Кто был полководцем в марафонской битве. Победа греков над персами в марафонской битве

По совету бывшего афинского тирана Гиппия , персидское войско, через несколько дней после разрушения города Эретрии на острове Эвбея переправилось через пролив Эврип и расположилось станом на Марафонской равнине, удобной для действия многочисленной конницы. Без сомнения, были у Гиппия в Афинах тайные приверженцы, с которыми он условился относительно высадки на южном берегу Аттики. Артаферн раскинул свой шатер близ мыса Киносуры на прибрежном холме, с которого раскрывалась вся равнина.

Когда бежавшие поселяне принесли в Афины известия, что Эретрия пала, что персидское войско переправилось в Аттику , стало у Марафона и опустошает всю землю до Декелеи и до Парнеса, афиняне мужественно решили биться до последних сил за свободу и независимость. Во время выборов граждане уже предвидели опасность; потому архонтами и стратегами в этом году были выбраны люди мужественные и умные. Полемархом был опытный войн, Каллимах афиднейский; в числе стратегов находились Мильтиад , Аристид , Фемистокл и другие люди испытанных талантов. На военном совете было решено просить помощи спартанцев. Скороход Фидиппид поспешил с этою просьбою в Спарту . Расстояние было несколько больше 200 верст; он пробежал его в два дня. Ему было поручено сказать царям и эфорам, что афиняне просят их не допустить того, чтобы древнейший из городов Эллады подпал под рабство варварам, что Эретрия уже погибла, и в Греции стало одним знаменитым городом меньше. Лакедемонцы не отвергли просьбы, но сказали, что в месяце Карнее – а тогда был месяц Карней (он соответствовал афинскому месяцу Метагитниону, который приходился в августе и сентябре нашего календаря) – они, по древнему обычаю, не могут выступать в поход раньше полнолуния. А до полнолуния оставалось еще десять дней. Можно было полагать, что если Гиппий, без сомнения, имевший в Афинах много приверженцев, явится с огромным войском у их стен, то повторится тоже, что случилось в Эретрии. Опасность придала бы тогда вес словам робких, что добровольная покорность лучше отчаянной борьбы, исход которой сомнителен. Потому все проницательные патриоты в Афинах находили, что вернейшее средство спасения – быстрое нападение на персов.

Персидские лучники (возможно, из корпуса бессмертных ). Фриз дворца царя Дария в Сузах

В особенности сильно настаивал на этом Мильтиад , знавший, что в случае торжества Гиппия и персов погибель его неизбежна. Во время похода Дария на скифов он советовал сломать мост на Дунае и отдать бегущих персов на жертву скифскому мщению, и поэтому не мог ожидать пощады себе от Дария; а Гиппий едва ли мог забыть старую смертельную вражду между Филаидами и Писистратидами. Когда Мильтиад, за два года перед нашествием персов на Аттику, приплыл со своими богатствами в пирейскую гавань , в Афинах нашлось много завистников и врагов ему. Был возбужден судебным порядком вопрос, можно ли, не подвергая опасности свободу народа, дозволить жить в Афинах человеку, который самовластвовал, как царь, в Херсонесе; многие влиятельные люди желали, чтоб он был изгнан. Но уважение народа к его патриотизму и заслугам, перед афинским государством разрушили интриги его врагов, и афинский народ был так рассудителен, что понимал, до какой степени необходимо ему теперь, в трудные дни, воспользоваться опытностью Мильтиада, который один из всех афинян хорошо знал характер войска и тактику персов. Он, сражавшийся в рядах персов, один был способен победить их.

Стратеги и полемарх собрались на военный совет; судьба афинского государства зависела от того, какое решение будет принято на нем. Мильтиад предложил немедленно вести все войско на врага; Аристид и еще три стратега согласились с ним; пять других стратегов полагали, что должно держаться выжидательного образа действий. На чьей стороне будет большинство голосов, должно было определиться тем, как вотирует полемарх. Мильтиад отвел его в сторону и сказал: «От тебя, Каллимах, теперь зависит повергнуть Афины в рабство или сохранить их свободными и создать себе на вечные времена славу выше той, какую оставили по себе Гармодий и Аристогитон . С той поры, как существуют Афины, не находились они в такой опасности, как теперь. Если ты присоединишься к моему мнению, наш родной город останется свободным и будет первым в Элладе; а если ты подашь голос за тех, которые не хотят битвы, то ты знаешь, какую судьбу испытаем мы, отданные под власть Гиппию». Каллимах подал голос за мнение Мильтиада, и было решено идти на битву к Марафону. Народное собрание радостно утвердило это мужественное решение.

Греко-персидские войны. Карта

В начале сентября афинское войско, состоявшее из 10,000 граждан, перешло высоты Пентелака и Парнеса и расположилось станом у подошвы хребта, перед которым раскинулись по Марафонской равнине в необозримом множестве легковооруженные стрелки и конница персов. Гоплиты делились на десять отрядов, по 100 человек; каждым отрядом начальствовал один из стратегов; власть главнокомандующего переходила по очереди от одного к другому, на один день. Но большинство стратегов было так убеждено в гениальности Мильтиада, что предоставило ему, по совету Аристида, команду и в свои дни. Однако ж он подождал битвою до того дня, в который начальство над войском принадлежало ему по очереди. Афинские гоплиты со своими большими щитами и длинными, тяжелыми копьями уже стали в строй на битву, когда подошло к ним неожиданное подкрепление, – тысяча платейских граждан.

Греческая фаланга времён битвы при Марафоне

Афиняне были радостно удивлены тем, что маленькое платейское государство так благородно выказало в тяжелое для них время свою признательность к ним за их помощь ему. Большие государства уклонились от участия в общем национальном деле, а Платея послала всех своих воинов в бой на жизнь и смерть. Этим она приобрела себе навсегда дружбу и благодарность афинян. Со времени Марафонской битвы, на празднике государственного единства Аттики, на празднике Панафиней, в молитву об афинском народе были включены и платеяне. Начальником платейского войска был храбрый вождь Аимнест. Эти мужественные гоплиты стали у Марафона на левом фланге афинского боевого строя.

Ход битвы при Марафоне

В 17-ый день месяца метагитниона (12 сентября 490 г.) твердые ряды тяжеловооруженной греческой пехоты ринулись бегом с высоты на Марафонскую равнину. Персы смотрели на это с изумлением: такое маленькое войско, всего 11,000 человек, – войско, не имеющее ни стрелков, ни конницы, само ищет битвы с войском, в котором 110,000 воинов; – персы думали, что эти люди сошли с ума. Греческая тактика была вообще осторожная; но Мильтиад нашел, что у Марафона должно действовать иначе, и двинул войско в быструю атаку, чтоб оно как можно меньше оставалось под дождем стрел, и чтобы неприятельская конница не имела времени развернуться. Быть может, он считал надобным скорее кончить Марафонскую битву и потому, что разгадал план персов: большая часть их флота с частью войск пошли на юг, чтоб овладеть фалерскою гаванью, откуда персы хотели идти на Афины.

Итак, греческие гоплиты перебежали расстояние, отделявшее их от неприятеля – около двух верст – и с громким боевым криком, направив горизонтально копья, ринулись в битву на персов, мидян и саков, построенных четырехугольником. Враги выдержали натиск, бились крепко, стали теснить слабейшую часть греческого войска, центр; как ни храбро сражались Аристид и Фемистокл, стоявшие тут с гоплитами своих фил, неприятель разорвал их ряды и перебил много оруженосцев, стоявших позади боевой линии. Но на обоих крыльях греки победили; не преследуя бегущих врагов, они с обеих сторон пошли к центру, ряды его снова сомкнулись, греки сделали общее наступление на персов и саков, бывших вначале победоносными; они разбили их, и скоро бегство персов стало всеобщим. Много врагов утонуло в болотах на севере; большая часть бежала к берегу, где стояли корабли, стали отвязывать их, чтобы уплыть. Марафонские победители настигли бегущих, задерживали, зажигали корабли; массы варваров падали под мечами греков. Но были в Марафонской битве убиты и довольно многие греки, в том числе храбрый полемарх Каллимах и Стесилай, один из стратегов; Кинегир, брат Эсхила , сражавшегося рядом с ним, схватился за неприятельскую лодку, чтобы удержать ее; ему отрубили руку топором.

Марафонская битва. Схема боя

Весь персидский стан со всем обозом после битвы при Марафоне достался победителям. Но число кораблей, взятых ими, было только 7. Остальные успели отойти от берега, и персы с пленными эретрийцами пустились от Марафона к югу. Стража, поставленная на горах, с изумлением увидала, что персы плывут мимо мыса Суния на запад, с очевидным намерением неожиданно напасть на Афины, остававшиеся без войска. Говорили, что этот план был внушен персам сторонниками Гиппия, что сигналом призыва персов был поднять на горе блестящий щит. Мильтиад быстро принял решение: поручив Аристиду с гоплитами его филы (Антиохиды) охранять добычу и заботиться о раненых, он с остальным войском пошел от Марафона прямым путем в Афины отразить новое нападение побежденного врага. И действительно, флот варваров появился близ Фалера; но Мильтиад предупредил его. Датис и Артаферн, увидев выстроенное в Киносаргах на Илиссе афинское войско, покинули мысль о высадке. Персидский флот с добычею и пленниками, взятыми на Наксосе и в Эретрии, пошел обратно в Азию.

Последствия Марафонской битвы

Бывший афинский тиран Гиппий, вероятно находился на флоте. Но неудача экспедиции, вероятно, подорвала силы старика. С ним приключилась какая-то болезнь, от которой он потерял зрение и умер на пути в Азию, на острове Лемносе. По другим известиям он был убит в Марафонской битве. – С пленными эретрийцами персидский царь Дарий поступил милостиво. Он дал им город Ардерикку, стоявший на Тигре, в 5 милях от Суз, на большой дороге; во время Геродота они еще сохраняли свой язык и греческие нравы. Эвфорб и Филагр, предавшие персам Эретрию, были награждены землями.

Рассказ Геродота о Марафонской битве издавна возбуждал сомнение. В особенности странно то, что персидская конница как будто не участвовала по этому рассказу в сражении. Опираясь на выражение, находящееся у Свидаса, «конница ушла», некоторые ученые делали такое предположение: по согласию с приверженцами персов в Афинах, конница и большая часть пехоты были уже посажены на корабли, когда греки напали на персов, у которых было намерение употребить главную часть своих сил на атаку Афин с юга.

На другой день после битвы при Марафоне вечером пришли 2000 спартанцев на помощь афинянам. Они прошли свой далекий путь в три дня. Узнав, что персы побеждены, они пожелали видеть поле Марафонской битвы, на котором еще лежали 6400 тел убитых врагов. Спартанцы высказали похвалу храбрости афинян и пошли домой. Афиняне похоронили своих убитых – по Геродоту, число их было 192 – на поле битвы при Марафоне и написали имена их на 10 колоннах, украшавших надгробный памятник. Платеяне и убитые рабы также были похоронены с почестями; а тела персов были все без разбора брошены в могильные ямы. Подле надгробных курганов, которые еще и теперь остаются видны на марафонской равнине, афиняне поставили два памятника из белого мрамора: один в честь защитников Греции, «рукою которых низвергнута во прах сила золотоукрашенных мидян», а другой в честь Мильтиада.

Битва при Марафоне. Видео

Марафонская битва навсегда осталась гордостью афинян. Афинские граждане выдержали тут кровавое испытание и доказали, что они достойны свободы. Надпись на гробнице Эсхила говорила о нем только то, что он сражался при Марафоне и показал свою храбрость мидянам; это было величайшею славою его. Патриотические ораторы позднейших веков говорили о марафонской битве, когда хотели возбудить отвагу в афинском народе. Афинянин чувствовал гордое удовольствие, когда его называли «потомком бившихся при Марафоне». В воспоминание об этой великой победе ежегодно совершались жертвоприношения Артемиде агротерской, которую Мильтиад перед битвой просил о помощи; жители Марафона, в годовщину битвы, совершали молитвы и возлияния на могильных холмах. Афиняне назначили награду тому, кто напишет лучшую элегию в честь павших при Марафоне; награду получил Симонид Кеосский . Пиндар также прославлял Афины, «опору Греции, достославный город».

Легенды о Марафонской битве

Афиняне приписывали богам большое участие в своей славной марафонской победе и чтили их за то. Когда скороход Фидиппид бежал в Спарту, он услышал на горе Парфении, близ Тегеи, голос бога Пана , сказавший, чтобы афиняне вспоминала его, потому что он доброжелателен к ним, оказал им уж много добра и будет оказывать вперед. После битвы афиняне говорили, что этот бог навел на врагов ужас (тот общий испуг, который но его имени называется паническим). Гора и грот Пана находились близ места битвы при Марафоне; там была и группа скал, казавшихся похожими на коз и потому называвшихся козами Пана. В благодарность за то, что он устрашил персов, афиняне посвятили ему грот, находившийся в скале под акрополем, постановили ежегодно совершать жертвоприношения ему и устраивать в честь его бег с факелами; Мильтиад поставил в гроте его статую, на которой была вырезана надпись, составленная Симонидом: «Меня, козлоногого Пана, врага мидян, друга афинян, поставил Мильтиад». – Перед битвой Мильтиад обещал принести в жертву Артемиде агротерской столько коз, сколько будет убито врагов. По решению народа было установлено, что в исполнение этого обета, в 6-ой день воэдромиона, месяца, следовавшего за битвой, на празднике этой богине будет принесено в жертву 500 коз и что такое жертвоприношение будет повторяться в этот день каждый год (этот обряд послужил источником ошибочного мнения, что битва при Марафоне происходила в день праздника Артемиды). Десятая часть добычи была отдана Афине , Аполлону и Артемиде. Доля Афины была употреблена впоследствии времени на статую ей, которую сделал Фидий ; эта бронзовая статуя «Афины-Защитницы», имевшая в вышину 60 футов, была поставлена в акрополе; из добычи, приходившейся на долю Аполлона, было сделано несколько медных статуй и построено здание для них при Дельфийском храме , в который были пожертвованы они; на остальную треть был в Афинах построен храм «славной» Артемиде.

В то время, когда историк Павзаний посетил марафонскую равнину, было еще ложно прочесть на колоннах имена убитых в этой битве; легенды, рассказанные Павзанию, свидетельствуют, как свежа оставалась память об этом сражении через 600 лет после него: «тут каждую ночь слышно ржание лошадей и шум сражения», говорит Павзаний (I, 32). «Кто нарочно становился тут, чтобы слышать это, тому его поступок не проходил безнаказанно; но кто услышит это случайно, на того духи не гневаются. Мне рассказывали, что в битве при Марафоне находился человек, по виду и по одежде поселянин, и что он убил много варваров плугом, а после сражения исчез. Когда афиняне вопросили божество, кто был он, то получили ответ, что должны чтить героя Эхетлея (плугодержца). Повыше болота, в котором погибло множество варваров, мне показывали каменные колоды, из которых ели перед Марафонской битвой лошади Артаферна, а на скале следы шатра».

Персидский флот не смог перевезти в Аттику большую армию. На Марафонской равнине высадилось лишь 15 тыс. пехоты, преимущественно стрелков-лучников. Тем не менее, они представляли серьёзную угрозу для афинян. Единства между греками не было: между полисами продолжалась вражда. Соседняя с Афинами Беотия готова была перейти на сторону врага. Это не считалось в то время изменой, поскольку гре-ки не осознавали себя единым народом. К тому же в Афинах продолжалась беско-нечная борьба между аристократией и демосом за политическую власть. Афинская знать ждала прихода персов. Сторонники Гипия готовили мятеж в городе.

Греческий воин

В этой сложной ситуации афиняне отправили гонца в Спарту с просьбой о помощи. Скороход за трое суток преодолел более 200 км. Но спартанцы медли-ли. Афиняне вынуждены были сражаться, рассчиты-вая только на свои силы.

Навстречу персам выступило 10-тысячное войско гоплитов. Их сопровождала немногочисленная лёгкая пехота. Конницы у греков не было вообще.

Командовало греческой армией несколько страте-гов (военачальников). Самым авторитетным среди них был опытный полководец Мильтиад , бывший правитель Херсонеса Фракийского. Этот город был в зависимости от персидских царей, и Мильтиад неко-торое время состоял у них на службе. Он хорошо знал военное искусство персов.

Утром 12 сентября 490 года до н. э. афиняне выстрои-лись для боя в длинную фалангу и атаковали врагов. Этот бой получил название «Марафонская битва» , или «Битва при Марафоне» . Основные силы Мильтиад сосредоточил на флангах. В ходе сражения персы сильным ударом потеснили афинян в центре, где фаланга была слабее. Сильные фланги афинян зажали персидских воинов с двух сто-рон, и те, опасаясь окружения, панически отступили к кораблям. Понеся большие потери, персы сели на ко-рабли и отплыли от берега. На поле боя полегло 6400 персов и 192 греческих гоплита. Одной из причин это-го поражения было то, что персидские воины почти не имели тяжёлого вооружения. Метко стреляя из луков, они были слабыми в ближнем бою. Греки гордились своей блестящей победой над врагом и ещё долгое время прославляли героев Марафона.

Фаланга — греческий боевой порядок в виде плотно сомкнутых шеренг тяжёлой пехоты (гоплитов). Материал с сайта

Фланг — правый или левый край боевого порядка (фаланги).

С радостной вестью в Афины был послан лучший бегун. Без передышки он преодолел расстояние от Марафона до Афин, не снимая доспехов. Успев крикнуть: «Радуйтесь, греки, мы победили!», он, измождённый, упал замертво. Его звали Фиддипид , он был победителем Олимпийских игр по бегу в доспехах. В честь подвига героя атлеты на Олимпийских играх состязаются в беге на дистанции, которую пробежал Фиддипид, — 42 км 192 м. Этот вид состязаний так и называется — марафонский бег .

(G) 38.118056 , 23.978333
Дата 12 сентября 490 до н. э.
Место Марафон , Греция
Итог Победа афинян
Стороны Афины , Платеи Персидская империя Командующие Мильтиад Младший , Каллимах †, Аримнест Датис†, Артаферн Силы сторон 10 000 афинян, 1 000 платейцев 22 000 Потери 192 афинянина, 11 платейцев 6 400

Марафо́нская битва - сражение между войсками Афин и армией персидского царя Дария , произошедшее 12 сентября 490 г. до н. э. недалеко от греческого селения Марафон . Этот важный эпизод греко-персидских войн закончился победой греков.

Предыстория

Экспедиция Датиса и Артафрена

Дарий отрешил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артафрена, придав ему опытного полководца, мидийца Датиса. Основными целями были Афины и Эретрия на острове Эвбея , также оказывавшая помощь повстанцам; по словам Геродота , Дарий приказал им «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести перед его царские очи». При экспедиции находился и Гиппий.

Летом 490 г. до н. э. флот, состоявший из 600 судов (в том числе особые корабли для перевозки лошадей) был собран в Киликии и отплыл оттуда для покорения Греции. Покорив Наксос , персы высадились на Эвбее. После шести дней осады Эретрия была сдана в результате измены, разграблена и сожжена, а жители обращены в рабство. После этого персы переправились через пролив и по совету Гиппия высадились на равнине под городом Марафон . Предполагают, что Гиппий надеялся на помощь своих сторонников в Афинах, число и влияние которых он преувеличивал. Персы расположились лагерем на Марафонской равнине, имеющей вид полумесяца, концами упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймлённой рядом высот. Равнину делит на две части одноимённый ручей. Марафонская бухта замыкается с севера мысом Марафон (древняя Кинаура).

Афиняне со своей стороны спешно отправили скорохода просить о помощи спартанцев. Однако спартанцы медлили, и 9- или 10-тысячное ополчение афинян поддержали только 1000 воинов из соседнего городка Платеи . С этими силами афиняне выступили к Марафону и укрепились за оградой священной рощи, посвяшенной Гераклу , на высотах над персидским лагерем (примерно в 1,5 км от неприятеля). Афинянами командовали 10 стратегов , сменявшихся по обычаю каждый день, и архонт-полемарх Каллимах ; однако в чрезвычайных обстоятельствах все стратеги отказались от своих прав в пользу Мильтиада , как самого опытного и лучше всех знающего персидские воинские порядки (первым подал пример Аристид Справедливый). Однако Мильтиад прождал три дня, пока не настала его законная очередь командовать. После этого, он 12 сентября атаковал врага.

Битва

Схема битвы при Марафоне

Персы располагались на открытой равнине, со стороны бухты, в виду флота; афиняне выстроились в одной из боковых долин, примыкающих к Марафонской равнине, со стороны Пентеликонских гор; по бокам прикрывали их высоты Арголики и Котрони. Каллимах командовал правым крылом; в центре находился Мильтиад; на краю слева стояли платейцы. Центр неприятельской армии составляли природные персы и саки (среднеазиатские кочевники), лучшая часть персидского войска. Мильтиад приказал идти на персов бегом, чтобы как можно быстрее вступить в рукопашную схватку и лишить персов их главного преимушества - луков. Афиняне беглым маршем устремились на врага. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов и саков; но в это время на персидский центр, уже торжествоваший победу, ударили греческие фланги. Разгромленные персы бежали в лагерь и стали спешно садиться на корабли; греки гнались за ними и, после схватки на берегу, захватили 7 кораблей. Богатая добыча досталась победителям. Бежавшие на корабли персы рассчитывали было, обогнувши мыс Суний, застигнуть Афины врасплох, беззащитными. Но Мильтиад опередил персов, и когда корабли их явились в фалерской гавани, они обнаружили афинский лагерь, расположившийся у стен города под гимнасием Киносарг . Простояв некоторое время на якоре, Датис и Артафрен отплыли обратно.

Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила 192 человек, в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила , Кинегир; потери персов Геродот исчисляет примерно в 6400 человек. Эта была первая победа эллинов над персидской державой; ближайшими последствиями победы были упрочение афинской демократии и готовность эллинов помериться силами с азиатскими варварами и в будущем: без Марафона едва ли бы возможен Саламин .

В южной части равнины, в 800 метрах от моря возвышается и теперь холм Соро, общая могила падших в битве афинян, все имена которых начертаны были на 10 надгробных плитах, по числу 10 аттических колен. Недалеко оттуда видны две меньшие могилы: может быть, одна - платейцев, другая - сражавшихся при Марафоне рабов. К северу от большого холма находится мраморная развалина Пирго - или гробница Мильтиада, или победный трофей.

Легенда

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам - Филиппид) в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин , чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту , Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины , была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий). Международный олимпийский комитет в 1896 году оценил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин в 34.5 км. На первых Играх современности в году и на Играх года марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин.

Примечания

Литература

  • Кроме старых изысканий Лика, Финлея, Анрио, также см. Noethe, «De pugna Marathonia» (Л., ).

Очередную революцию в военном деле совершили в V-IV веках до нашей эры греческие города-полисы. Главной ударной силой их войска стали не конники или лучники, а плотно сомкнутый строй пеших копьеносцев, получивший название «фаланга». Некоторая неповоротливость такого построения искупалась тем, что его почти невозможно было пробить ни конницей, ни обычной пехотой. Остановить наступающую фалангу, таким образом, было просто некому. Это тактическое изобретение царствовало на полях сражений около 300 лет.

Само по себе слово «фаланга» не означает ничего особенного (произошло от греческого «ствол дерева», который она действительно отдалённо напоминает). А вот внутреннее содержание нового военного термина было очень любопытным. Если говорить упрощенно, то фаланга - плотная «живая стена» из щитов и длинных копий, медленно, но неотвратимо двигавшаяся на врага. Глубина построения фаланги варьировалась в зависимости от ситуации, но классическим считается строй в восемь рядов.

Греческая фаланга. Современная реконструкция.

Однако у этого построения изначально был серьезный недостаток. Фаланга, практически непробиваемая с фронта (причем особенно безнадежны попытки бросаться на нее конницей - получится просто месиво из людей и лошадей), оказалась очень уязвимой при атаке с флангов и с тыла. К тому же, она была довольно медлительной: перестроение такой «стенки» требует времени, да и тяжелое вооружение фалангитов (копье, щит, защитный панцирь, на всякий случай - короткий меч) не способствует скорости. Но греческие полководцы нашли выход: они старались выбрать место для боя таким образом, чтобы растянуть фалангу по всей ширине фронта и исключить возможность её обхода. Именно так афинский военачальник Мильтиад одержал победу в первом крупном сражении греко-персидских войн - битве при Марафоне 12-го или, по другим источникам, 13 сентября 490 г. до н.э.

О размерах армий противоборствующих сторон историки спорят до сих пор. Традиционно считается, что войска Афин вместе с небольшим отрядом из города Платеи насчитывали около 10-11 тысяч человек, армия Персии под командованием военачальников Датиса и Артаферна была чуть ли не в 10 раз больше. Немецкий исследователь Ганс Дельбрюк путем скурпулезного подсчета установил, что Афины могли выставить на поле боя примерно 5 тысяч бойцов, плюс тысячный отряд из Платей. Соответственно, вполовину уменьшается и численность персидской армии. Не подлежит сомнению, что у персов было серьезное количественное превосходство, а в пользу их противников играли более современная тактика и боевой дух, ведь сражение развернулось на территории Греции.


Битва при Марафоне 12 или 13 сентября 490 г. до н.э. Схема сражения.

В построении греков заключается главный тактический нюанс битвы. Мильтиад растянул фалангу почти по всей ширине поля битвы, по некоторым данным - на 4-5 тысяч шагов! Однако от построения в 8 рядов пришлось отказаться - элементарно не хватало людей. И тогда афинский военачальник применил остроумный прием. Сильнейшие его отряды встали на флангах, глубиной в 5-6 рядов, в то время как фаланга в центре насчитывала всего 2-3 ряда. Греки первыми двинулись в атаку - это объяснялось тем, что основу персидского войска составляла легкая пехота и лучники. Первых из них нужно было как можно скорее лишить свободы маневра, а вторых - сделать бесполезными в ближнем бою, чтобы они не могли расстрелять гоплитов (так называли в Греции тяжеловооруженных пеших бойцов) издалека.

Можно сказать, что битва развернулась точно в соответствии с планом Мильтиада. Персы, стесненные со всех сторон стеной из щитов и копий, естественным образом вынуждены были направить свой контрудар в центр - самое слабое место греческого войска. Им удалось прорвать строй в нескольких местах. Но в то же время мощные «крылья» армии Мильтиада опрокинули противников на флангах. После этого они хладнокровно развернулись и ударили на прорвавшихся в центре персов с двух сторон. Под угрозой окружения персидское воинство срочно ретировалось к кораблям, с которых оно перед боем высаживалось на побережье Греции. Афиняне и платейцы преследовали врагов, жестоко расправляясь с ними. Они успели даже захватить шесть или семь судов, но большей части персов удалось уйти от погони - все-таки фаланга, как уже говорилось, не создана для быстрых маневров. Тем не менее, разброс потерь при Марафоне - весьма существенный: персы потеряли убитыми около 6,4 тысяч воинов, греки - всего 192 человека.


Мильтиад Афинский. Рисунок с древнегреческой скульптуры.

По-своему интересны, хотя и не имеют прямого отношения к тактике, события, случившиеся после битвы. Персидские полководцы попытались воспользоваться ситуацией и организовать морской рейд прямо на Афины. Так что греческому войску пришлось в буквальном смысле бегом возвращаться на защиту родного города. Мильтиад успел вернуться в Афины до прихода персов, и отсюда впоследствии пошла легенда о марафонском бегуне, который преодолел около 40 километров, чтобы сообщить согражданам весть о победе. А спортивная дисциплина «марафонский бег» и поныне числится в программе Олимпийских игр.

Любопытный факт. Позднейшим вариантом фаланги можно считать пехотные квадраты-«каре», которые с успехом применялись русскими полководцами в войнах с Турцией второй половины XVIII века нашей эры. Исчезли доспехи, копья сменились штыками, добавилась дистанционная атака (залпы из ружей), но в остальном принцип действия остался прежним. Главное усовершенствование касалось уязвимости с флангов и тыла: бывшая фаланга теперь стала четырехугольником, прикрытым «стеной копий» со всех сторон.


Каре русской пехоты XVIII-начала XIX веков. Реконструкция.