и регистрации их в НК РКИ.

б) Создать комиссию для изучения причин, вызывающих разложение наших работников за границей и отказы возвращаться в СССР».

В двадцатых годах дипломатический корпус состоял из старых большевиков, людей образованных, бывавших за границей, знавших языки. В тридцатых за рубеж стали посылать «выдвиженцев», как тогда говорили, то есть мобилизованных на дипломатическую работу партийцев, совершенно неподготовленных и не «испорченных» знаниями иностранных языков. Общение с иностранцами дозволялось только дипломатам. Остальные - то есть технический и административный аппарат полпредства - должны были вариться в собственном соку. Это порождало в небольшом коллективе конфликты похуже, чем в тесной коммунальной квартире. Ссорились, писали друг на друга доносы полпреду и прямо в Москву. Все уезжавшие за границу сдавали партийные билеты, но в полпредстве проходили собрания партячейки, могли раскритиковать и полпреда, сообщив свое мнение в аппарат ЦК.

Старались за границу никого без особой нужды не выпускать. В 1930 году политбюро постановило:

«1. Временно, впредь до особого постановления ЦК: запретить командировки за границу театров, спортивных команд, делегатов на выставки, литераторов, музыкантов и т. п., а также, как правило, делегатов на научные съезды. Исключения допускать лишь в каждом отдельном случае по особому постановлению ЦК.

2. Сократить планы ведомств по заграничным командировкам, за исключением командировок на учебу, особенно жестко урезать командировки по операциям, которые могут быть проведены аппаратом торгпредств.

3. В целях сокращения сроков командировок признать необходимым выдачу заграничных паспортов на ограниченные сроки (3–6 месяцев).

4. В целях повышения ответственности ведомств запретить комиссии ЦК по выездам рассматривать командировки, не утвержденные наркомом (в промышленности - персонально утвержденные председателями объединений и уполномоченным на то заместителем председателя ВСНХ). Вместе с тем ответственность за персональный подбор командируемых возложить на одного из членов коллегии по утверждению ЦК.

5. Комиссии ЦК по выездам совместно с валютным управлением наркомата финансов разработать и в декадный срок представить на утверждение ЦК прожиточный минимум для каждой страны, куда даются командировки, а также стоимость (валютная ее часть) проезда. Размер выдачи валюты на каждую поездку утверждать в комиссии по выездам. Категорически запретить как ведомствам, так и торгпредствам под страхом уголовной ответственности производить какие-либо дополнительные выдачи валюты командируемым.

6. В случае досрочного выполнения заданий или дискредитирующего поведения командируемых представители Рабоче-крестьянской инспекции сообщают об этом полпреду и торгпреду на предмет откомандирования в Советский Союз.

7. Предоставить право полпредам по предложению представителей РКИ в 24 часа откомандировывать в Москву лиц, находящихся в заграничных командировках».

Сами полпреды позволяли себе возражать наркому и оспаривать его указания. Вообще вели себя достаточно самостоятельно. Наркомат наводил дисциплину с помощью постановлений политбюро. Скажем, в 1926 году приняли такое решение:

«Об отлучках работников полпредств

б) Ввиду заявления НКИД о том, что в парижском полпредстве одновременно (без разрешения НКИД) ушли в отпуск тт. Раковский и Давтян, предложить НКИД немедленно принять меры к тому, чтобы полпред (или советник) был вызван на место своей работы в Париже.

в) Обязать НКИД принять меры к тому, чтобы впредь вопросы об отлучках (об отпусках, выездах в Москву и т. п.) основных работников полпредств производились с разрешения НКИД, а в нужных случаях и ЦК.

г) Разослать это постановление всем полпредам…»

До начала массовых репрессий дипломатическая служба, как, впрочем, и вся жизнь в стране, еще не устоялась. Многое решали личные отношения и связи в центральном аппарате. В двадцатых годах (очень широко) и еще в начале тридцатых некоторые полпреды - бывшие крупные партийные работники - напрямую обращались к членам политбюро, с которыми у них были личные отношения, а то и к самому Сталину. Партийный статус Литвинова был выше, чем у Чичерина, но он не принадлежал к верхушке, поэтому недавние партийные работники не чувствовали себя его подчиненными. Хотя Литвинов, как и его преемники, требовал, чтобы все обращения наверх шли через наркомат.

Полпред в Чехословакии Александр Яковлевич Аросев жаловался Сталину: «Ведомство не хочет, чтобы полпред имел возможность непосредственно сноситься с политбюро или его членами. Ведомство хочет, чтобы на всех постах стояли его чиновники». Аросев не упускал случая отметить, что Литвинов близок к правым, а замнаркома Крестинский - и вовсе троцкист. Литвинов ничего не мог поделать, потому что Аросев когда-то учился вместе с Молотовым, а с Ворошиловым отбывал ссылку.

Сталин не возражал, когда полпреды обращались к нему напрямую. Советских представителей в наиболее крупных странах он принимал у себя в Кремле. Это позволяло получать дополнительную информацию, в том числе о взаимоотношениях внутри наркомата, хотя никакой самодеятельности дипломатам генеральный секретарь не позволял. Главным в сталинской дипломатии было сознательное самоограничение: каждый должен заниматься тем, что ему поручено, точно и буквально исполнять указания руководства.

Посол в Швеции Александра Михайловна Коллонтай записала в дневник в 1933 году после встречи со Сталиным: «В нашей работе не надо быть инициативной. Надо «проводить задания».

22 декабря 1933 года Литвинов жаловался Сталину относительно кадровых назначений в полпредстве в США, из-за которых он разошелся во мнениях с полпредом Александром Трояновским: «Вы неоднократно (и еще на днях) упрекали меня, что я не пользуюсь своим авторитетом наркома в своих сношениях с полпредами. Вы, вероятно, согласитесь, что не может быть этого авторитета у наркома, когда при его конфликте с полпредом по делу, в котором полпред ничего не может понимать, ЦК всецело решает вопрос в его пользу…»

Став наркомом, Литвинов обновил состав послов, бывших политиков сменяли первые профессиональные дипломаты. Подбором дипломатических кадров занимался организационно-распределительный отдел ЦК, в котором был заграничный сектор. На дипломатическую работу переводили с партийной, брали людей с производства. Им зачастую не хватало элементарной подготовки. В 1934 году политбюро утвердило проект постановления Совнаркома о передаче из резервного фонда в распоряжение Наркомата иностранных дел средств, необходимых для организации Института дипломатических и консульских работников. Его слушателям также решением политбюро предоставили отсрочку от призыва в армию и освободили на время учебы от военных сборов.

Непосредственно дипломатами занималась комиссия по проверке товарищей, вернувшихся в СССР с заграничной работы. Она существовала внутри аппарата партийной инквизиции - Центральной контрольной комиссии.

11 августа 1937 года Георгий Максимилианович Маленков, восходящая партийная звезда, заведующий отделом руководящих парторганов ЦК, докладывал Сталину: «По Вашему поручению отобрано пятьдесят работников для Наркоминдела. Все эти работники проверены в Орграспредотделе ЦК ВКП(б), а также и через НКВД. Каждого из отобранных товарищей я принимал, после чего с ними знакомился тов. Литвинов».

В 1938 году ввели новое правило: все работающие за границей должны приезжать в отпуск на родину, чтобы чекисты могли к ним присмотреться.

В решении политбюро записали:

«1. Установить, что работники заграничных учреждений СССР обязаны свой отпуск проводить в Советском Союзе.

2. Предложить наркоматам оплачивать проезд работников заграничных учреждений СССР, приезжающих в отпуск в Советский Союз».

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Маленький нарком» После того как в 1937 году Генриха Ягоду арестовали, новым главой НКВД стал Николай Ежов. Поговаривали, что «маленький нарком» обожал не только стрелять из пистолета, но и лазить по подземельям.Безопасности метрополитена он уделял не меньше внимания, чем

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 34. Заместители С.П. Королева С.О. Охапкин (слева) Заместители С.П. Королева С.О. Охапкин

автора Калашников Максим

Последний сталинский нарком Последняя попытка Сталина спасти положение провалилась. Надо было что-то делать. И коль потерпели неудачу идеологи, вперед выступил деятель экономики. А именно – Алексей Косыгин, сталинский выдвиженец. Правая рука Императора в труднейшем

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Баталин, последний нарком… Между тем, независимо от ВПК, еще одна группа переломить гибельные тенденции в стране, начиная контрпроект – русскую экономическую реформу Баталина.Юрий Петрович последний нарком Советского Союза.В позднем СССР Юрий Баталин и его шеф, глава

Из книги ЦРУ и другие спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Первые заместители директора ЦРУ Дуглас, Кингмэн (Douglass, Kingman)16 апреля 1896 - 8 октября 1971.Родился в г. Оак-Парк, штат Иллинойс. В 1918 г. окончил Йельский университет, получив степень бакалавра гуманитарных наук.Работал в банковской сфере.Во время 2-й мировой войны призван в

автора Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ УЕЗЖАЕТ ЛЕЧИТЬСЯ Чичерину назначили двух заместителей - больше в те годы не позволялось. Вся коллегия наркомата состояла из четырех-пяти человек. Первым заместителем был старый большевик Максим Максимович Литвинов, вторым - Лев Михайлович Карахан. С Караханом

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ЛИШЬ БЫ НАРКОМ НЕ СБЕЖАЛ Состояние Чичерина ухудшалось, и наконец стало ясно, что вылечить его невозможно. Сейчас же отношение к нему в Москве переменилось. Он перестал быть нужным, и сразу стало жалко тратить на него деньги. Кроме того, в политбюро возникла другая

Из книги Фрунзе. Тайны жизни и смерти автора Рунов Валентин Александрович

Нарком В минувшем году мы Красную Армию сократили с 610 тыс. до 562 тыс. человек, т. е. уменьшили ее на 50 тыс. человек. А при нашей территории и международном положении ясно, что даже в 600 тыс. человек - маленькая армия… В отношении подготовки мы далеко отстаем от уровня

Из книги Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 автора Фельштинский Юрий Георгиевич

5. Нарком иностранных дел Лишь ощупью Троцкий пытался найти наиболее целесообразные подходы к налаживанию внешнеполитической деятельности большевистского правительства. В литературе часто можно встретить утверждение, что он поначалу совершенно пренебрежительно

Из книги Сталин и заговорщики сорок первого года. Поиск истины автора Мещеряков Владимир Порфирьевич

Часть 2. Нарком ВМФ Кузнецов вспоминает… Мы уже обращались к воспоминаниям адмирала Кузнецова изложенные в его книге «Курсом к победе», а также, приводили его интервью, данное историку Куманеву. Но у него есть еще книга «Накануне». Она тоже представляет определенный

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги Спецслужбы первых лет СССР. 1923–1939: На пути к большому террору автора Симбирцев Игорь

Первый нарком в НКВД Назначение Сталиным главой НКВД 10 июля 1934 года Ягода явно воспринял как должное, не подозревая, что начался его путь к эшафоту. А пока на пике своего величия он стал членом ЦК партии, а вскоре и наркомом внутренних дел со званием генерального комиссара

Из книги 1937 год: Элита Красной Армии на Голгофе автора Черушев Николай Семенович

Нарком военно-морского флота Выстрел Гамарника прозвучал 31 мая – и должность начальника Политуправления РККА стала вакантной. Реально на нее претендовать могли прежде всего армейский комиссар 2-го ранга Гайк Осепян – действующий заместитель Яна Борисовича и бывший

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Нарком Ежов становится писателем

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Нарком боеприпасов Б. Ванников «Доставлен из тюрьмы» В первых числах июня 1941 года, за две с половиной недели до начала Великой Отечественной войны, я был отстранен с поста Наркома вооружения СССР и арестован. А спустя менее месяца после нападения гитлеровской Германии

Из книги Сталин автора Белади Ласло

НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ Циркулирующий среди некоторых товарищей проект восстановления старых губерний (Тифлисская, Бакинская, Эриванская) с единым закавказским правительством во главе является, на мой взгляд, утопией, притом утопией реакционной, ибо такой

За последние три месяца в распоряжение Российского и Украинского Советских Правительств поступил ряд про­веренных сведений из самых разнообразных источников, бес­спорно свидетельствующих о подготовляющихся на террито­рии Румынии, Буковины и Бессарабии военных действиях против Советских Республик. Союзные Советские Прави­тельства считают необходимым настоящей нотой довести до сведения Румынского Правительства о целом ряде таких фактов.

Перехваченный советскими властями в начале мая пет­люровский агент, прибывший из Бессарабии, сообщил сле­дующее о своем пребывании в румынском военном штабе в Бендерах: «В конце апреля я перешел границу у деревни Ропполаи. Я пошел на румынский пост, и, так как я не умел объясняться по-румынски, меня направили к офицеру, гово­рившему по-русски, которому я сообщил о своей миссии к атаману Гуляй-Гуленко. С румынского поста под конвоем меня препроводили в Бендеры к «уполномоченному повстан­ческого штаба украинской народной республики», помещав­шемуся в румынском штабе. Здесь, у дверей украинского штаба, меня встретили два агента в штатском, которые снова передали меня румынским властям. В присутствии украинских офицеров я был подвергнут тщательному допросу. Доказав свою самоличность и представив соответствующие удостоверения, я приступил к выполнению своей миссии».

Из дальнейших показаний вышеупомянутого агента яв­ствует, что при румынском штабе в Бендерах находится по­встанческий украинский штаб, во главе которого стоит некий Цветаев и ряд других агентов, между прочим, некий Пшен­ник. Из документов, найденных у этого агента, а также из его показаний вытекает следующее: уполномоченный штаба украинских повстанцев при румынском штабе в Бендерах состоит под высшим руководством атамана Гуляй-Гуленко, главного военного уполномоченного «украинского народного правительства» при Румынском Правительстве, который подготовляет восстание в Одесской губернии, рассчитывая в первую очередь на немецких колонистов. Так как агенты Зиглерт и Баумгартен, служившие посредниками в сноше­ниях с этими колонистами, были признаны недостаточно опытными, то они были заменены другими для ускорения дела. Бендерский петлюровский штаб кроме подпольных организаций на Украине поддерживает еще связь с бандами, в частности с бандой Заболотного.

В числе других поручений, которые были даны этому пет­люровскому агенту, имеются также следующие: а) сообщить петлюровской подпольной организации в Одессе, а также по линии Одесса - Вапнярка, что из Румынии скоро должен прибыть на Украину сам Гуляй-Гуленко, штаб которого находится в Кишиневе; б) сообщить, что в Бендерах фор­мируется конный отряд в 400 человек под командой некоего Фролова, который должен получить недостающие ему 4 ору­дия из румынских военных складов и предполагает совер­шать операции в районе Одесской губернии; в) районом операций самого Гуляй-Гуленко намечаются Одесская, Николаевская и Таврическая губернии на север, вплоть до Вапнярки.

Петлюровский агент заканчивает свои показания сле­дующим сообщением; «Получив документы (которые дей­ствительно были найдены у него при обыске после ареста на территории Украины), я был под конвоем отправлен на румынский пост, который перевел меня через границу на Украину, высадив на берегу Днестра».

2. Добровольно перешедший на сторону Советского Пра­вительства атаман Мордалевич, начальник повстанческого района северо-западной Украины, наряду с другими доку­ментами, передал и полученную им накануне его перехода карту, посланную непосредственно из штаба Петлюры, ко­торая подтверждает данные арестованного петлюровского агента относительно района действий Гуляй-Гуленко. О влия­нии, которым пользуется Гуляй-Гуленко, бывший организатор погромов на Украине, у Румынского Правительства, сви­детельствует то обстоятельство, что петлюровским правитель­ством ему было поручено наблюдение за лагерями в Браилове, Фогараше и других местах, где находятся интерниро­ванные петлюровские солдаты, а также и то, что ему было разрешено при содействии генерала Дельвига вербовать от­туда добровольцев для создания отрядов, которые должны быть отправлены иа Украину. Именующий себя генералом атаман Гуляй-Гуленко рассылает, с согласия Румынского Правительства, паспорта украинцам, находящимся в Тур­ции, Чехословакии и Польше, для въезда в Румынию. Точно так же по его рекомендации румынские власти дают визу, получение которой обычно связано с непреодолимыми труд­ностями для украинцев, находящихся в Бессарабии, при их отъезде за границу.

Другим центром содействия петлюровскому штабу явля­ются Черновицы, где под руководством некоего подполков­ника Лугового ведется аналогичная вербовка среди украин­цев для военных действий на территории Украины, которому, между прочим, Румынским Правительством было дано 500000 лей для печатания и распространения петлюровской литературы. Кроме официального разрешения, данного Румынским Правительством для этой цели, Луговой пользуется еще правом производить регистрацию украинцев, находя­щихся в Черновицах и других районах Буковины, со взима­нием платы в пользу «украинской народной республики».

3. По сообщению перешедшего на сторону Советской власти атамана Лугача, бывшего помощника Заболотного, последний, чувствуя себя в опасности на Украине, вслед­ствие преследования Красной Армией, в июне бежал в Ру­мынию; одновременно с этим на территорию Украины при содействии румынских властей была переведена банда Со­коловского, составленная из украинцев, находящихся в Ру­мынии на воле или в лагерях.

4. Перешедшая 20 июля украинскую границу группа перебежчиков из так называемой Запорожской бригады пет­люровской армии во главе с Евстафием Пукапом показала, что еще в первых числах июля резервная Херсонская диви­зия была переброшена по железной дороге из лагеря Ланцута в район Окницы, в 20 верстах западнее Могилева-По­дольского, на территории Бессарабии, и что равным образом на линию Днестра против Каменец-Подольска, тоже на тер­ритории Бессарабии, была переброшена из Галиции Волын­ская дивизия и, наконец, в район Сорок, на той же терри­тории, переброшена Запорожская бригада.

Согласно показанию этих перебежчиков, петлюровская армия намерена начать военные действия против Советских Республик после сбора урожая. Петлюровские части, чтобы не вызвать подозрения населения, размещаются по Бессара­бии под видом рабочих дружин. Когда их военная подго­товка будет закончена, они, изображая себя якобы взбун­товавшимися солдатами, якобы самовольно перейдут на тер­риторию Украины. Это наступление должно иметь целью захват Каменец-Подольского и Могилевского уездов с тем, чтобы создать там оперативную базу для дальнейших дей­ствий с помощью Румынии с целью вызвать военные и хо­зяйственные осложнения для Советских Республик - Укра­ины и России. Румыния станет протестовать для вида, заяв­ляя, что это банды и что она ни к их организации и ни к их переходу на Украину совершенно непричастна. Из слов са­мих перебежчиков явствует, что петлюровские офицеры этих отрядов для поднятия настроения солдат говорят, что между Румынией и каким-то другим государством будто бы заклю­чен тайный договор для восстановления власти Петлюры на Украине.

5. Все приказы и воззвания Петлюры и Тютюника, распространяемые их агентами на территории Украины, постоянно содержат намеки на материальную и моральную поддержку, оказываемую им для восстановления их вла­сти.

6. Сдавшийся бывший петлюровский полковник, прибыв­ший из Румынии, сообщил украинским советским властям сведения о состоявшейся недавно поездке председателя так называемой «украинской рады в Тарнове», Фещенко-Чеповского, с целью заключения окончательного соглашения с Ру­мынией для устранения затруднений, которые были вызваны раньше Румынским Правительством при переброске петлю­ровских частей из Польши.

Об удачном исходе этой миссии свидетельствует прибы­тие петлюровских частей в указанные выше местности Бес­сарабии. В Бухаресте Фещенко-Чеповскому были оказаны большие почести. Ему было передано от имени Румынского Правительства специальное приветствие Петлюре с прибав­лением, что в скором времени Петлюра «будет единственным хозяином Украины». Кроме захвата территории банды, орга­низуемые в Бессарабии, преследуют еще и другую задачу - сорвать сбор продналога и помешать Украинской Советской власти организовать помощь украинским крестьянам голо­дающих уездов и губерний юго-восточной Украины.

7. По точным сведениям, которые у нас имеются, Ру­мынское Правительство отправило в Константинополь спе­циальную комиссию для вербовки там белогвардейских офи­церов и солдат под предлогом якобы репатриации уроженцев Бессарабии.

В этой комиссии участвуют также представители Гуляй-Гуленко.

8. Румынское Правительство поддерживает официальные связи с представителем «украинской народной республи­ки»- Мациевичем, находящимся в Бухаресте и пользую­щимся правами дипломатического представителя.

9. Румынское Правительство употребляет свое диплома­тическое влияние на правительства, которые в той или иной степени находятся в фактической зависимости от Румынии, чтобы парализовать усилия Советского Правительства к установлению добрососедских отношений с этими государ­ствами. На основании неопровергнутого Румынским Прави­тельством официозного сообщения болгарского правитель­ства Румынское Правительство внушило болгарскому, что оно будет считать актом, враждебным Румынии, даже по­сылку делегатов для обмена болгарских гражданских и во­еннопленных, находящихся на территории России и Укра­ины, на русских военнопленных, находящихся на территории Болгарии. Таким образом, в нарушение не только поста­новлений международной конвенции Красного Креста и даже Версальского договора, но и элементарных правил человеч­ности волей Румынского Правительства продолжают то­миться в изгнании десятки тысяч неповинных рабочих и кре­стьян.

Сообщая все вышеприведенные факты, союзные Советские Правительства пользуются этим случаем, чтобы подтвердить еще раз линию политического поведения, которой они неук­лонно придерживались до сих пор по отношению к Румынии и которая сводится и будет сводиться впредь не только к налаживанию добрососедских отношений с Румынией, но и к полному восстановлению с ней нормальных дипломатических и экономических сношений путем улаживания мирными пере­говорами всех существующих и могущих возникнуть между обеими сторонами разногласий.

Российское и Украинское Советские Правительства всегда давали категорические приказы, в точности исполнявшиеся красными войсками, о недопущении вблизи Днестра всяких действий, которые могли бы быть истолкованы как агрессив­ные действия против Румынии. В то же самое время до сведения Румынского Правительства доводилось о всех ин­цидентах, которые бы ухудшали отношения между союзными Советскими Правительствами и Румынией, для принятия со­ответственных мер со стороны Румынии.

Твердо следуя и теперь этой политической линии и счи­тая, что усилия по созданию нормальных отношений между Румынией, с одной стороны, и Россией и Украиной - с дру­гой, отвечают истинным интересам украинского, русского и румынского народов и жажде мира, проявляемым трудящи­мися массами, союзные Советские Правительства рассчи­тывают па принятие со стороны Румынского Правительства срочных мер к устранению всех причин, грозящих аннули­ровать усилия, которые делаются обеими сторонами для ско­рейшего восстановления нормальных отношений между ними. По мнению союзных Советских Правительств, такими ме­рами должны быть - прекращение всякой моральной и ма­териальной поддержки петлюровских и контрреволюционных организаций и высылка с территории Румынии, Буковины и Бессарабии их руководителей, расформирование созданных ими отрядов и прекращение дипломатических отношений с так называемым правительством «украинской народной рес­публики», лишенным всякой территории и всякой власти на Украине.

В своем желании оказать содействие румынским властям в уничтожении банд, организуемых на территории Бессара­бии и Румынии с целью агрессивных действий против Совет­ских Республик, союзные Советские Правительства, исходя из требований военной необходимости и безопасности Советских Республик, считают необходимым при преследовании этих банд, в случае если они будут переходить на территорию, занятую румынскими властями, преследовать и на этой по­следней территории, уведомляя об этом своевременно ру­мынские власти для того, чтобы эти действия украинских и русских красных войск не были истолкованы как действия, направленные, в какой бы то ни было степени, против ру­мынского народа и Румынского Правительства.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

Народный комиссариат ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УССР - ведомство иностранных дел Советов. Украина, основанное созданием 14 декабря 1917 (ст. Ст.) В Харькове съездом советов р. секретариата по мижнац. дел советов. УНР во главе с большевиком С.Бакинським (Л.Бернгеймом; 1886-1939). Но принципиальные вопросы международного характера должны решаться непосредственно ЦИК Советов . Украина и правительством, поэтому фактически основной задачей ведомства С.Бакинського стала координация ведения боевых действий советов. России и УНР Народного секретариата против Всевеликого Войска Донского и УНР Украинской Центральной Рады. С начала внешнеполит. активность советов. Украина была связана с дипломатией Советов . России на Брестских мирных переговорах 1918 Роль представителей легитимного укр. правительства имела видиграва-

Ты создана 12 января 1918 (30 декабря 1917) ЦИК Советов. Украина миссия в составе Ю.Медведева (председатель) и р. секретарей В.Затонского и В.Шахрая, вошедшая в состав рус. делегации. Делегация , в противовес представителям УЦР, не достигшим заметного дипломатического успеха. 1 марта 1918 в Полтаве р. секретариат по мижнац. дел был реорганизован в р. секретариат иностранных дел во главе с В. Затонский, которого 4 марта изменил Скрипник (одновременно председатель рождения. секретариата). Совместно с Ю.Коцюбинским и М.Врублевським он возглавил Чрезвычайный и Полномочный посольство ЦИК Советов. Украина и рождения. секретариата в Москву, где безуспешно пытался сохранить в РСФСР укр. советские структуры управления, но правительство В.Ленина не желал вовлечение России в войну с Германией. Поэтому укр. советов. структуры был распущен (по офиц. версии, они прекратили функционировать). В составе Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, сформированного в г.. Суджа (ныне город Курской обл. РФ) 28 ноября 1918, внешнеполит. ведомство не было предусмотрено, только с его реорганизацией 28 января 1919 в Харькове в СНК УССР было введено р. комиссариат иностранных дел (НКИД) во главе с председателем правительства Х.Раковским. Уже на среде. 1919 он стал разветвленной учреждением в составе 9-ти отделов, в частности, дипломатически консульского, правового, иностр. агентств, дипкурьеров, общего, информационного и архивного. Однако системная перестройка аппарата НКИД УССР началась с 1920 года, когда было разработано «Положение о Наркомат иностранных дел республики», по которому на него возлагались функции: дипломатические отношения с иностр. гос-вами по заданиям правительства; выработки проектов междунар. актов для утверждения их верховной властью УССР; рук-во деятельностью дипломатических представительств и консульских учреждений; защита законных интересов граждан УССР за рубежом и иностранцев в Украине; контакты с дипломатическим корпусом зарубежных гос-в; сбор сведений о социально-экон., полит., культ. жизнь

Иностр. гос-в; ведения внешнеполит. пропаганды. Во главе ведомства стояли р. комиссар по иностранным делам и коллегия; нарком и его заместитель утверждались Всеукраинским центральным исполнительным комитетом по представлению правительства. По отбору и расстановке дипломатических кадров на первый план выдвигалась их лояльность к большевистскому режиму, принадлежность к правящей партии; руководители подразделений центр. аппарата и загранучреждений входили в парт. номенклатуры. На заседаниях политбюро ЦК КП (б) У решались вопросы командировки миссий за границу, их штаты, кадровые перемещения. Деятельность и кадры НКИД находились под пристальным контролем органов гос.

Нарком Иностранных дел РСФСР. Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин.

После октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким.

18 октября 1918 г. были приняты декреты СНК РСФСР об организации консульств за рубежом («Об упразднении рангов дипломатических представителей» и «О консулах»).

Дипломатическая изоляция Советского государства в первые годы Советской власти, во время Гражданской войны и Военной интервенции привела к тому, что официальные и неофициальные представительства НКИД РСФСР за рубежом были ликвидированы, а первые советские дипломаты Иоффе А. А., Литвинов М. М., Воровский В. В., Берзин Я. А. и др. высланы из соответствующих стран и возвратились в Москву.

По мнению Ричарда Пайпса, единственным несомненным личным вкладом Троцкого в боевые действия Гражданской войны стала оборона Петрограда 1919 года. Несмотря на то, что красная 7-я армия имело почти пятикратное преимущество в живой силе перед Северо-Западной армией Юденича, Петроград был охвачен паникой, в том числе перед белогвардейскими танками, а Ленин всерьёз рассматривал перспективу сдачи города. Троцкий своими выступлениями смог поднять упавший боевой дух войск. После этого красноармейцы наконец смогли воспользоваться своим численным преимуществом и разгромить Белую гвардию.

Троцкий неоднократно лично является на передовую, в августе 1918 года его поезд едва не был захвачен белогвардейцами, а позднее в том же месяце он едва не погиб на миноносце Волжской речной флотилии. Несколько раз Троцкий, рискуя своей жизнью, выступает с речами даже перед дезертирами. Вместе с тем бурная деятельность непрерывно колесившего по фронтам Предреввоенсовета начинает всё чаще вызывать раздражение целого ряда его подчинённых, приводя ко множеству громких личных ссор. Самой значительной из них стал личный конфликт Троцкого со Сталиным и Ворошиловым во время обороны Царицына в 1918 году.

Троцкий сталкивается с задачей преодолеть сопротивление бастующих сотрудников бывшего министерства иностранных дел, осуществить планировавшееся большевиками опубликование тайных договоров царского правительства, а также заключить мир и добиться международного признания новой власти.

Если с первой задачей Троцкий справился, то заключение справедливого мира и международное признание Советского правительства оказалось как для него, так и, в течение долгого времени, для последующих наркомов, непосильной задачей. Советская республика не была признана ни одним государством мира, за исключением Германии, мирные переговоры в Брест-Литовске закончились немецким наступлением весной 1918 года, и подписанием мира на крайне невыгодных для России условиях. 22 февраля 1918 года Троцкий подаёт в отставку в знак протеста против заключения Брестского мира, в марте 1918 года председатель Совнаркома Ленин В. И. назначает его на должность наркомвоена (впоследствии - наркомвоенмор и предреввоенсовета).


В течение ноября была проведена реорганизация НКИД. К концу января 1918 г. общее число сотрудников комиссариата достигло 200 человек. В их числе оказались ставшие впоследствии видными дипломатами В.В.Воровский, Л.М.Карахан, М.М.Литвинов,Я.З.Суриц и другие. В мае 1918 г. наркомом по иностранным делам стал выдающийся государственный деятель и дипломат Г.В.Чичерин. Подписал Брестский мир (3 марта 1918), с 9 апреля, после перехода Троцкого в военный наркомат, стал и. о. наркома иностранных дел, с 30 мая народный комиссар по иностранным делам. Как нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918-1930) Чичерин внёс существенный дипломатический вклад в выведение Советской России из международной изоляции.В 1921 г. заключил договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном, по которым отдавалась вся российская собственность в этих странах. В 1922 возглавил советскую делегацию на Генуэзской конференции, во время конференции подписал с германским министром иностранных дел Вальтером Ратенау Рапалльский договор (название происходит от имени местечка Рапалло под Генуей, где состоялось подписание).

В декабре 1919 г. VII Всероссийский съезд Советов предложил державам Антанты немедленно начать мирные переговоры и поручил ВЦИК и НКИД «систематически продолжать политику мира».

В апреле 1922 года Советская Россия была впервые приглашена на международную конференцию в Генуе, в ходе которой 16 апреля был подписан Рапалльский договор (1922) с Германией, устанавливавший дипломатические отношения между двумя странами. С другими западными странами - Австрией, Великобританией, Норвегией - были установлены договорные отношения де-факто. В ноябре 1922 года открылось генеральное консульство РСФСР в Стамбуле (Турция

55. Народный комиссариат иностранных дел СССР и советская дипломатия в 1920-е гг. Г.В. Чичерин .

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР, согласно статьям 49 и 51 которой был образован НКИД СССР.

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов

подписание в 1925 году в Париже советско-турецкого договора о ненападении и нейтралитете и подписание такого же договора в 1927 году с Ираном и многое другое.

Готовясь к экономической конференции в Генуе, Чичерин включил в состав делегации самых лучших экономистов, которые составили ответные претензии России к Западу, а также разработали проекты экономического сотрудничества и т. д. На этом направлении тактика российской делегации оказалась успешной.

Все дни, с 10 по 16 апреля 1922 года, в Генуе были заполнены заседаниями, переговорами, встречами. Сразу же стало ясно, что Советская Россия не будет платить долгов так просто, а согласится на это лишь в том случае, если долги эти будут компенсированы кредитами, которые пойдут на восстановление народного хозяйства. Чичерин потребовал признания советских контрпретензий, установления мира на границах Советской России, юридического признания Советского правительства. И наконец, Чичерин выдвинул предложение о всеобщем разоружении и мирном сосуществовании.

Тогда, в 1922 году, главным событием в рамках Генуэзской конференции стало подписание Рапалльского договора между Россией и Германией. Это был первый для послереволюционной России договор с одной из ведущих европейских держав - Германией, означавший для обеих прорыв изоляции, переход к масштабному взаимному торгово-экономическому и политическому сотрудничеству. Два государства договорились признать друг друга де-юре и установить дипломатические отношения, отказаться от взаимных претензий, взаимно предоставить режим наибольшего благоприятствования.

Чичерин обладал феноменальной памятью и способностями к иностранным языкам. Он свободно читал и писал на основных европейских языках, знал латынь, древнееврейский, хинди, арабский. Секретарь Чичерина Короткий рассказывал, что в Польше и прибалтийских странах «он произносил речи на языке государства, в котором находился».

В первой половине 1921 года сформировалась в целом структура НКИД, которая просуществовала с некоторыми изменениями до начала Второй мировой войны. Чичерин предлагал создать отделы по основным странам, укрепить экономико-правовой отдел и отдел печати и информации, в том числе и старыми специалистами.

Георгий Васильевич возглавлял советскую делегацию на конференции в Лозанне, где занятая им принципиальная позиция способствовала дальнейшему развитию движения народов Востока за национальную независимость.

Однако внутренняя дипломатия нередко отнимала больше времени и нервов, чем дипломатия внешняя. Бывший советский дипломат Г. З. Беседовский, оставшийся в Париже в 1929 году, признавал, что «Чичерин был, несомненно, выдающейся фигурой, с крупным государственным размахом, широким кругозором и пониманием Европы». «Первые годы НЭПа, - отмечал Бе-седовский, - особенно пробудили энтузиазм работы у Чичерина. В эти годы даже постоянные интриги Литвинова не убивали в нем воли к работе».

М.М. Литвинов сумел правильно оценить соотношение сил и поддержал Сталина. «Начав с 1923 года ожесточенную борьбу с Чичериным, - писал Беседовский, - Литвинов вел эту борьбу, не стесняясь в средствах. Он открыто третировал Чичерина перед чиновниками Наркоминдела, отменял его распоряжения, зачеркивал на официальных докладах его распоряжения и ставил свои. Суть разногласий между «западниками», которых поддерживали многие деятели Коминтерна, и «восточниками» состояла в том, что первые ориентировались на быструю победу «мировой революции» прежде всего в передовых странах Европы и США и рассчитывали на подталкивание революции в слаборазвитых странах, прежде всего в странах - соседях СССР.

Другая группа лиц «придерживалась, - по словам работника аппарата Коминтерна Г. И. Сафарова, - того взгляда, что ни в Турции, ни в Персии, ни на Ближнем и Среднем Востоке вообще коммунистическое и рабочее движение не имеет право на существование, что, действуя вразрез с этим, Коминтерн «занимается авантюрами». Они выступали против «советизации Турции» и других стран. Не случайно Чичерин еще в июне 1921 года в инструкции полпреду в Афганистане Ф.Ф. Раскольникову предостерегал его от «искусственных попыток насаждения коммунизма в стране, где условий для этого не существует».

В январе 1930 года он вернулся в Москву. 21 июля Президиум ЦИК СССР удовлетворил просьбу Чичерина и освободил его от обязанностей наркома