Что произошло в конце 1970 х гг. Тематический тест для подготовки к ЕГЭ "Брежнев Л.И"

1. Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • экономике;
  • политике;
  • международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг. были:

  • неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
  • наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 - 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960-1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального ми­ра на 30 - 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

2. В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

3. Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 - 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

4. Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа «звездных войн’);
  • в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

5. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

6. Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Устинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

На рубеже 1970-х-1980-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными. Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х осложнили отношения между большой группой стран "третьего мира" и развитыми капиталистическими странами. Развивающиеся страны стали требовать изменения своего места и роли в мировом хозяйстве, выдвинув идею установления нового международного экономического п.

На рубеже 1970-х-1980-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными. Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х осложнили отношения между большой группой стран "третьего мира" и развитыми капиталистическими странами. Развивающиеся страны стали требовать изменения своего места и роли в мировом хозяйстве, выдвинув идею установления нового международного экономического порядка. В мире продолжались процессы революционного обновления. В 1975 образовались революционно-демократические правительства в Анголе и Мозамбике, в 1978 г. произошла революция в Афганистане, а в 1979 г. имела место антишахская революция в Иране. Все это рассматривалось как поражение США.

В провале разрядки сыграли свою роль также прямолинейность и неоправданная жестокость политического курса тогдашнего советского руководства. Они выразились в форсированном развитии военных программ, в размещении в странах ОВД новых советских ракет средней дальности, в военно-силовой направленности помощи ряду стран "третьего мира". Не способствовала разрядке и ухудшающаяся экономическая ситуация СССР в годы так называемого застоя.

К концу пребывания администрации Картера у власти переход к конфронтации стал определяющей тенденцией во внешней политике США и в американо-советских отношениях. Этот курс нашел отражение в "доктрине Картера", выдвинутой президентом в январе 1980 г. Согласно ей, район Персидского залива объявлялся зоной американских интересов, для ограждения которой от "посягательств извне" США были готовы использовать любые средства, включая вооруженные силы. В 1979 г. было принято решение НАТО как противовес советским ракетам в западноевропейских странах разместить американские ракеты средней дальности и крылатые ракеты.

С приходом Рейгана были приняты новые практические решения, подрывающие разрядку. Администрация Рейгана приняла крупномасштабную программу гонки вооружений, которая включала производство нейтронного оружия, новых баллистических ракет и др. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г. Летом 1982 г. последовал их отказ от участия в переговорах США, СССР и Англии по вопросам запрещения ядерных испытаний. Тогда же США отказались от договора 1974 г. об ограничении подземного испытания ядерного оружия. В 1981-1982 гг. были введены новые ограничения на торговлю с СССР. А в 1983 г. США приняли решение о начале разработки новых видов ядерного оружия с выводом его в космос, которое получило название "стратегической оборонной инициативы". Осуществление этой программы "звездных войн" означало бы аннулировать договора ОСВ-2 и подрыв всей системы соглашений о предотвращении ядерной войны.

Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций СССР, нарушающих нормальное отношение между государствами и прямо противоречащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Особое возмущение мирового общественного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока. В конце 1983 г. правительства Англии, ФРГ и Италии дали согласие на размещение американских ракет.

Таким образом, для первой половины 80-х гг. был характерен поворот от разрядки к конфронтации. Целый ряд достижений периода разрядки был ликвидирован. Однако в Западной Европе все же не произошло полного разрыва с наследием периода разрядки. Сохранились структура и механизм Хельсинского процесса

Поводом к резкому обострению советско-американских отношений стало вторжение советских войск в Афга-нистан. Но в действительности последний всплеск «холодной войны» назре-вал исподволь. Противники политики разоружения в американском руковод-стве были убеждены, что СССР использует временное ослабление междуна-родной напряженности для укрепления своих геополитических позиций. Кар-тера обвиняли в недальновидности и утрате инициативы. Словно в подтверж-дение этих опасений в 1977 г. СССР начал перевооружение своей европейс-кой ядерной группировки. Устаревшие ракеты СС-4 и СС-5 заменялись на более современные СС-20 с разделяющимися тремя боеголовками. Руковод-ство западных стран восприняло эти действия как непосредственную угрозу национальной безопасности. Правительство США поставило вопрос о пере-дислокации в Европу ударной группировки ракетных войск. Причем предпо-лагалось заменить размещенные там мобильные ракеты «Першинг-1» на «Першинг-2» с повышенной дальностью полета (1500-2000 км) и высокой точностью попадания (до 50 м). Подлетное время таких ракет к европейской части СССР составляло 6-10 минут (у СС-20 - до 30 минут). Кроме того, для переоснащения войск НАТО были предназначены крылатые ракеты малой дальности, которые в полете могли огибать рельеф местности и были почти незаметны для радаров противника. Подобное оружие составляло огромную угрозу даже для плотной противоракетной обороны Москвы.

Пытаясь предупредить решение НАТО о модернизации ядерных воо-ружений, советское руководство заявило 6 октября 1979 г. о своем решении демонтировать ряд ракет СС-20 в том случае, если западные страны отка-жутся от размещения новых ракет. Кроме того, демонстративно и в односто-роннем порядке из ГДР была выведена одна танковая дивизия. С учетом этих событий Совет НАТО 12 декабря 1979 г. принял «двойное решение». С одной стороны, модернизация ядерных вооружений была все же санкциони-рована. Предполагалось в конце 1983 г. разместить 108 ракет «Першинг-2» и 96 крылатых ракет в Западной Германии, 160 крылатых ракет - в Великоб-ритании, 112 - в Италии, 48 - в Бельгии и 48 - в Голландии. Но предвари-тельно Совет НАТО решил предложить Советскому Союзу провести перего-воры об ограничении количества ядерных ракет в Европе. Если СССР согласился бы демонтировать уже установленные новые ракеты и не разме-щать новые, то размещение «Першингов» и крылатых ракет также было бы приостановлено. Реакция советского руководства было самой негодующей. В самой Европе также развернулось мощное антивоенное движение, по-скольку миллионы людей впервые отчетливо ощутили себя заложниками ядерного противостояния.

Упорное стремление «ястребов» из американского руководства переве-сти диалог с СССР на язык силы объяснялось не только стереотипами «холодной войны», но и нарастающей дестабилизацией международной обстановки. Послевоенный мировой порядок, предельно понятный и оче-видный в своей биполярной симметрии, постепенно погружался в череду локальных военных конфликтов, политических переворотов, правитель-ственных кризисов, участников которых все сложнее было поделить на «своих» и «чужих», союзников и противников. За фасадом геополитического противоборства двух «сверхдержав» в странах «третьего мира» начинался процесс оформления совершенно новой политической культуры, основан-ной на синтезе традиционного этно-конфессионального сознания народов Азии и Африки с модернистскими установками коммунистического, либе-рального, националистического и иного толка. Участившиеся вспышки экстремизма, которые воспринимались современниками как последние от-звуки ант иколониальной борьбы, на самом деле уже предвещали то «столк-новение цивилизаций», которое поставит Запад перед проблемой сохране-ния собственной безопасности в начале нового тысячелетия. Пока же в Вашингтоне были склонны видеть в «периферийных» локальных конфлик-тах и политических кризисах «руку Москвы», тем более что советская дипломатия не раз давала повод для подобных опасений.

В середине 1970-х гг. совершенно неожиданно для американской дипломатии «мировой коммунизм» получил плацдарм на юге Африки. Пере-ворот 25 апреля 1974 г. в Португалии открыл дорогу для освобождения ее колоний - Мозамбика и Анголы. В Мозамбике уже в 1975 г. здесь к власти пришло правительство Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) под руководством марксиста Самора Машела. Территория Мозамбика стала использоваться для подготовки повстанцев из Патриотического фронта Ро-дезии. В 1978 г. это привело к вторжению родезийских войск в Мозамбик и началу ожесточенной партизанской войны. СССР активно использовал эту ситуацию для дискредитации в глазах мирового общественного мнения расистских режимов и Родезии, и ЮАР, а также их связи «с империалисти-ческим державами».

В Анголе в это время разгорелась гражданская война. Борьба за власть здесь шла между тремя группировками - марксистским Народным движени-ем за освобождение Анголы (МПЛА) во главе с Агостиньо Нето и созданны-ми на этно-племенной основе Национальным фронтом освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА). МПЛА пользовалась поддержкой СССР и Кубы, ФНЛА - Заира и Китая, а УНИТА - США и ЮАР. Таким образом, конфликт в Анголе приобрел международный характер. К тому же на стороне всех группировок сражалось много европейских наемников. Пришедшее к власти правительство МПЛА попыталось балансировать между СССР и США, но без кубинской военной поддержки обойтись не могло. В 1977 г. обученные кубинскими инструктора-ми ангольские войска вторглись на территорию Заира (бывшего бельгийского Конго), поддержав восстание против диктатора Мобуту. Американские само-леты были использованы для выброски французских и бельгийских парашют-ных десантов в Заире. Эта операция прошла успешно, но уже спустя год в Заире вновь вспыхнул межплеменной конфликт, и из этой страны пришлось эвакуировать европейцев.

Не меньшую тревогу в Вашингтоне вызвало усиление советского влияния в Эфиопии. 12 сентября 1974 г. здесь был свергнут режим импера-тора Хайле Селассие. Начался сложный период становления демократичес-кой государственности. В условиях тяжелого экономического кризиса и племенной розни в 1977 г. к власти пришло марксистское правительство во главе с Менгисту Хайле Мариамом. Оно запросило полномасштабную помощь у СССР для подавления сепаратистского движения в Эритрее и отражения агрессии со стороны Сомали. В Эфиопию прибыли 1500 советс-ких и 18 тысяч кубинских технических специалистов и военных вместе с большим количеством техники. Советский флот получил доступ в эфиопс-кий порт Массава.

События в Эфиопии, по мнению американского руководства, доказы-вали стремление СССР к созданию широкой зоны влияния в Северной Африке, на Ближнем Востоке и зоне 11ерсидского залива. В действительнос-ти столь далеко идущих стратегических планов у Москвы не было. Но при случае СССР действительно не отказывал в поддержке любым «антиимпе-риалистическим силам» и, прежде всего, в арабских странах. И в Москве, и в Вашингтоне распространение идей арабского социализма воспринималось прежде всего как геополитический выбор, одна из разновидностей «социа-листической ориентации» стран «третьего мира». Тому, что арабский нацио-нализм любого политического оттенка остается неразрывно связан с ислам-скими традициями и ориентирован на жесткое противоборство с внешним влиянием, не придавалось большого значения.

Показательным примером стало отношение США и СССР к Муамару Каддафи, пришедшему к власти в Ливии в 1969 г. и последовательно создававшему режим «народной Джамахирии». На принципах арабского национализма и революционного ислама Каддафи разработал «третью ми-ровую теорию», отвергая как капиталистический строй, так и советский коммунизм. Ливия постепенно превратилась в центр разнообразных ради-кальных и даже экстремистских движений антизападного толка. Каддафи активно поддерживал любые антиизраильские силы, в том числе Организа-цию освобождения Палестины, деятельность исламистов в Алжире и Егип-те, а также террористический режим Иди Амина в Уганде. США поспешили отнести Ливию к числу «стратегических противников», а в глазах советского руководства антиамериканизм режима Каддафи вполне компенсировал его политическую «специфику». Следуя той же логике, СССР вполне открыто поддерживал и другие радикальные движения и режимы в арабском мире, не очень заботясь об угрозе исламизации этого региона.

В свете укрепления связей СССР с арабским миром особую значимость для США приобретало стратегическое сотрудничество с Израилем. Сближе-ние этих стран началось со времен «шестидневной войны» 1967 г. Поводом для нее стал инцидент между сирийскими и израильским ВВС. Президент Египта Насер поспешил привести в боевую готовность войска, расположен-ные на линии перемирия на Синае и на побережье Акабского залива. Израиль же 5 июня нанес превентивный удар по своим противникам. Большая часть египетской авиации, базировавшейся на Синайском полуострове, была унич-тожена на земле в первые часы войны. Бронетанковые соединения Израиля разгромили четыре египетские дивизии на Синае и 7 июня захватили Шарм- аль-Шейх, контролировавший вход в залив Акаба. 9 июня израильские войска вышли на восточный берег Суэцкого канала и одновременно нанесли удары по Иордании и Сирии. Были захвачены арабская часть Иерусалима, западный берег реки Иордан и Голанские высоты. Вся кампания продолжалась всего шесть дней. 27 июня руководство Израиля объявило об аннексии арабской части Иерусалима и провозгласило город столицей страны.

СССР, который в предыдущие годы активно помогал военному строи-тельству в Египте и Сирии, резко осудил действия Израиля и разорвал с ним дипломатические отношения. Совет Безопасности ООН не признал аннек-сию Израилем Иерусалима. От дальнейших переговоров с Израилем отказа-лись и главы арабских государств. Наиболее решительно настроенные из них — Сирия, Ирак, Южный Йемен, продолжали получать огромные воен-ные поставки из СССР. Поддержкой со стороны Москвы пользовалось и палестинское движение сопротивления, хотя его радикальное крыло встало на путь террора. Самой громкой из террористических акций стало нападе-ние на израильских спортсменов во время олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене.

Американская дипломатия в сложившейся ситуации склонялась к под-держке Израиля. Но препятствием стал жесткий отказ Тель-Авива от выпол-нения резолюций Совета Безопасности ООН по урегулированию конфликта. К тому же после гибели в 1970 г. президента Египта Насера новый египетс-кий лидер А. Садат демонстрировал готовность к политическому диалогу с США. Впрочем, одновременно Египет активизировал и сотрудничество с СССР, получая крупные партии вооружений. В египетском и сирийском руководстве сохранялись сильные реваншистские настроения. Новый виток арабо-израильского противостояния оказался неизбежным.

6 октября 1973 г., во время иудейского религиозного праздника Судно-го дня (Иом Кипур), египетская армия после артиллерийской подготовки форсировала Суэцкий канал и прорвала израильскую линию укреплений. Используя мощную танковую группировку, египтяне сумели быстро занять западную часть Синайского полуострова. Одновременно сирийцы начали наступление на Голанские высоты и овладели укреплениями на горе Хер- мон. В этот критический для Израиля момент США организовали срочную переброску на театр военных действий противотанкового и противовоздуш-ного вооружения. Израильтяне сумели переломить ход кампании и 11 октяб-ря вновь овладели Голанами. Спустя четыре дня фронт стабилизировался уже в 35 км от Дамаска. Одновременно парашютисты генерала Шарона форсировали Суэцкий канал и закрепились на его западном берегу. К 19 октября израильская ударная группировка развернула наступление на Каир.

Понимая критическое положение своих союзников, СССР привел в состояние боевой готовности свои воздушно-десантные силы и предложил США совместно ввести военный контингент для разъединения противобор-ствующих сторон. Появление советских войск на ближнем Востоке, пусть даже и в рамках коалиции, было для Вашингтона совершенно неприемлемо. Американцы настояли на использовании дипломатических методов и гаранти-ровали свое активное участие в урегулировании конфликта. 22 октября в хютветствии с совместной советско-американской инициативой Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338. Она предусматривала прекращение военных действий в течение 12 часов и начало многосторонних переговоров с целью установления «справедливого и надежного мира». Израиль первона-чально отказался выполнять это требование, но с учетом жесткой позиции СССР и США военные действия все же были прекращены. Проведение же (Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку под сопредседатель- ством США и СССР никакого конкретного результата не принесло.

Американская дипломатия попыталась использовать итоги ближневос-точного конфликта в свою пользу. 11 января 1974 г. при посредничестве £ША было подписано израильско-египетское соглашение о разграничении военных позиций в зоне Суэцкого канала и о режиме использования канала. Египетское и израильское руководство все больше ориентировались в своих действиях на США. 15 марта 1976 г. Садат денонсировал договор о дружбе с Советским Союзом от 1971 г. Развивая успех, президент Картер добился важного шага в урегулировании арабо-израильского конфликта. Он пригла-сил Садата и израильского премьер-министра Менахема Бегина для перего-воров в свою резиденцию Кэмп-Дэвид в сентябре 1978 г. Достигнутое в ходе Переговоров соглашение предусматривало постепенный вывод израильских «ойск из Синайской пустыни. В обмен на это Египет официально признал

Израиль. В феврале 1980 г. обе страны обменялись послами. Но впослед-ствии выяснилось, что Кэмп-Дэвидские соглашения стали лишь паузой в затяжном ближневосточном конфликте, а США превратились в основного противника арабского мира.

Действительную уязвимость политических позиций США на Ближнем Востоке ярко продемонстрировали события в Иране, в которых Советский Союз обвинить было уже трудно. Иранский шахский режим считался надеж-ным союзником США. Но в январе 1979 г. он пал под натиском исламистс-кой оппозиции во главе с Хомейни. Американские специалисты и военные советники были вынуждены срочно покинуть территорию страны. 4 ноября 1979 г. 60 американцев, находившихся в посольстве в Тегеране, были захвачены в качестве заложников, а операция спецслужб по их освобожде-нию завершилась неудачей (заложники были освобождены лишь после вступления в должность президента Рональда Рейгана в январе 1981 г.). С учетом крайне сложных отношений США с Ираком потеря влияния в Иране была очень серьезным геополитическим поражением. И именно на этом фоне в 1979 г. произошло вторжение советских войск в Афганистан.

В апреле 1978 г. президентом Афганистана стал просоветски настро-енный коммунист Hyp Мухаммед Тараки. Вместе со своим премьер-мини-стром Хафизуллой Амином он начал серию радикальных реформ, которые вызвали в стране широкое недовольство. 5 декабря 1978 г. Тараки заключил договор о дружбе и помощи с Советским Союзом, но вскоре погиб в результате заговора Амина. Советское руководство подозревало нового афганского лидера в тайных намерениях установить связи с США и Пакис-таном. 27 декабря 1979 г. после вторжения советских войск Амин был убит. Афганское правительство возглавил лояльный к СССР Бабрак Кармаль. Но неожиданно для советского руководства афганский конфликт перерос в тяжелейшую длительную войну. Очень негативными оказались и его между-народные последствия. Реакция Запада на афганскую войну была жесткой и демонстративной. Олимпийские игры в Москве в июле 1980 г. подверглись бойкоту со стороны США и его союзников. Американский сенат отказался ратифицировать договор ОСВ-2, а размещение новейших ядерных вооруже-ний НАТО в Европе стало неизбежным. Впрочем, чрезвычайно жесткие демарши американского руководства в отношении СССР во многом объяс-нялись событиями не только в Афганистане, но и в Центральноамериканс-ком регионе. В 1979 г. в Никарагуа к власти пришли представители сандини- сткого движения, которые открыто демонстрировали свое дружеское отно-шение к Кубе и СССР. 13 том же 1979 г. прокубинский режим был установлен на острове Гренада. В Вашингтоне все эти события были восприняты как проявление нарастающего советского экспансионизма.

С приходом на пост президента США в январе 1981 г. Р.Рейгана начался последний и чрезвычайно напряженный период «холодной вой-ны». Новый американский лидер нимало не смущался своим небольшим политическим опытом и весьма туманными представлениями о перипети-ях мировой политики. В СССР он видел «империю зла», а весь мир был готов безапелляционно поделить на «хороших» и «плохих парней». Впос-ледствии в своих воспоминаниях Рейган искренно описывал свое отноше-ние к военно-стратегическому паритету между США и СССР в стиле «вестерна»: «Я вступил в должность президента со сложившимся преду-беждением против нашего молчаливого согласия с Советским Союзом относительно ядерных ракет. Я имею в виду концепцию устрашения, обеспечивающего безопасность. Она напоминала мне сценку из боевиков, когда два ковбоя, стоя посреди трактира, целятся из револьверов друг другу в голову». Впрочем, агрессивность президента вполне отражала настроения, преобладавшие в американской политической элите. «Расша-тывание» биполярной системы международных отношений воспринима-лось как открытый вызов Америке и повод для перехода к самым жестким мерам по укреплению своих позиций в мире.

С апреля 1981 г. в США началась разработка новой военной доктрины, ориентированной на достижение окончательной победы в «холодной вой-не». В сентябре основные положения доктрины были озвучены Рейганом. Предполагалось, что американская внешнеполитическая стратегия должна строиться с позиций силы и с использованием всех возможных способов давления на противника. Помимо жестких дипломатических демаршей этой цели должны были служить «управляемые конфликты» (т.е. контроль за эскалацией конфликтов, используемых для ослабления международных по-зиций противника). В качестве сферы таких «управляемых конфликтов» рассматривалось все мировое пространство, включая Европу. Большое зна-чение придавалось и всемерному укреплению военно-промышленного ком-плекса. При отказе от американского варианта разоружения, СССР должен был втянуться в такую гонку вооружений, которую никогда не смог бы выиграть.

В декабре 1981 г. в Женеве состоялись международные переговоры о вооружениях в Европе, предусмотренные «двойным решением» НАТО. Аме-риканская дипломатия предложила «нулевой вариант», предусматривавший отказ от размещения ракет в Западной Европе при условии, что СССР уничтожит свои ракеты средней дальности и в европейской, и в азиатской части страны. Советская сторона ответила отказом, ссылаясь на необходи-мость учитывать при таком тотальном разоружении ядерные вооружения Франции и Великобритании. В 1983 г.. невзирая на продолжение женевских переговоров, США начали размещение «Першингов» в Европе. В ответ но-вый советский лидер Ю. Андропов прервал переговоры в Женеве и вскоре заявил о передислокации ближе к атлантическому и тихоокеанскому побере-жью США советских подводных лодок с ядерным оружием. На территории ГДР и ЧССР началось размещение советских оперативно-тактических ракет повышенной дальности.


Невзирая на ужесточение позиции СССР, США продолжали наращивать политическое давление. Когда 1 сентября 1983 г. над территориальными водами СССР был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг», принятый за самолет-разведчик, США спровоцировали в мировых средствах массовой информации шумную антисоветскую пропагандистскую кампанию. Для той же цели использовалась деятельность западных правозащитных организаций, ставящих вопрос о нарушении прав человека в СССР. Со стороны США продолжалась активная поддержка антикоммунистической оппозиции в Польше. Предпринимались беспрецедентные шаги по ограниче-нию экономических связей с СССР и социалистическими странами. Для того чтобы эффект эмбарго был более ощутим, американская администрация запретила торговлю с СССР дочерним американским фирмам, действующим на территории Западной Европы, а также западноевропейским фирмам, про-изводящим оборудование по американским лицензиям. Такая безапелляцион-ность вызвала протест со стороны европейских союзников США, тем более что многие из них в это время принимали участие в очень выгодном проекте по строительству советского газопровода в Европе.

В марте 1983 г. без консультаций с союзниками по Е1АТО Рейган выступил с претенциозным проектом СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Это была долгосрочная программа по использованию косми-ческого пространства в военных целях. Предполагалось создание системы вооружений, способных уничтожать ядерные ракеты в полете с помощью лазерных пушек, размещенных на военных спутниках в космосе. Проект СОИ вызывал сомнения и с технической точки зрения, и в связи с предстоя-щими огромными затратами, и по своим международно-правовым послед-ствиям (он противоречил договорам по ПРО и о принципах использования космического пространства). Кроме того, было очевидно, что система СОИ не способна обеспечить защиту европейских стран. В силу всех этих соображений большинство стран НАТО не поддержали проект.

Несмотря на разногласия со своими союзниками администрация Рейга-на взяла курс на использование силовых методов решения любых «локальных проблем». В 1982 г. американские десантники высадились в Ливане для поддержки режима Амина Жмайеля в борьбе против шиитов и палестинских боевиков. В 1983 г. американцы провели военную операцию на Гренаде, добившись смещения левоцентристского правительства, а также начали ока-зывать военную поддержку правительству Хабре в Чаде. В 1983-1984 гг. американские поставки вооружений и щедрое финансирование позволило превратить партизанские отряды «контрас», выступавшие против никарагуан-ского сандинистского режима, в настоящую армию. Активизировалась и поддержка правительства Сальвадора, боровшегося с прокоммунистическим повстанческим движением.

В условиях крайнего осложнения международной обстановки советс-кое правительство предпринимало попытки нормализовать ситуацию. В 1983 г. было заявлено о готовности СССР рассмотреть пути выхода из афганского кризиса. На XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН в августе 1983 г. советская делегация внесла проект нового «Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли». Продолжались международные встречи и конференции стран-участниц СБСЕ. После смерти Ю.Андропова 9 февраля 1984 г. вновь наступил «откат». Советское правительство санкционировало широкомасш-табные военные операции в Афганистане и вынудило страны своего блока бойкотировать Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Но сам Советский Союз уже стоял на пороге радикальных политических изменений. 11 марта 1985 г. лидером страны стал Михаил Горбачев. Его политика «перестройки» и «новое политическое мышление» открыли новую страницу в истории международных отношений.

Политика Л. И. Брежнева

1. В каком году была принята Конституция СССР, в которой утверждалось, что в Советском Союзе построено развитое социалистическое общество?

1) 1924 г. 2) 1936 г. 3) 1977 г. 4) 1991 г.

2. Начало экономических реформ А. Н. Косыгина относится к

1) началу 1950-х гг. 2) середине 1960-х гг. 3) концу 1970-х гг. 4) середине 1980-х гг.

3. Какое из перечисленных событий относится к 1977 г.?

1) введение должности Полномочного представителя Президента СССР в федеральном округе

2) принятие новой Конституции СССР

3) распад Союза Советских Социалистических Республик

4) начало кампании по освоению целинных и залежных земель

4. Какое из указанных событий произошло раньше остальных?

1) Карибский кризис 2) ввод советских войск в Афганистан 3) создание СЭВ 4) подписание договора ОСВ-1

5. Что из перечисленного произошло в конце 1970-х гг.?

1) ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан

2) советско-китайский пограничный конфликт вблизи острова Даманский

3) роспуск Организации Варшавского договора

4) первый визит руководителя СССР в США

6. В каком году советские войска были введены в Афганистан?

1) 1956 г. 2) 1968 г. 3) 1979 г. 4) 1989 г.

7. Крупнейшими стройками в эпоху «застоя» были

1) Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты 2) Днепрогэс и Турксиб 3) КамАЗ и БАМ

4) Харьковский и Челябинский тракторные заводы

8. Экономическая реформа А. Н. Косыгина, начатая в 1965 г., включала

1) введение уравнительной заработной платы на предприятиях 2) приватизацию государственной собственности

3) снижение количества плановых показателей для предприятий 4) переход к рыночной экономике

9. Что из перечисленного произошло в период «разрядки» международной напряжённости конца 1960-х - 1970-х гг.?

1) «бархатные революции» в странах Восточной Европы 2) объединение ГДР и ФРГ 3) создание СЭВ

4) подписание Договора между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)

10. Какое из перечисленных событий означало окончание процесса «разрядки» международной напряжённости в 1970-е гг.?

1) создание в СССР водородной бомбы 2) ввод советских войск в Афганистан 3) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

4) объединение ГДР и ФРГ в одно государство

11. К периоду руководства Л. И. Брежнева (1964-1982 гг.) относится

12. Что из перечисленного было характерно для периода «застоя»?

13. Чем завершилась «пражская весна»?

1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии

2) приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил

3) роспуском Организации Варшавского договора

4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию

14. Что связано с деятельностью Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?

1) начало освоения целины 2) ввод советских войск в Афганистан

3) выдвижение концепции «нового политического мышления»

4) принятие Закона «об индивидуальной трудовой деятельности»

15. Какое из перечисленных событий произошло в период руководства СССР ЛИ. Брежневым?

1) начало массового освоения целины 2) советско-китайский пограничный конфликт в районе острова Даманский

3) выдвижение концепции «нового политического мышления» 4) ликвидация отраслевых министерств, создание совнархозов

16. Какой из перечисленных международных договоров был подписан в период руководства Л.И. Брежнева?

1) договор о противоракетной обороне (ПРО) 2) договор о демилитаризации Антарктиды

3) договор о ликвидации ракет средней и малой дальности 4) договор об участии в программе НАТО «Партнерство ради мира»

17. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и укажите период времени, когда было сделано это заявление.

«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

1) последние годы руководства страной И. В. Сталина 2) «оттепель» 3) «застой» 4) «перестройка»

18. Ниже приведён фрагмент из выступления государственного деятеля. Укажите название периода, начало которому положило данное выступление.

«От Штетина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. …Эти города и населениенаходятся в советской сфере, и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы».

19. Прочтите отрывок из статьи и укажите страну, о которой идёт речь.

«Советские войска были введены в эту страну в декабре 1979 года. Первыми в 50 км к северу от столицы высадились части 105-й гвардейской воздушно- десантной дивизии. В 1988 году после подписания Женевских соглашений начался вывод советских войск из Республики. 15 февраля 1989 года территорию страны покинули последние колонны частей 40-й армии и все специальные подразделения пограничных войск».

1) Болгария 2) Румыния 3) Чехословакия 4) Афганистан

20. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите страну, о которой идёт речь.

«20 августа 1968 г. в 23 часа союзнические войска под командованием советского генерала армии И.Г. Павловского перешли границы страны на всех направлениях. В операции под кодовым названием «Дунай» было задействовано 400 тысяч военных и 6300 танков. Через сутки с небольшим вся территория страны уже находилась под контролем армий стран Варшавского договора».

1) Румыния 2) Болгария 3) Чехословакия 4) Венгрия

21. Прочтите отрывок из труда экономиста и укажите период, к которому относятся описанные явления.

«Однако в последние 12-15 лет в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в восьмой пятилетке среднегодовой прирост его составлял 7,5% и в девятой - 5,8%, то в десятой он снизился до 3,8%, а в первые годы одиннадцатой составил около 2,5% (при росте населения страны в среднем на 0,8% в год). Это не обеспечивает ни требуемых темпов роста жизненного уровня народа, ни интенсивного технического перевооружения производства».

1) последние годы руководства СССР И. В. Сталина 2) «оттепель» 3) «застой» 4) «перестройка»

22. Прочтите отрывок из Постановления ЦК КПСС и укажите десятилетие, когда оно было принято.

«1. Признать необходимым образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР:

Министерство чёрной металлургии,

Министерство ной металлургии <…>.

...

8. В связи с предусмотренными настоящим Постановлением изменениями в организации управления промышленностью признать необходимым:

... упразднить Высший совет народного хозяйства СССР Совета Министров СССР, Совет народного хозяйства СССР, республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических районов».

1) 1950-е гг. 2) 1960-е гг. 3) 1970-е гг. 4) 1980-е гг.

23. Председателем Совета министров СССР, во второй половине 1960-х гг. проводившим экономические реформы, направленные на внедрение хозрасчета, был

1) В. М. Молотов 2) Н. И. Рыжков 3) А. А. Громыко 4) А. Н. Косыгин

Пояснение. Председателем Совета министров СССР, во второй половине 1960-х гг. проводившим экономические реформы, направленные на внедрение хозрасчета, был А. Н. Косыгин. Молотов занимал этот пост ранее, Рыжков позже в годы «перестройки», Громыко этот не занимал никогда. Правильный ответ: 4

24. Видным участником диссидентского движения середины 1960 - начала 1980-х гг. был

1) М. А. Шолохов 2) А. Д. Сахаров 3) С. П. Королев 4) С. Ф. Бондарчук

Пояснение. Видным участником диссидентского движения середины 1960 - начала 1980-х гг. был академик Сахаров. Все остальные существующую власть поддерживали. Правильный ответ: 2

25. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.

В какую международную организацию входили в первой половине 1960-х гг. страны, территория которых заштрихована на данной схеме?

1) Лига Наций

2) Организация Варшавского договора (ОВД)

3) НАТО

4) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

26. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) возведение Берлинской стены;

2) начало Корейской войны;

3) ввод советских войск в Афганистан; 4) Нюрнбергский процесс.

27. Установите соответствие между названиями периодов экономической политики государства и мерами, осуществлёнными в каждый из периодов.

МЕРЫ

А) «военный коммунизм»

Б) новая экономическая политика

В) индустриализация народного хозяйства

1) отказ от государственного вмешательства в экономику

2) натурализация заработной платы

3) передача в частную собственность мелких и средних предприятий

4) массовое создание колхозов для «перекачивания» средств из деревнив город

28. Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами

ДАТЫ

А) XX съезд КПСС

Б) принятие Конституции СССР, получившей название «конституция развитого социализма»

В) смерть И. В. Сталина

1) 1953 г.

2) 1956 г.

3) 1977 г.

4) 1985 г.

29. Установите соответствие между событиями внешней политики СССР и годами, когда они происходили.

ГОДЫ

А) вступление СССР в Лигу Наций

Б) конфликт на озере Хасан

В) начало Советско-финляндской войны

1) 1930 г

2) 1934 г.

3) 1938 г.

4) 1939 г.

30. Установите соответствие между периодами и событиями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) 1945–1953 гг.

Б) 1953–1962 гг.

В) 1962–1979 гг.

1) создание НАТО

2) создание ОВД

3) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) создание Лиги Наций



31. Какие из данных событий произошли в период 1964-1985 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

2) начало освоения целинных земель;

3) принятие конституции «развитого социализма»;

4) выступление ГКЧП;

5) созыв I Съезда народных депутатов СССР.

32.

Население СССР, по данным Госкомстата, млн человек

Население СССР, млн. человек

Городское

Сельское

1940

194,1

63,1

131,0

1950

178,5

69,4

109,1

1960

212,4

103,6

108,8

1970

241,7

136

105,7

1980

264,5

166,2

98,3

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ

СУЖДЕНИЯ

A) Население СССР сократилось в период

1) 1940–1950 гг.

Б) Численность городского населения

впервые превысила численность

сельского населения в период

2) 1950–1960 гг.

В) Численность населения СССР

превышала 200 млн человек

3) 1960–1970 гг.

4) во все годы, представленные в таблице

33. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Добыча нефти, газа и угля в период 1960-1980 гг.

Нефть, млн т

Газ, млрд м 3

Уголь, млн т

1960

148

510

1970

328

198

624

1980

603

435

718

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ

СУЖДЕНИЯ

A) В период 1960-1980 гг. наибольшими темпами росла добыча

1) угля

Б) В период 1960-1980 гг. наименьшими темпами росла добыча

2) нефти

В) В 1980 г., по абсолютным показателям

3) газа

4) угля было добыто больше, чем нефти

5) нефти было добыто больше, чем угля

34. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Продукция металлургии в СССР по годам (млн. т)

Чугун

Сталь

1965

66,2

91,0

1970

85,9

116

1975

103

141

1980

107

148

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ

СУЖДЕНИЯ

A) Рост выплавки чугуна по сравнению с предыдущим годом, представленным в таблице, был наибольшим в

1) 1970 г.

Б) Рост выплавки стали по сравнению с предыдущим годом, представленным в таблице, был наименьшим в

2) 1975 г.

В) Стали выплавлялось больше, чем чугуна,

3) 1980 г.

4) во все годы, представленные

в таблице

5) не во все годы, представленные в таблице

35. Сравните содержание Конституций СССР 1936 г. и 1977 г. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) провозглашается построение в СССР развитого социалистического общества;

2) СССР определяется как социалистическое государство;

3) руководящей и направляющей силой советского общества провозглашается КПСС;

4) провозглашается, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства.

36. Сравните политику государства в сфере сельского хозяйства в периоды 1945-1953 гг. и 1964-1985 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) директивно-плановое руководство деятельностью колхозов и совхозов со стороны государства;

2) распространение на колхозников пенсионного обеспечения;

3) использование колхозами техники через машинно-тракторные станции;

4) награждение лучших работников сельского хозяйства орденами и медалями.

37. Сравните международное положение СССР в период 1945-1953 гг. и в период 1953-1964 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) состояние «холодной войны»; 2) существование Организации Варшавского договора;

3) существование Совета экономической взаимопомощи;

4) оказание помощи СССР социалистической Кубе.

38. Сравните международное положение СССР в период 1953-1964 гг. и в период 1964-1985 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) участие советских войск в Афганской войне; 2) действие Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1);

3) ввод советских войск в социалистические страны для подавления антисоветских выступлений;

4) участие СССР в Организации Варшавского договора.

39. Сравните черты государственной идеологии в СССР в периоды «оттепели» и «застоя». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) критика культа личности И.В. Сталина с трибуны партийных съездов;

2) закрепление в Конституции СССР положения о построении в СССР общества развитого социализма;

3) недопустимость критики существующего в СССР политического строя;

4) признание одной из важнейших задач необходимости противостояния лагерю капиталистических стран.

40. Запишите название страны, пропущенное в схеме.

41. Запишите фамилию, пропущенную в схеме .

42. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

43. Создание какого крупного предприятия относится к периоду 1964-1985 гг.?

1) Днепрогэса 2) Харьковского тракторного завода 3) Волжского автомобильного завода

4) Магнитогорского металлургического комбината

44. Принятие какого документа произошло в период руководства Л.И. Брежнева?

1) Конституции «развитого социализма»

2) Закона о государственном предприятии

3) Постановления ЦК КПСС «О культе личности и преодолении его последствий»

4) Заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному, демократическому социализму»

45. Одной из крупнейших строек периода 1964 - 1985 гг. было строительство

1) Турксиба 2) Днепрогэса 3) Харьковского тракторного завода 4) Байкало-Амурской магистрали

46. К периоду руководства Л.И. Брежнева (1964 - 1982 гг.) относится

1) Карибский кризис 2) Потсдамская конференция 3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) строительство Берлинской стены


47. К достижениям отечественной экономики второй половины 1960 - 1970-х гг. относится

1) массовый выпуск отечественных персональных компьютеров

2) создание первых отечественных турбореактивных самолетов ТУ-104

3) пуск в действие первой атомной электростанции

4) массовый выпуск народного автомобиля «Жигули»

48. Что было одной из характерных черт экономического развития СССР во второй половине 1970-х гг.?

1) быстрое внедрение компьютерных технологий в промышленность и сельское хозяйство

2) отсутствие дефицита продовольственных товаров

3) большая роль нефтяных доходов («нефтедолларов») в экономике

4) внедрение хозрасчета на государственных предприятиях

49. Конституция 1977 г. содержала положение о (об)

1) альтернативном характере выборов депутатов 2) создании Конституционного Суда

3) руководящей и направляющей силе КПСС 4) многопартийной политической системе

50. Что из перечисленного было характерно для периода «застоя»?

1) периодическое проведение чисток партии 2) массовое забастовочное движение

3) отказ от соединения партийных и государственных постов в одних руках

4) длительные сроки нахождения партийных руководителей на своих постах

51. Что было характерно для советской внешней политики конца 1960-х - начала 1970-х гг.?

1) отказ от поддержки антиколониальных движений

2) признание возможности мирного сосуществования двух систем - социалистической и капиталистической

3) предоставление максимальной самостоятельности странам Восточной Европы

4) отказ от переговоров с США об ограничении вооружений

52. Что из перечисленного относится к причинам кризиса советской экономики, проявившегося в годы «застоя»?

1) низкие цены на нефть в мире во второй половине 1970-х гг.

2) незаинтересованность работников в результатах своего труда

3) недостаток природных ресурсов для нужд растущей промышленности

4) зависимость советской промышленности от иностранных капиталовложений

53. Одним из последствий развития диссидентского движения в СССР в период «застоя» стало

1) внесение в Конституцию СССР 1977 г. статей о политических свободах граждан

2) усиление партийного контроля над творческой интеллигенцией

3) проведение массовых рабочих забастовок

4) ограничение функций, компетенции КГБ

54. Что было одной из причин перехода к «разрядке» в международных отношениях в конце 1960-х гг.?

1) достижение СССР военно-стратегического паритета с США

2) создание Организации объединенных наций (ООН)

3) создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

4) начало перестройки в СССР

55. Что было одной из причин ухудшения советско-американских отношений в конце 1970-х гг.?

1) ввод советских войск в Афганистан 2) Корейская война 3) ввод войск ОВД в Чехословакию

4) активные военные действия американских войск во Вьетнаме

56. Укажите фамилию руководителя Советского государства, при котором была принята Продовольственная программа.

1) Н.С. Хрущёв 3) Л.И. Брежнев

2) Ю.В. Андропов 4) М.С. Горбачёв

57. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к 1965-1985 гг.

1) разрядка; 2) руководящая роль КПСС; 3) Съезд народных депутатов; 4) «теневая экономика»; 5) Косыгинская реформа; 6) развитой социализм.

58. Напишите пропущенное слово.

Борьба за улучшение экономического положения государства, провозглашённая Ю.В. Андроповым на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, началась с широкомасштабной кампании по наведению элементарного порядка и производственной ____ .

59 . Что из названного относится к причинам свёртывания Косы- гинской экономической реформы?

1) спад промышленного производства 2) спад сельхозпроизводства 3) отсутствие поддержки партруководства

4) отсутствие поддержки населения

60. Период советской истории с 1965 по 1985 гг. называют «неосталинизм» в связи с тем, что

1) прекращена критика Сталина в официальных изданиях 2) имя Сталина возвращено промышленным предприятиям

3) активизирована реабилитация жертв репрессий 4) критика Сталина усилилась

61. Принятие «брежневской» Конституции означало

1) лишение КПСС властных полномочий 2) сохранение за КПСС управления идеологической сферой

3) передача функций управления экономикой КПСС 4) законодательное закрепление руководящей роли КПСС

62. Прочтите отрывок из выступления Л.И. Брежнева и укажите год, когда оно состоялось.

«Вы возьмите нашу сейчас схему. У нас есть ВСНХ, что он решает? Текущие задачи в пределах плана, решает возникший спор... Есть СХН - это текущее что-то такое... Я не хочу этим охаивать, товарищи, совнархоз, вовсе нет. Сейчас, я не скрою, есть разные точки зрения и разные взгляды на это дело».

1) 1965 г. 3) 1977 г.

2) 1971 г. 4) 1982 г.

63. Председателем Совета министров в 1964 г. после отставки Н.С. Хрущёва стал

1) Л.И. Брежнев 3) А.Н. Косыгин

2) Н.А. Тихонов 4) Н.И. Рыжков

64. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к 1965-1985 гг.

1) Продовольственная программа; 2) ускорение; 3) пятилетка качества; 4) БАМ; 5) диссиденты; 6) самиздат.

65. Напишите пропущенное слово . валовой

Одним их основных направлений экономической реформы 1965 г. была оценка работы предприятий не по выпуску

продукции, а по итогам её реализации и полученной прибыли.

66. Что из названного относится к причинам кризисных явлений в советской экономике в 1970-е гг.?

1) господство административно-командной системы 2) влияние мирового экономического кризиса

3) господство рыночных отношений 4) обострение международной ситуации

67. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гт.?

1) многопартийность 2) плюрализм 3) диссидентское движение 4) массовые репрессии

68. Что из перечисленного относится к результатам Косыгинской реформы?

1) спад промышленного производства 2) сокращение расходов на социальную сферу

3) спад сельхозпроизводства 4) увеличение расходов на социальную сферу

69. Прочтите отрывок из выступления Н.А. Тихонова и укажите событие, о котором идёт речь.

«Наш народ по калорийности питается выше нормы. Мартовский Пленум и все последующие Пленумы обеспечили достаточное питание народу, но питание у нас недостаточно стабилизировано: мало овощей, молока, масла... Завтра обсудим вопрос об улучшении управления сельским хозяйством, о мерах по дальнейшему улучшению жилищных, бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения. Это всё неотъемлемая часть программы».

1) освоение целины 2) Программа мира ^ 3) Косыгинская реформа 4) Продовольственная программа

70. Назовите не менее трёх основных мер, предпринятых в ходе проведения экономической реформы А. Н. Косыгина во второй половине 1960-х гг. Приведите не менее трёх примеров, отражающих воздействие этих мер на развитие экономики СССР.

.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

71. Назовите не менее трёх особенностей ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере советского общества в 1970-е - начале 1980-х гг. Приведите не менее трёх причин, способствовавших складыванию отмеченных вами особенностей.

Могут быть названы следующие особенности:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

72. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В конце 1960-х гг. произошёл фактический отказ от проведения экономической реформы 1965 г. Какие возможности развития экономики существовали в тот период? Назовите не менее двух возможностей. В чём состояли причины экономических трудностей 1970-х - первой половины 1980-х гг.? Приведите не менее трёх причин .

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

73. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В период «оттепели» в СССР по инициативе Н.С. Хрущёва проводились преобразования в сфере политики, был разоблачён культ личности И. В. Сталина, проходил процесс десталинизации. Какие характерные черты приобрела политика середины 1960-х - середины 1980-х гг.? Укажите не менее трёх черт. Назовите не менее двух причин появления этих черт.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

74. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В августе 1968 г. войска стран Варшавского договора по инициативе советского руководства вступили в социалистическую Чехословакию, положив конец периоду Пражской весны. Какие причины заставили советское руководство пойти на этот шаг? Назовите не менее двух причин. Каковы были последствия этих действий для международной ситуации и отношений внутри социалистического лагеря? Назовите не менее трёх последствий.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

75. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы . Начавшийся в конце 1940-х гг. период холодной войны характеризовался противостоянием СССР и США, возраставшей гонкой вооружений, приводившей к опасности возникновения ядерной войны. В чём состояли и в каких событиях отразились изменения в международных отношениях в 1970-е гг.? Назовите не менее трёх изменений, событий. Почему они стали возможны? Укажите не менее трёх причин.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

76. Сравните политические взгляды (установки, особенности политического поведения) Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева , проявлявшиеся в их политической деятельности. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

77. Существует следующая точка зрения на политику «разрядки»: Внешнеполитический курс советского руководства в 1960-1970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

78. Существует следующая точка зрения на причины «застоя» в общественно-политической и экономической жизни СССР : «Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ системы.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧТЫЕ СРЕДСТВА

Дисциплина: « ОГСЭ 02. История»

Тема: «СССР в 1964 – 1985 гг.»

Пояснительная записка

Проверочная работа по истории разработана на основе рабочей программы дисциплины ОГСЭ 02. Истории для специальностей, обучающихся по программам среднего профессионального образования и Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

Работа охватывает содержание темы «СССР в 1964 – 1985 гг.»

Задания составлены по типу заданий ЕГЭ.

Цель контроля : выявить уровень усвоения материала обучающимися:

Ø знания:

- хронологии периода;

- основных фактов, явлений, процессов.

Ø умения:

- соотносить единичное, общее, классифицировать факты;

- подбирать и работать с различными источниками, извлекать из них

необходимую информацию;

- использовать принципы причинно-следственного анализа при изучении исторических процессов и явлений;

- использовать исторические факты для аргументации ответов.

Вариант 1

1. Когда был осуществлен советско-американский полет в космос по программе «Союз» - «Аполлон»?

1) в 1971 г. 2) в 1973 г. 3) в 1975 г. 4) в 1977 г.

2. После отстранения от власти правительство СССР возглавил

3. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?

1) образование совнархозов;

4) распространение стахановского почина в промышленности.

4. Что стало одним из последствий подписания с участием СССР Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?

2) соблюдение прав человека в СССР;

3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией;

4) отказ от производства и испытаний нового вооружения.

5. Прочтите отрывок из исторического документа и определите год, когда произошли события, описанные в документе:

Из воспоминаний члена Политбюро ЦК КПСС:

«Последнюю неделю перед вводом войск члены Политбюро почти не спали, не уезжали домой: по сообщениям, в Чехословакии ожидался контрреволюционный переворот. Прибалтийский и Белорусский военный округа были приведены в состояние готовности номер один. В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание. Брежнев сказал: «Будем вводить войска…»

1) 1965 г. 2) 1968 г. 3) 1972 г. 4) 1975 г.

6. Социальное развитие СССР в середине 70-х-середине 80-х гг. характеризовали:

1) рост удельного веса людей со средним и высшим образованием;

2) более высокий уровень потребления продуктов питания, чем в странах Запада;

3) опережение прироста производства товаров по сравнению с ростом денежных доходов населения ;

4) забастовки рабочих против уравнительных тенденций в оплате труда .

7. Как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте?

«Наиболее известные формы протеста… в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций – заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».

1) либералы; 2) диссиденты; 3) академисты; 4) протестанты.

8. Расставьте события в хронологическом порядке

1) Избрание генеральным секретарем ЦК КПСС;

2) Судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем;

3) Подписание договора между СССР и США ОСВ -1;

4) Ввод советских войск в Афганистан.

9. Что из перечисленного характеризует духовное развитие СССР, сложившееся в 1970-е начале 1980-х гг.. Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особое влияние на изменение духовного климата оказала правозащитная деятельность;


2) В ходу были кухонные разговоры, в которых обсуждались проблемы страны;

3) Ускорение процесса реабилитации сталинских репрессий;

4) Появились формы оппозиционности как «самиздат» и «самиздат»;

5) Репрессии, расстрелы по отношению к представителям диссидентского движения;

6) развитие клубов, проведение дискуссий по вопросам дальнейшего развития СССР.

10. Установите соответствие между именами кинорежиссеров и названиями их работ: к каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба:

1) конституция «развитого социализма»;

2) разрядка международной напряженности;

3) конфронтация международных отношений;

4) третьеиюньский переворот;

5) «нефтедоллары»;

6) колхозное крестьянство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому

историческому периоду.

В 1970 г. был создан Комитет защиты прав человека, в который вошел академик _________, известный ученый-физик, один из создателей водородной бомбы.

Вариант 2

1. Какое из событий произошло в 1980 г.?

1) первый Московский кинофестиваль;

2) Олимпийские игры в Москве;

3) Первый конкурс пианистов имени П. Чайковского;

4) выставка художников-авангардистов в Москве.

2. Министром иностранных дел в период 1957-1985 гг. был

3. Какое событие явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970-х гг.?

1) военная помощь СССР Анголе;

2) размещение советских ракет в Никарагуа;

3) ввод советских войск в Афганистан;

4) ввод советских войск в Чехословакию.

4. Что было одним из последствий принятия статьи 6 в Конституции СССР 1977 г.?

1) сокращение численности партийно-государственного аппарата;

2) ликвидация привилегий партийно-государственного аппарата;

3) развитие внутрипартийной демократии;

4) правовое закрепление власти партийно-государственной номенклатуры.

5. Прочтите отрывок из документа и определите его название:

«В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя… Коммунистическая партия является ядром политической системы».

1) Новая программа КПСС;

2) Всеобщий договор о разоружении;

3) Конституция СССР 1977 г.;

4) Договор ОСВ – 1.

6. Внутриполитический курс СССР в период с 1982г. по февраль 1984 г. характеризовался:

1) усилением критики сталинизма в официальных изданиях;

2) возобновлением борьбы с космополитизмом;

3) прекращением борьбы с проявлением инакомыслия;

4) расширением борьбы со злоупотреблениями в хозяйственной сфере.

7. Как назывался социальный слой, о котором говорится в тексте?

4) ужесточение запретов на ведение личного подсобного хозяйства;

5) расширение посевных площадей под кукурузу;

6) введение вместо трудодней твердых денежных окладов.

10. Установите соответствие между именами деятелей культуры и областью их деятельности: к каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба:

11. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) периода СССР 1964-1985 гг.

1) старение кадров;

2) коллективное руководство;

3) ротация кадров;

4) идеология инакомыслия;

5) диссидентское движение;

6) колхозное крестьянство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

12. Напишите пропущенное слово.

Претензии СССР на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название________Брежнева.

13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политичекой системы в СССР».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Система оценивания проверочной работы

по теме «СССР в 1964 – 1985 гг.»

Часть 1

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны: требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1–8, 11,12 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 9,10 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.

Вариант 1

Вариант 2

№ задания

Ключ ответа

№ задания

Ключ ответа

доктрина

Всего 14

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. Задание 13.

Вариант 1 .

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период, когда руководителем СССР был, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР. Был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений».

Аргументы «за»:

1. Сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г.

2. Использование природных богатств, позволило получить «нефтедоллары», создавало возможность обеспечить потребности общества

3. Велось строительство бесплатного жилья, бесплатное медицинское обслуживание, образование

4. Во внешней политике «разрядка» международной напряженности

Аргументы «против»:

1. Тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что приводило к дефициту товаров

2. Сохранение дефицита и уравнительной системы вели к росту социальной апатии, моральному разложению общества

3. Рост привилегий партаппарата усугублялось усилением коррупции и казнокрадства

4. Движение диссидентов, среди тех, кто критически оценивал достижения социализма, сложились альтернативные идеологии, впоследствии сформировавшиеся в политические течения

5. С вводом войск СССР в Афганистан начался новый виток гонки вооружений.

Вариант 2.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР».

Аргументы «за»:

1. Усилилась власть партаппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих, высылка из страны, лишение советского гражданства (Г. Вишневская, Р. Ростропович, А. Солженицын)

2. Роль КПСС была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 г.

3. Борьба властей и правозащитниками. Сахаров был отправлен в ссылку в Горький.

4. Издания «самиздата» и «тамиздата» призывали бороться за национальные интересы, подъем национализма (особенно в Прибалтике, на Западной Украине, Средней Азии, Закавказье)

Аргументы «против»:

1. Существовали гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, бесплатное образование и медицина

2. Велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление отдельных квартир для семей

3. «Нефтедоллары» позволяли обеспечить основные потребности общества

4. Господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», создана единая общность «советский народ».

Указания к оцениванию

«4 балла»

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки.

« 3 балла»

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки.

«2 балла»

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки.

«1 балл»

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки, ИЛИ приведены только два аргумента в опровержение оценки.

«0 баллов»

Приведён только один любой аргумент, ИЛИ приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами, ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл за задание 13 – 4 балла.

Итого 18 баллов.